Эколого-правовые основы технического регулирования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 02:34, реферат
Описание работы
Цель данной работы: раскрыть правовые основы технического регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть основные характеристики технического регулирования; - рассмотреть эколого-правовые основы технического регулирования, а именно: технологические регламенты, стандартизация, лицензирование, сертификация.
Содержание работы
Введение 3 1. Понятие и основные характеристики технического регулирования 4 2. Эколого-правовые основы технического регулирования 6 2.1. Технологические регламенты 6 2.2 Экологическая стандартизация 7 2.3 Экологическое лицензирование 8 2.4 Правовые основы экологической сертификации 9 Заключение 11 Список использованной литературы 12
В процессе хозяйственной деятельности
человек оказывает колоссальное воздействие
на природную среду, которое в большинстве
случаев имеет негативный характер и приводит
к отрицательным последствиям для окружающей
среды и, в конечном счете, для самого человека.
Причем это воздействие выражается не
только в поступлении в природную среду
вредных веществ, но и в извлечении из
нее природных ресурсов (лес, вода, минеральные
ресурсы) в огромных количествах.
Определение разумных
пределов воздействия на природную
среду является проблемой, без
решения которой невозможно устойчивое
развитие, о котором так много говорят
в последние годы ученые, политики, представители
неправительственных кругов и заинтересованной
общественности. Достижению указанной
цели и призван служить такой важнейший
институт экологического права, как экологическое
нормирование.
В экологическом праве под экологическим
нормированием понимают разработку и
установление уполномоченными государственными
органами экологических нормативов, регламентов,
стандартизации, сертификации и других
аспектов, которые в равной степени раскрывают
сущность правовых основ технического
регулирования, что обуславливает актуальность
данной темы.
Цель данной работы: раскрыть правовые
основы технического регулирования.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики
технического регулирования;
- рассмотреть эколого-правовые
основы технического регулирования, а
именно: технологические регламенты, стандартизация,
лицензирование, сертификация.
1. Понятие и основные характеристики
технического регулирования
Под техническим регулированием
понимается правовое регулирование отношений
в области установления, применения и
исполнения обязательных экологических
требований к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, а также в области установления
и применения на добровольной основе экологических
требований к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, выполнению работ или оказанию
услуг и правовое регулирование отношений
в области оценки соответствия.
В содержании технического
регулирования можно выделить два основных
экологически значимых элемента:
- установление, применение
и исполнение требований ко
всем стадиям обращения с экологически
значимой продукцией, а также
выполнения работ и услуг;
- оценку их соответствия.
При этом выделяется два вида
требований в зависимости от их юридической
силы: обязательные и добровольные.
Техническое регулирование,
в целом закреплено в Федеральном законе
от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом
регулировании».
Цели и задачи технического
регулирования более широкие, нежели обеспечение
охраны окружающей среды и защиты экологических
интересов общества. Они связаны с необходимостью
обеспечения безопасности продукции,
работ и услуг. Под безопасностью продукции,
работ и услуг понимается состояние, при
котором отсутствует недопустимый риск,
связанный с причинением вреда жизни или
здоровью граждан, имуществу физических
или юридических лиц, государственному
или муниципальному имуществу, окружающей
среде, жизни или здоровью животных и растений.
Для достижения целей экологического
права техническое регулирование важно
в той степени, в какой создание и использование
разнообразной продукции может оказывать
вредное воздействие на состояние окружающей
среды. Речь идет, к примеру, о такой продукции,
как автомобили, другие транспортные средства,
оборудование буровых установок, агрохимические
средства (минеральные удобрения и ядохимикаты,
применяемые в сельском и лесном хозяйствах)
и т.п.
На современном этапе техническое
регулирование осуществляется в соответствии
с принципами:
- применения единых правил
установления требований к продукции,
процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и
утилизации, выполнению работ или
оказанию услуг;
- соответствия технического
регулирования уровню развития
национальной экономики, развития
материально-технической базы, а
также уровню научно-технического
развития;
- независимости органов
по аккредитации, органов по сертификации
от изготовителей, продавцов, исполнителей
и приобретателей;
- единой системы и правил
аккредитации;
- единства правил и
методов исследований (испытаний) и
измерений при проведении процедур
обязательной оценки соответствия;
- единства применения
требований технических регламентов
независимо от видов или особенностей
сделок;
- недопустимости ограничения
конкуренции при осуществлении
аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения
полномочий органа государственного
контроля (надзора) и органа по
сертификации;
- недопустимости совмещения
одним органом полномочий на
аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости внебюджетного
финансирования государственного
контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов.1
2. Эколого-правовые основы технического
регулирования
2.1. Технологические
регламенты
Под техническим регламентом
понимается документ, который принят международным
договором, ратифицированным Российским
государством в порядке, установленном
законодательством, или федеральным законом,
или указом Президента Российской Федерации,
или постановлением Правительства РФ
и устанавливает обязательные для применения
и исполнения требования к объектам технического
регулирования (продукции, в том числе
зданиям, строениям и сооружениям, процессам
производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации).
В Законе прямо предусматривается
исключительный перечень целей принятия
технических регламентов. Ими являются:
- защита жизни или здоровья
граждан, имущества физических или
юридических лиц, государственного
или муниципального имущества;
- охрана окружающей среды,
жизни или здоровья животных
и растений;
- предупреждение действий,
вводящих в заблуждение приобретателей.
Для достижения целей технического
регулирования важное значение имеет
вопрос о содержании технических регламентов.
С учетом степени риска причинения вреда
той или другой продукцией (работами) в
технических регламентах должны устанавливаться
минимально необходимые требования, обеспечивающие,
в частности:
- безопасность излучений;
- биологическую безопасность;
- взрывобезопасность;
- механическую безопасность;
- пожарную безопасность;
- безопасность продукции (технических
устройств, применяемых на опасном производственном
объекте);
- термическую безопасность;
- химическую безопасность;
- электрическую безопасность;
- радиационную безопасность
населения;
- электромагнитную совместимость
в части обеспечения безопасности работы
приборов и оборудования;
- единство измерений.2
С учетом степени риска причинения
вреда в технических регламентах могут
содержаться специальные требования к
продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации,
требования к терминологии, упаковке,
маркировке или этикеткам и правилам их
нанесения, обеспечивающие защиту отдельных
категорий граждан (несовершеннолетних,
беременных женщин, кормящих матерей,
инвалидов). К примеру, такие требования
могут быть установлены применительно
к обращению с экологически опасными химическими
веществами - агрохимикатами и др.
В соответствии со ст. 7 Федерального
закона "О техническом регулировании"
технический регламент не может содержать
требования к продукции, причиняющей вред
жизни или здоровью граждан, накапливаемый
при длительном использовании этой продукции
и зависящий от других факторов, не позволяющих
определить степень допустимого риска.
В этих случаях технический регламент
может содержать требование, касающееся
информирования приобретателя о возможном
вреде и о факторах, от которых он зависит.
2.2 Экологическая
стандартизация
Под экологической стандартизацией
понимается деятельность по установлению
экологических правил и требований в целях
их добровольного многократного использования,
направленная на достижение упорядоченности
в сферах производства и обращения продукции
и повышение конкурентоспособности продукции,
работ или услуг по их экологическим характеристикам.
В соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании"
стандартизация осуществляется в целях:
- повышения уровня безопасности
жизни или здоровья граждан, имущества
физических или юридических лиц,
государственного или муниципального
имущества, экологической безопасности,
безопасности жизни или здоровья
животных и растений и содействия
соблюдению требований технических
регламентов;
- повышения уровня безопасности
объектов с учетом риска возникновения
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
- обеспечения научно-технического
прогресса;
- повышения конкурентоспособности
продукции, работ, услуг;
- рационального использования
ресурсов;
- технической и информационной
совместимости;
- сопоставимости результатов
исследований (испытаний) и измерений,
технических и экономико-статистических
данных;
- взаимозаменяемости продукции.
- стандарты организаций.
Работу по стандартизации организует
специально уполномоченный орган. В настоящее
время это Государственный комитет РФ
по стандартизации.
2.3 Экологическое
лицензирование
Лицензирование является одним
из основных и широко распространенных
административно-правовых инструментов
в области природопользования и охраны
окружающей среды.
Федеральный закон "Об охране
окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ устанавливает,
что отдельные виды деятельности в области
охраны окружающей среды подлежат лицензированию,
причем перечень этих видов деятельности
устанавливается федеральными законами.3
В литературе по экологическому
праву под экологическим лицензированием
понимается деятельность уполномоченных
на то государственных органов, связанная
с выдачей лицензий (или других разрешительных
документов) на природопользование или
осуществление хозяйственных и иных работ,
касающихся охраны окружающей среды.
Государственная система
экологического страхования представляет
собой единый порядок предоставления
лицензий на виды деятельности, связанные
с воздействием на природу, включающий
информационную, научно-аналитическую,
экономическую и юридическую подготовку
материалов и их оформление. В зависимости
от объекта лицензирования, различают
лицензии на использование природных
ресурсов (природоресурсные лицензии),
лицензии, дающие право их владельцам
на оказание вредного воздействия на окружающую
среду (выбросы, сбросы вредных веществ
в окружающую среду) и лицензии на осуществление
видов деятельности, связанных с охраной
окружающей среды (например, экологический
аудит) либо непосредственно не связанных
с воздействием на окружающую среду, но
могущих причинить ей вред (такие, как
транспортировка опасных отходов, деятельность
по хранению нефти и т.д.).4
2.4 Правовые основы
экологической сертификации
Экологическая сертификация
представляет собой новое направление
природоохранной деятельности в Российской
Федерации.
Экологическую сертификацию
можно определить как деятельность по
подтверждению соответствия продукции
и услуг предъявляемым к ним экологическим
требованиям, установленным в законодательстве.
Федеральный закон
«Об охране окружающей среды»
(ст. 31) установил, что целью экологической
сертификации является обеспечение экологически
безопасного осуществления хозяйственной
и иной деятельности на территории Российской
Федерации.
Экологическая сертификация
способствует решению следующих
задач:
– предупреждение появления
на рынке и реализации экологически опасной
продукции и услуг и соответственно предупреждение
причинения вреда природной среде;
– внедрение экологически
безопасных технологических процессов
и оборудования;
– производство экологически
безопасной продукции на всех стадиях
ее жизненного цикла, повышение ее качества
и конкурентоспособности;
– создание условий для организации
производств, отвечающих установленным
экологическим требованиям;
– предотвращение ввоза
в страну экологически опасных продукции,
технологий, отходов, услуг.
Экологическая сертификация
проводится в России в двух формах: обязательной
и добровольной.
Проведение обязательной
экологической сертификации означает,
что государство берет на себя защиту
общественных интересов, связанных с обеспечением
экологических интересов населения и
охраны окружающей природной среды, рационального
использования, охраны, воспроизводства
природных ресурсов и в других предусмотренных
законодательством случаях.
Добровольная
экологическая сертификация по
инициативе заявителя – природопользователя
или юридического лица, выполняющего распорядительные
функции в области использования природных
ресурсов, на основе договора между органом
по сертификации и заявителем.5
Заключение
В ход работы были достигнуты
поставленные задачи.
Цель экологической функции
правовых основ состоит в обеспечении
качества окружающей природной среды
в условиях хозяйственного развития общества
средствами технического регулирования.
Такая цель достигается путем разработки,
принятия и применения норм, отображающих
требования экологических закономерностей
во взаимодействии общества и природы,
закрепляющих научно обоснованные нормативы
хозяйственного взаимодействия на естественную
среду обитания.
Наука экология занимает все
более твердую позицию в жизни человечества.
И это понятно – люди уже достаточно внесли
свой вклад в разрушение планеты и если
перестать этот процесс контролировать,
то он приведет человечество к гибели.
Поэтому необходимо внедрять экологические
знания и связанные с ними ограничения
практически во все сферы деятельности
людей. Экологическая сертификация, стандартизация,
лицензирование, а также регламенты являются
подобной процедурой. В результате принятия
их в нашей стране и во всем мире мы не
только избежим многих опасностей, связанных
с ухудшением здоровья отдельных людей,
но и не позволим себе портить окружающую
среду, в которой живем не только мы. И
в которой все взаимосвязано.