Осуществление
экологического мониторинга в Российской
Федерации входит в обязанности
различных государственных служб.
Это приводит к некоторой неопределенности
(по крайней мере, для общественности)
в отношении распределения обязанностей
госслужб и доступности сведений об
источниках воздействия, о состоянии окружающей
среды и природных ресурсов. Ситуацию
усугубляют периодические перестройки
министерств и ведомств, их слияния и разделения.
На региональном уровне экологический
мониторинг и/или контроль обычно вменяется
в обязанность:· Комитету по экологии
(наблюдения и контроль за выбросами и
сбросами действующих предприятий).· Комитету
по гидрометеорологии и мониторингу (импактный,
региональный и отчасти фоновый мониторинг).·
Санитарно-эпидемиологической службе
Минздрава (состояние рабочих, селитебных
и рекреационных зон, качество питьевой
воды и продуктов питания).· Министерству
природных ресурсов (прежде всего, геологические
и гидрогеологические наблюдения).· Предприятиям,
осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую
среду (наблюдение и контроль за собственными
выбросами и сбросами).· Различным ведомственным
структурам (подразделениям Минсельхозпрода,
МЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного
хозяйства и проч.) В области
регионального
мониторинга наблюдения ведутся в основном
Росгидрометом, имеющим разветвленную
сеть, а также некоторыми ведомствами
(агрохимслужба Минсельхозпрода, водно-канализационная
служба и др.) И, наконец, существует сеть
фонового мониторинга, осуществляемого
в рамках программы MAB (Man and Biosphere Человек
и биосфера (англ.).). Мониторинг состояния
водной среды, организованный, прежде
всего, Росгидрометом и, до некоторой степени,
санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и
коммунальными (Водоканал) службами, не
охватывает подавляющее большинство малых
рек. В то же время известно, что загрязнение
больших рек в значительной части обусловлено
вкладом разветвленной сети их притоков
и хозяйственной деятельностью в водосборе.
В условиях сокращения общего числа постов
наблюдений очевидно, что государство
в настоящее время не располагает ресурсами
для организации сколько-нибудь эффективной
системы мониторинга состояния малых
рек. Руководит проведением государственного
мониторинга Министерство природных ресурсов
РФ, оно же является федеральным органом
исполнительной власти, проводящим государственную
политику в области изучения, использования
и охраны природных ресурсов. Мониторинг
загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система
наблюдений включает следующие подсистемы:
1) слежения за загрязнением воздуха в
городах и промышленных районах; 2) слежения
за загрязнением почв; 3) слежения за загрязнением
пресных и морских вод; 4) слежения за трансграничным
(межгосударственным) переносом веществ,
загрязняющих атмосферу; 5) слежения за
химическим и радионуклидным составом
и кислотностью атмосферных осадкой и
загрязнением снежного покрова; 6) слежения
за фоновым загрязнением атмосферы; 7)
комплексных наблюдений за загрязнением
природной среды и состоянием растительности.При
этом выполняются три вида работ: 1) режимные
наблюдения; 2) оперативные и 3) специальные
работы.Режимные наблюдения проводятся
систематически на основе ежегодно составляемых
программ на специально организованных
пунктах наблюдения (постах, станциях,
центрах).Необходимость выполнения оперативных
(срочных) работ обусловлена случаями
аварийного загрязнения природной среды
или стихийных бедствий. В результате
должна появиться экстренная информация
о фактических и прогнозируемых изменениях
загрязнения ОПС, опасных природных явлениях,
могущих серьезно угрожать жизни и здоровью
населения и нанести ущерб окружающей
среде.Специальные работы обычно являются
ответом на увеличение уровня воздействия
того или иного антропогенного фактора
на развитие природных экосистем. К ним
относится, например, мониторинг загрязнения
почв пестицидами.В результате сбора,
обработки, учета, хранения и распространения
информации о состоянии ОПС и ее загрязнении
формируется единый государственный фонд
данных, которым пользуются компетентные
органы в процессе принятия решений.
инистерство здравоохранения РФ через
свою службу контроля объединяет санитарно-гигиенические
и микробиологические лаборатории, в которых
определяют химические, микробиологические
и паразитолотические показатели объектов.
Осуществляется контроль состояния атмосферного
воздуха в городах и источников питьевой
воды, токсикологический и бактериологический
контроль территорий, складов ядохимикатов,
сельхозугодий и т.д. Государственный
комитет России по недрам (Роскомнедра)
обеспечивает функционирование системы
государственного мониторинга геологической
среды. Она связана с системами государственного
мониторинга водных объектов Росгидромета
и водного кадастра, Федеральной системой,
сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений, Российской автоматизированной
информационно-управляющей системой по
чрезвычайным ситуациям, Единой информационной
системой недропользования.Российское
космическое агентство проводит экологический
мониторинг территорий и объектов, загрязненных
компонентами ракетного топлива. Ныне
создана комплексная система экологического
мониторинга космодромов России, а также
космодрома Байконур, расположенного
на территории суверенного государства
Казахстан.