Экономическое стимулирование природоохранных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:05, реферат

Описание работы

Использование природных ресурсов с экономической точки зрения включает в первую очередь планирование и финансирование природоохранных мероприятий. Необходимо также льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности. Определяются лимиты на пользование природными ресурсами, устанавливаются предельные нормы на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов. Взимаются налоги и другие платежи за пользование природными богатствами. Взимается плата за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Тем самым возмещается вред, причиненный окружающей среде и здоровью населения.

Файлы: 1 файл

реферат по эко.docx

— 18.51 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Институт  государственного администрирования»

Клинский филиал

Факультет «Экономики и управления»

Специальность «Менеджмент»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «экология»

на тему «экономическое стимулирование природоохранных мероприятий»

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Заочного отделения

Старшинова Кристина Валерьевна

Научный руководитель

___________________________

Оценка:____________________

 

 

 

Клин, 2013

Использование природных  ресурсов с экономической точки  зрения включает в первую очередь  планирование и финансирование природоохранных  мероприятий. Необходимо также льготное кредитование и налогообложение  природоохранной деятельности. Определяются лимиты на пользование природными ресурсами, устанавливаются предельные нормы  на выбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду и размещение отходов. Взимаются налоги и другие платежи за пользование природными богатствами. Взимается плата за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Тем самым возмещается  вред, причиненный окружающей среде  и здоровью населения.

Планирование природоохранных  мероприятий осуществляется с учетом государственных программ и требований природоохранного законодательства.

Финансирование экологических  программ и мероприятий по охране природы производится за счет республиканского и местного бюджетов. Могут быть поступления от банков (в виде кредитов), юридических лиц, общественных организаций, населения и других источников.

Для финансирования неотложных природоохранных мероприятий создаются  республиканские, областные, городские  внебюджетные фонды охраны природы. Внебюджетные фонды охраны природы  образуются за счет:

• средств, поступающих от юридических и физических лиц;

• платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

• платы за размещение отходов;

• штрафов за загрязнение  окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов;

• добровольных взносов  юридических лиц;

• пожертвований граждан  и других поступлений;

• долевого участия природопользователей в финансировании природоохранных работ;

• доходов от проведения денежно-вещевых лотерей.

Средства указанных фондов расходуются на внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического воспитания и образования и другие нужды, связанные с охраной окружающей среды.

Экономический механизм природопользования представлен, в первую очередь, формами и методами экономического стимулирования. Оно направлено на создание у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер по охране природы. Экономическое стимулирование осуществляется методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности.

Позитивные меры экономического стимулирования представлены в виде следующих элементов;

а) формирование источников финансирования и стимулирования природоохранных  мероприятий;

б) установление льготного  кредитования объектов природоохранного назначения;

в) предоставление в распоряжение предприятий всей прибыли от экономии природных ресурсов и утилизации отходов;

г) совершенствование ценообразования (более полное отражение в ценах  нормативных затрат на охрану окружающей среды, установление выгодных цен на отходы);

д) освобождение на некоторый срок от обязательных платежей;

е) компенсационные выплаты  предприятиям при улучшении природоохранных  показателей;

ж) создание специализированных предприятий по переработке отходов, прямых длительных хозяйственных связей между различными предприятиями  по использованию отходов производства;

з) включение показателей природоохранной деятельности в перечень фондообразующих показателей предприятий и подразделений предприятий;

и) совершенствование системы  материального стимулирования работников предприятий.

Большое значение имеют следующие  методы негативной мотивации:

♦ платежи за потребление  природных ресурсов (нормативное  и сверхнормативное);

♦ платежи за загрязнение  окружающей среды (нормативное и  сверхнормативное);

♦ штрафы за нарушение норм и правил рационального природопользования;

♦ возмещение нанесенного  ущерба государству и другим природонользователям;

♦ прямое воздействие на фонды экономического стимулирования предприятий (установлением специальных  фондообразующих или фондокорректирующих показателей, отражающих качество природоохранной работы).

Экономические санкции могут, в лучшем случае, обеспечить выполнение нормативов, но не улучшение их и  не выявление резервов. Они сокращают  финансовые возможности предприятий. Осуществление многих природоохранных  мероприятий не является экономически выгодным для предприятий. Поэтому  для производства и природоохранной  деятельности предприятий предпочтительны  позитивные методы экономического стимулирования.

Наиболее эффективным средством  стимулирования считаются налоги. Причем экологические («зеленые») налоги повышают стоимость продукции, поскольку  учитывают затраты природных  ресурсов. Они способствуют тому, что  экологический ущерб компенсирует в основном сам загрязнитель, а  не все общество. Разумеется, повышая  цены, производитель перекладывает  уплату налога на покупателя. Но, поскольку  повышение цены приводит к снижению спроса, то по обычным правилам микроэкономики можно рассчитать, в какой пропорции  бремя налога делится между производителем и потребителем. В любом случае введение налога приводит к снижению расхода природных ресурсов, т.е. к снижению нагрузки на окружающую природную среду.

Вместе с тем оценка экономико-правовой экологической ситуации в целом  не является оптимистической.

Можно сделать вывод, что целостной  системы льгот, взаимоувязанных  экономических стимулов, способствующих рациональному использованию природных  ресурсов, в России пока не существует. Экологическое законодательство и практика его применения требуют дальнейшего развития.

 

Список используемой литературы:

1. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая).

2. ФЗ "Об охране окружающей природной среды"2 от 10.01.2002. №7-ФЗ.

3. Постановление Правительства от 12 июня 2003 г. №344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

4. Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

5. Акимова Т.А., Хаськин В.В. Экология. М., 2006 г.

6. Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 2005 г.


Информация о работе Экономическое стимулирование природоохранных мероприятий