Экообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:45, лекция

Описание работы

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Файлы: 1 файл

Экообразование.docx

— 32.13 Кб (Скачать файл)

Роль населения  в решении экологических проблем  и обеспечении экологической  безопасности

Редакция  2009-04-08 19:25

Важной задачей экологического образования является возможность населения контролировать и обнаруживать экологические нарушения. Без участия населения невозможно решение общегосударственных задач охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Казалось бы, государственные инспекции при поддержке соответствующих законов должны самостоятельно справиться с поставленными задачами, однако это не так.

Решение экологических проблем  требует дополнительных средств, что  встречает сопротивление других претендентов на государственное бюджетное  финансирование. Кроме того, аккуратное выполнение природоохранных норм обычно увеличивает себестоимость продукции, а значит, снижает ее конкурентоспособность  на рынке. Поэтому рациональное природопользование и экологическая безопасность должны иметь сильных защитников, неусыпно следящих за выполнением уже принятых законов и настаивающих на дальнейшей разработке и совершенствовании  законодательства и нормативных  актов.

Специалисты-экологи могут  предупредить о надвигающейся опасности  и предложить способы ее нейтрализации, но они не имеют достаточного влияния  при принятии государственных решений. Это функция парламентариев и  государственных органов власти. Парламентарии в свою очередь  вынуждены выбирать между множеством одновременно поставленных перед ними задач. В первую очередь рассматриваются  срочные законы, которых, как правило, так много, что принятие остальных  проектов откладывается на значительный срок, а тем временем появляются новые срочные законопроекты. Положительный  выход от принятия экологических  законов обычно проявляется спустя много лет, а любому депутату нужно  отчитываться решенными проблемами перед своими избирателями ежегодно. Поэтому большинство из них вряд ли поставят экологию на первое место, по крайней мере до тех пор, пока ситуация не станет критической. Примерно так же обстоит дело с государственными чиновниками, основное внимание которых привлечено к решению срочных дел.

Нельзя недоучитывать  и противодействия принятию экологических  законов и их выполнению со стороны  проигрывающих на этом сторон, к  которым, к сожалению, относятся  влиятельные и финансово состоятельные  предприниматели. Поэтому эффективная  защита экологических интересов  населения и охраны природы остается в руках самого населения. В зависимости  от гражданской зрелости общества и  степени участия населения в  решении как местных, так и общегосударственных задач вся система государственной экологической безопасности работает более или менее эффективно.

В Дании, Швейцарии и других странах традиционно высока культура участия населения в самоуправлении страной. Многие спорные вопросы  выносятся на общенациональные референдумы, чтобы принять решение с учетом мнения каждого гражданина. В США  избиратели по любому поводу обращаются непосредственно к своему представителю  в парламенте или к президенту. По числу писем, полученных по тому или иному вопросу, законодатели судят о приоритетности проблем  и учитывают это в своей  деятельности, быстро откликаясь на массовые запросы избирателей.

В современной России есть все условия для демократического самовыражения своей позиции  по любым государственным вопросам, но не хватает опыта и уверенности  в эффективности коллективных усилий. Чем больше россиян будут принимать  участие в государственном управлении, используя для этого предоставленные  Конституцией и законами права, тем  сильнее станет государство и  тем быстрее будут приняты  меры по защите интересов самих граждан  или природы.

Без участия всего населения  трудно осуществить контроль и за выполнением уже принятых законов. Наивны надежды на повсеместную автоматическую регистрацию датчиками отклонений в загрязнении воздуха или  воды. Тем более нет средств  автоматического контроля за несанкционированной вырубкой, браконьерства, строительства новых сооружений, не прошедших экологической экспертизы. Намного эффективнее, если само население осуществляет контроль и при обнаружении нарушений ставит в известность соответствующие инспекции, а если необходимо, то и прокуратуру. Обычно для этого создаются временные общественные организации, которые следят за выполнением требований, выставленных ими от имени населения, своевременно подают запросы, реагируют на ответы, представляют местных жителей в суде.

Трудно обеспечить объективность  принимаемых государственных или  местных решений, если при этом отсутствуют  представители населения. Так, по федеральному законодательству на заседаниях государственной  экспертизы имеют право присутствовать представители общественности. Однако во многих местах об этом просто не знают  и не реализуют своих законных прав по защите интересов населения.

Население имеет возможность  привлечь профессиональных юристов, экономистов, экологов, оплатив их услуги, для  чего собирают добровольные пожертвования. Если необходимо, на средства населения  заказывают проведение независимых  экспертиз или публикацию статей в средствах массовой информации

Экологическое образование призвано объяснить людям их права и возможности, научить правильно действовать для защиты долгосрочных интересов общества и стабильности природы, выступать законным оппонентом тех сил, для которых экологическая безопасность по экономическим причинам не является приоритетной целью.


Информация о работе Экообразование