Экономические методы охраны окружающей среды и особенности их использования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно. “Озоновая дыра”, радиоактивное загрязнение, глобальное потепление климата, состояние воздушных бассейнов в крупных городах наглядно свидетельствуют о том, что наша среда обитания истощена до предела. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды зависит решение вопроса о выживании, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий их жизнедеятельности. Термин “охрана окружающей среды” не совсем удачен. Под ним понимаются экономические, правовые, социально-политические и организационно-хозяйственные механизмы, которые бы привели нагрузку на окружающую среду в соответствие с ее “пределом прочности”.

Содержание работы

Введение
Стр. 3
Оглаление
Стр. 2
Глава1.
Основные функции и принципы экологической политики.

Стр. 5
Принцип стоимости упущенных возможностей.

Стр. 4
Принцип “загрязнитель платит”.

стр. 5
Принцип долгосрочной перспективы.

стр. 7
Принцип взаимозависимости.

стр. 8
Принцип “пользователь платит”.

стр. 8
Глава 2.
Экономические методы охраны окружающей среды.


стр. 8
2.1. Экологические стандарты.

2.2. Контроль за состоянием окружающей среды.

стр. 11
2.3. Экономическое и правовое регулирование охраны окружающей среды.


стр. 13
Эмиссионный налог и платежи.
стр. 14
Налоги и платежи за ресурсы.
стр. 17
Залоги и облигации.
стр. 17
Экологические фонды.
стр. 17
Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг.


стр. 20
Глава 3.
Особенности природоохранной деятельности в России.

cтр. 22
Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации.


cтр. 31
Заключение
стр. 34
Использованная литература
стр. 37

Файлы: 1 файл

экономические методы охраны.DOC

— 179.50 Кб (Скачать файл)

   - приоритетом  охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

   - научно  обоснованным сочетанием экологических  и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

   - рациональным  использованием природных ресурсов  с учетом законов природы, потенциальных  возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

   - соблюдением  требований природоохранительного  законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

   - гласностью  в работе и тесной связью  с общественными организациями в решении природоохранительных задач;

   - международным  сотрудничеством в охране окружающей  природной среды.

Закон определил  объекты охраны окружающей природной  среды, к которым отнесены естественные экологические системы , озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.  Были разграничены вопросы, входящие в компетенцию различных структур государственной власти, органов местного самоуправления. В законодательном порядке зафиксировано право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Раздел III Закона определил экономические механизмы охраны окружающей природной среды и сформулировал перечень задач, на решение которых направлено действие указанных механизмов:

   - планирование  и финансирование природоохранительных мероприятий;

   - установление  лимитов использования природных  ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

   - установление  нормативов платы и размеров  платежей за использование природных  ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;

   - предоставление  предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих  технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

   - возмещение  в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

На государственные  природоохранительные органы РФ были возложены обязанности по количественному  и качественному учету природных ресурсов и вторичного сырья, определению их социально-экономических оценок, ведению государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.

Планирование  мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользования осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Кроме того, в  законодательном порядке предусматривается международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, предполагающее обеспечение свободного и беспрепятственного обмена научно-технической и экологической информацией, оказания помощи в чрезвычайных экологических ситуациях, установления контроля за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на глобальном уровне.

Для России в  условиях выхода из социально-экономического и инвестиционного кризиса экологические  проблемы могут подняться на новый  уровень сложности. Очень важным в этих условиях является учет мирового опыта в решении экологических проблем, международное сотрудничество в деле ослабления глобальной экологической угрозы.

 

Ответственность за экологические правонарушения в  Российской Федерации.

Перефразируя  известное выражение, сформулируем экологический постулат: “Экология имеет шансы уцелеть, только если действует ответственность за нанесенный ей ущерб”. Экономико-правовое пространство - естественный фон всей современной деятельности людей и, на практике, экономические методы, действуют в комплексе с установленными нормами права. Кратко коснемся существующих в нашей стране правовых методов регулирования охраны окружающей среды, проще говоря, рассмотрим, какая ответственность установлена за экологические правонарушения.

В соответствии со статьей 81 Закона РСФСР от 19.12.97 № 2060 - 1 “Об охране окружающей природной  среды” за экологические правонарушения предприятия, учреждения, организации  несут административную и грпжданско правовую ответственность, а должностные  лица и граждане - дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную ответственность.

Ответственность за совершение экологических правонарушений предусмотрена не только Законом, но также и Кодексом законов о труде РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Уголовным кодексом РФ, и иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Дисциплинарная  ответственность.

Дисциплинарная  ответственность за экологические  правонарушения выражается в наложении администрацией предприятия дисциплинарного взыскания на должностное лицо, работника или руководителя предприятия.

Административная  ответственность.

Виды экологических  правонарушений, за которые наступает административная ответственность перечислены в Кодексе об административных нарушениях РФ. В отличие от дисциплинарной административная налагается не администрацией предприятия, а специально уполномоченными органами и должностными лицами. Из  всех видов административных санкций за экологические правонарушения применяются: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Чаще всего применяется штраф.

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность представляет собой возмещение вреда, причиненного экономическим правонарушением , и наступает в соответствии с разделом 14 Закона и Гражданским кодексом РФ.

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность  наступает исключительно на основании  Уголовного Кодекса. Новый УК РФ содержит составы преступлений, объединенные в главу 26  “Экологические правонарушения”. Новыми составами преступления, по сравнению с УК РСФСР от 1960 года, например, являются “Нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ”, “Нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов”. Последняя статья предусматривает самое суровое из всех наказаний за экологические преступления - 8 лет лишения свободы.

Существующие  в Российской Федерации меры ответственности за экологические правонарушения, в целом, могут оказаться достаточно эффективными. Однако, привлечение виновных к ответственности - огромная работа, находящаяся в зачаточном состоянии. Боюсь, что до осознания неотвратимости наказания за экологические правонарушения нашему обществу идти еще долго.

 

 

 Заключение.

 

Основным критерием  экологической политики вообще является ее действенность. Распространено мнение, что в экологической сфере наиболее действенным является административный подход, то есть подход рассматривающий природу как общественный капитал, и, в следствии чего экологическое управление происходит в основном на макроэкономическом уровне при решающей роли централизованного государственного вмешательства. Однако у административного подхода имеются существенные недостатки.  Экономическая эффективность должна  проявляться в обеспечении  оздоровления  окружающей среды по наименьшей цене. Недостатком административного подхода в этом  плане  является  часто  используемый в инструкциях по сокращению  загрязнений общий подход к Фирмам-загрязнителям.  Предписывая  сократить выбросы  загрязняющего  вещества в определенное количество раз, инструкции не в состоянии учесть экономические особенности различных Фирм, их предельные  расходы  на  сокращение загрязнения.  В результат расходы Фирм очень неравномерны,  тогда как  эмиссионный  налог дает эффективное решение,  равномерно распределяя расходы между фирмами и не уменьшая ресурсы на экологическую политику.

Ключом к  решению экологических проблем является переход к экологически чистим технологиям. Поэтому способность к стимулированию технологической адаптации служит важным критерием оценки достоинств методов экологической  политики.  Вообще  говоря, чем выше расходы Фирм загрязнителей,  тем больше такой стимул. В этом смысле наилучший стимулятор - система налогов и  платежей, а  наихудший  -  система стандартов.  К тому же стандарты часто требуют от производителей использования существующих технологий, например, такое требование содержится в законе о качестве воздуха в ФРГ1, хотя при рыночной экономике Фирмы сами должны находить новые технологии, при административном подходе они отдают эту роль правительственным структурам.

 Система  "колпака" предусматривает механизм учета возможности  расширения  производства,  являющейся еще одним важным Фактором.  Система налогов и платежей не ограничивает  этот  процесс вовсе.  Административный   же   подход рассматривает экономику статично. Когда выдача стандартов прекращается, становится невозможным строительство новых предприятий и расширение динамичных Фирм.   Разрешения без права продажи составляют протекцию существующим Фирмам и стремятся увековечить их структуру и территориальное размещение. Это ограничивает свободу предпринимательской деятельности. Подобный результат административного подхода не только невыгоден для бизнеса, он также оказывает негативное влияние на занятость в регионе, где предложение рабочих рук вскоре после введения такой политики в действие превысит спрос на них. Кроме того, все это может сказаться на состоянии национальной экономики.

Расходы на управление (включая получение необходимой информации) тоже играют существенную роль в выборе инструментов регулирования. Экономические и особенно смешанные методы требуют меньших управленческих затрат, чем административные, ибо не включают расходов на стандартизацию. При прямом регулировании правительственные службы должны разрабатывать большое количество разнообразных нормативных документов, в том числе выпускать лицензии, определять максимальные выбросы с каждой единицы оборудования внутри каждой Фирмы и т.д., что приводит помимо всего прочего к бюрократизации процесса экологического управления. Сомнительно также, что правительственные службы имеют достаточно информации для принятия решений на таком уровне. Кроме того подобная практика делает вмешательство властей в решения, принимаемые Фирмами, постоянным, что несовместимо с принципами рыночной экономики.

 

 

Использованная литература.

 

    1. Методы экологической и экономической регламентации хозяйственной деятельности. М., 1994 г.
    2. Охрана окружающей среды в США, наука и национальные программы. М., 1990 г.
    3. Бочкарева Т.Н. Формирование качества окружающей среды и его регулирование в городских агломерациях США. М., 1982 г.
    4. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. М., “Наука”, 1993.
    5. Е.П. Жариков. Регулирование качества окружающей среды. Владивосток, “Дальнаука”, 1993 г.
    6. Газета “Финансовая Россия”, №13, 1997 г., приложение.
    7. Охрана окружающей среды в Российской Федерации в 1993 году (статистический сборник). М., Госкомстат России, 1994 г.
    8. «Российский путь в экономике». Выпуск 7.

Санкт-Петербург, «Петрополис», 1996 г. 

    1. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», 1991 г.

 

 

 

1 1986 год. Е.П. Жариков. ”Регулирование качества окружающей среды “.




Информация о работе Экономические методы охраны окружающей среды и особенности их использования в России