Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:34, курсовая работа
Грустно, правда? А в отношении к нашему дому, к территории Украины, где живем мы и наши близкие, такое высказывание особенно близко. Можно решать самые разные проблемы, можно строить грандиозные планы, но угрожающий факт остается фактом – окружающая среда Земли, материка, территории, на которой мы с вами проживаем находится на грани осуществления необратимых и увы негативных изменений условий существования. Человек, который сам сначала приспосабливался к условиям жизни на планете, постепенно вынудил ее подстраиваться под него.
Введение …………………………………………………………..….3
Экологические проблемы Украины…………….………………..…..4
Общие сведения о природных условиях……………………………...…4
Главные причины и источники развития экологического кризиса.…..9
Экологическое состояние отдельных регионов………………….…..…20
Экологические проблемы крупнейших рек, Черного и Азовского морей…………………………………………………………….….….20
Донецко-Приднепровский регион…………………………………....23
Украинское Полесье……………………………………….……….…24
Украинские Карпаты……………………………………………….....25
Последствия природных и антропогенных экологических катастроф..26
Последствия Чернобыльской катастрофы………………….…………...28
Пути решения экологических проблем………………………………29
Заключение……….……………………………………………………….31
Список использованной литературы…………
Крупнейшим среди промышленных комплексов в Украине является машиностроительный комплекс, потому, что в государстве для этого сложились достаточно благоприятные условия: мощная металлургическая база, густая транспортная сеть, большие объемы использования машин и устройств, высококвалифицированные кадры. На украинских машиностроительных заводах изготовляют разнообразную продукцию от бытовой техники до наисложнейших современных машин – оборудования для АЭС, космическую технику, турбины, самолеты, не имеющие аналогов в мире. Наиболее высокая концентрация машиностроительной промышленности характерна для Днепропетровска, Харькова, Кривого рога, Краматорска, Мариуполя, Донецка.
Как и другие виды промышленности, машиностроительная отрасль тяготеет к районам развития металлургии, сконцентрирована в городах и очень вредит их экологическому состоянию огромными объемами отходов, загрязнения воздуха и воды. Так в Днепропетровске только одно производственное объединение «Днепртяжмаш» ежегодно скидывает в Днепр 23700 тыс. м3 загрязненных сточных вод, завод прокатных валов – 250 тыс. м3. в Запорожье выбросы Днепровского электродного завода в атмосферу составляют 35% общегородских, причем 80% из них являются опасными канцерогенными веществами первого класса . кстати, более 50% всех выбросов в атмосферу этого города дает ПО « Запорожсталь» ( около 150 тыс. тонн вредных веществ ежегодно) . электротехнических заводов в Украине действует около сотни. Но, не взирая на то, что большинство из них построено в последние десятилетия, на них газо и водоочистные сооружения или неисправны, или неэффективны ( Одесский «Автоагрегат», Николаевский «Никонд» и др.)
Экологически опасной является и цементная промышленность. Больше всего экологических проблем она создает в Донецкой, Днепропетровской и Харьковской областях – загрязняет окружающую среду пылью, серным ангидридом и оксидами азота. Именно в этой отрасли производства на предприятиях хуже всего выполняются природоохранные меры, поэтому например, превышения содержания пыли в выбросах составляет почти везде 5-10 ГДК, а вместе с загрязненными сточными водами в реки ежегодно сотни тонн органических, взвешенных веществ, солей и других вредных соединений.
Огромный вред рельефу, земельным ресурсам, грунтовым водам причиняют разработки карьеров строительных материалов – песка, гранита, лабрадорита, известняка (в Житомирской, Винницкой, Днепропетровский, Кировоградской областях).
Сельскохозяйственное
Объемы пестицидов и минеральных удобрений , которые попадают на поля Украины составляют больше 90 000 тонн и 4,5 млн. тонн соответственно. Площадь земель, загрязненных стойкими хлорорганичными препаратами составляет около 8 миллионов га, на нескольких сотнях тысяч га их содержание значительно превышает ГДК.
Очень напряжена экологическая ситуация вокруг ( в радиусе нескольких километров) больших животноводческих комплексов Украины. Крупнейшие из них продуцируют ежесуточно 2-3 тыс. тонн экскрементов, которые эти хозяйства не успевают переработать. В результате их распада и гниения выделяются большие массы аммиака, азота, сероводорода, органических кислот, вредных микроорганизмов, которые загрязняют окружающую среду и стают причинами болезней, эпидемий, гибели в грунтовых водах, реках и прудах рыбы, целых биотических групп. На километры вокруг комплексов воздушными массами разносится смрад, патогенные микроорганизмы, гельминты.
Особенно угрожающей для земледелия является усиленная антропогенной деятельностью эрозия почв, особенно в лесостепной и степной зонах. Более 4 млн. га пахотных земель поражено дефляцией почв. Пыльные бури, которые за последние 100 лет возникали в лесостепной зоне Украины 23 раза, а за последние 40 лет 16 раз, снесли миллионы тонн плодородных почв в Луганской, Донецкой, Запорожской, Днепропетровской, Херсонской областях и в Крыму. В 1960 году пыльными бурями был охвачен весь юг Украины, площадью около 5 млн. га, при этом в Крыму, Запорожской и Херсонской областях полностью уничтожены посевы на площади около 5 тыс. га. Развитие пыльных бурь является причиной деградации грунтов из-за их активного истощения и неправильные агротехнические действия.
Перехимизация сельского
Огромный вред почвам
Следует также акцентировать внимание на экологической роли транспорта и особенностях транспортного загрязнения в Украине. Транспортная сеть в Украине достаточно густая, количество и активность автотранспорта в городах очень высокое, и вреда окружающей среде он причиняет достаточно. Основными причинами являются устаревшие конструкции двигателей, характер топлива, плохая организация движения, особенно в городах, в на перекрестках улиц, мостопереходах. В отработанных газах, выкидываемых нашими автомобилями выявлено до 280 различных вредных веществ, среди которых особенную опасность представляют бензопирены ( канцерогенные вещества, в миллион раз ядовитее, чем угарный газ), оксиды азота, свинец, ртуть, альдегиды, оксиды углерода и серы, сажа, углеводороды.
Автотранспорт на перевозку одного и тог же груза требует в 6,5 раз больше топлива, чем железнодорожный, и в 5 раз больше, чем водный. А в Украине насчитывается больше миллиона грузовых автомобилей и больше 3 миллионов легковых автомобилей и каждый из них ежегодно сжигает от 12 до 30 тн высокооктанового российского бензина, обогащенного свинцом ( до 0,36 г/л). Надо заметить, что токсичность отработанных газов наших дизельных двигателей намного выше, чем от карбюраторных, поскольку эти газы содержат оксиды углерода, диоксиды азота и серы, а также сажу ( до 16-18 кг с каждой тонны ДТ). В 1992-93 гг. выбросы загрязняющих веществ автотранспортом составляли около 5,5 млн. тн. в год ( 39% от всего объема выбросов в Украине). От транспортного загрязнения газами и шумом страдают все города Украины, особенно крупные. Доля загрязнения воздуха от автотранспорта в некоторых крупных городах Украины составляет от 40 до 80 % общего загрязнения.
Железнодорожный транспорт чище, с экологической точки зрения, особенно электрический. Стало проблемой только лишь сильное загрязнение полотна железных дорог шириной в несколько метров по обе стороны от путей и самих путей нечистотами с вагонных туалетов. Во всех цивилизованных странах туалеты пассажирских вагона оборудованы специальными емкостями, и нечистоты не выбрасываются наружу. Экологические и медицинские исследования выявили, что в последнее время , особенно в теплое время года вышеуказанное загрязнение путей нечистотами и продуктами их распада стало причиной заболевания значительного количества пассажиров и работников железных дорог различными заболеваниями желудочно-кишечного тракта и легких.
Ощутимый экологический вред причиняет Днепру с его водохранилищами, Дунаю, Днестру, а также Черному и Азовскому морям водный транспорт. В первую очередь конечно из-за несоблюдения правил перевозки и перекачки нефтепродуктов, аварий, очистки танкеров, шумо-вибрационного влияния, создание волн, разрушающих берега водохранилищ.
Все большей экологической
проблемой городов Украины,
В последнее время
в Украине активизировались
В Полесье имеют место процессы подтопления, на юге Украины около 25% почв страдают от засоления, причиненного неправильным орошением. Антропогенная деятельность вдоль Черноморского и Азовского побережья сопровождается активизацией морской абразии берегов.
Почти на 70% территории Украины значительно снизилась сейсмоустойчивость почв и горных пород, особенно на юге, в Донбассе, Прикарпатье, чему благоприятствовало появление тысяч скважин, шахт, карьеров. Неблагополучная сейсмологическая обстановка и в районе Чернобыльской АЭС, где за счет комплекса природных и техногенных факторов снижение сейсмической стойкости максимально. То же самое характерно и для района Ровненской АЭС. Техногенные факторы в пределах зоны влияния этих АЭС могут усилить землетрясение на 1-1,5 балла, то есть довести его силу до 5-7 баллов по шкале Рихтера.
Яркими иллюстрациями
характеристики современного
Район Донбасса
в пределах треугольника
В реки Северский Донец и Днестр ежегодно выкидывается около 200 млн. м3 грязных стоков. Кроме того Днестр очутился на грани истощения из-за интенсивного водозабора на бытовые, промышленные, мелиоративные нужды – сток его уменьшился с 6 до 3 млн. м3 в год.
За последние годы в атмосферу Украины выкинуто более 100 млн. тонн вредных веществ.
Из-за резкого ухудшения
экологического состояния
Дефицит воды в
Украине сегодня составляет
Информация о работе Экология Украины. Проблемы. География. Пути решения