Экстремальные воздействия техногенных экологических катастроф и их последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Техногенная экологическая катастрофа, авария — это авария технического устройства, приведшая к весьма неблагоприятным изменениям в окружающей среде и, как правило, массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу. Аварии и катастрофы возникают внезапно, имеют локальный характер, в то же время экологические последствия их могут распространяться на весьма значительные расстояния.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 2
1. Виды техногенных катастроф ........................................................................ 3
1.1. Что такое техногенная катастрофа .................................................... 3
1.2. Классификация..................................................................................... 3
2. Причины техногенных катастроф .................................................................. 5
2.1. Обобщенные причины техногенных катастроф .............................. 7
3. Влияние на природу ........................................................................................ 9
Заключение .......................................................................................................... 11
Список используемой литературы .................................................................... 12

Файлы: 1 файл

1. Реферат - Экстремальные воздействия техногенных экологических катастроф и их последствия.docx

— 32.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2

1. Виды техногенных катастроф ........................................................................ 3

1.1. Что такое техногенная  катастрофа .................................................... 3

1.2. Классификация..................................................................................... 3

2. Причины техногенных катастроф .................................................................. 5

2.1. Обобщенные причины  техногенных катастроф .............................. 7

3. Влияние на природу  ........................................................................................ 9

Заключение .......................................................................................................... 11

Список используемой литературы .................................................................... 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Техногенная экологическая  катастрофа, авария — это авария технического устройства, приведшая  к весьма неблагоприятным изменениям в окружающей среде и, как правило, массовой гибели живых организмов и  экономическому ущербу. Аварии и катастрофы возникают внезапно, имеют локальный  характер, в то же время экологические  последствия их могут распространяться на весьма значительные расстояния.

На заре человечества людям  угрожали опасности природных явлений, но впоследствии творцом опасностей стал сам человек, который искал  способы защиты от этих опасностей. На рубеже 21 века все больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие  при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство  человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало более разнообразным  и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Количество ЧС за последние 20 лет выросло в 2 раза. А это значит, что растет число жертв и материальный ущерб.

Как показывает опыт, техногенные  экологические катастрофы возможны даже в странах с высокими технологическими стандартами и возникновение  их обусловлено комлексом различных  причин: нарушением техники, безопасности, ошибками людей либо их бездействием, различными поломками, влиянием стихийных  бедствий и т. д. Наибольшую экологическую  опасность представляют катастрофы на радиационных объектах (атомные  электростанции, предприятия по переработке  ядерного топлива, урановые рудники  и др.), химических предприятиях, нефте- и газопроводах, транспортных системах (морской и железнодорожный транспорт  и др.), плотинах водохранилищ и т. д.

Очень опасны и тяжелы по своим экологическим последствиям крупные аварии и катастрофы на химических объектах. В этих случаях происходит заражение отравляющими веществами всего приземного слоя атмосферы, водных источников, почв и т. д. При высоких концентрациях отравляющих веществ наблюдается массовое поражение людей и животных.

Происхождение опасностей может  быть различным - природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические, социальные. Но меня больше интересуют техногенные катастрофы, потому что  их создает сам человек и он же может их не допустить.

 

 

1. Виды техногенных катастроф

1.1 Что  такое техногенная катастрофа

Техногенная катастрофа - это  следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве  случаев).

Основные причины аварий и катастроф:

· Просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

· Некачественное строительство  или отступление от проекта;

· Непродуманное размещение производства;

· Нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

Далее мы рассмотрим причины  более подробно.

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных  веществ, возникновением пожаров т.п.

 

1.2 Классификация чрезвычайных  ситуаций техногенного характера

Промышленные  взрывы

Взрыв - процесс быстрого неуправляемого физического или  химического превращения системы, сопровождающийся переходом ее потенциальной  энергии в механическую работу. При  химических взрывах вещества могут  быть твердыми, жидкими, газообразными, а также аэровзвесями горючих  веществ в воздухе.

Физический взрыв чаще всего связан с неконтролируемым высвобождением потенциальной энергии  сжатых газов из замкнутых объемов  машин и аппаратов, сила взрыва сжатого  или сжиженного газа зависит от внутреннего  давления этого резервуара.

Пожары  на промышленных объектах

Под пожаром понимают неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей  и создающий опасность для  жизни людей. Причиной возникновения  пожаров на промышленных объектах можно разделить на две группы. Первая - это нарушение противопожарного режима или неосторожное обращение с огнем, вторая - нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий. Пожары могут возникнуть при взрыве в помещениях или производственных аппаратах при утечках и аварийных выбросах пожаровзрывоопасных сред в объемы производственных помещений.

При пожарах существует несколько  различных опасных факторов. Первый из них - это повышенные температуры  в зоне горения. Они могут привести к тепловым ожогам поверхности кожи и внутренних органов людей, а  также вызвать потерю несущей  способности строительных конструкций  зданий и сооружений. Вторым фактором является поступление в воздух рабочей  зоны значительного количества вредных  продуктов сгорания, в большинстве  случаев приводящее к острым отравлениям  людей.

 

Аварии  с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих  ядовитых веществ (СДЯВ)

СДЯВ - это обращающиеся в  больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферу и вызвать массовые поражения людей.

На многих предприятиях для  технологических целей применяют  вредные, в том числе сильнодействующие  ядовитые вещества (СДЯВ).

В зависимости от термодинамического состояния жидкости, находящейся  при хранении в емкости, возможно три варианта протекания процесса при  разгерметизации емкости:

- при больших перегревах  жидкость может полностью переходить  во взвешенное мелкодисперсное  и парообразное состояние с  образованием токсичных, вредных  и пожаровзрывоопасных смесей;

- при низких энергетических  параметрах жидкости происходит  спокойный ее пролив на твердую  поверхность, а испарение осуществляется  путем теплоотдачи от твердой  поверхности;

- промежуточный режим,  когда в начальный момент происходит  резкое вскипание жидкости с  образованием мелкодисперсной фракции,  а затем наступает режим свободного  испарения с относительно низким  скоростями.

Используемые в настоящее  время в промышленности криопродукты можно подразделить на три типа: нейтральные криопродукты (азот, гелий), криопродукты-окислители (кислород) горючие  криопродукты (водород, метан). При сборе  в атмосферу каждого из трех типов  криопродуктов в зоне выброса  создаются свои специфические опасности.

 

Аварии  с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных  веществ (РВ)

Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается  лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения  связано с функционированием  предприятий, и использующих радиоактивные  материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций  по переработке и захоронению  радиоактивных отходов.

 

Аварии  с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ БОВ

Биологически опасные  вещества БОВ - называют вещества, способные  вызвать массовые инфекционные заболевания  людей и животных при попадании  в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители  различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной  оспы, сибирской язвы и т.д.

 

Аварии  на очистных сооружениях

В данной отрасли промышленности различают две группы аварий:

- На очистных сооружениях  сточных вод промышленных предприятий  с выбросом более 10 тонн.

- На очистных сооружениях  промышленных газов с массовым  выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ  в окружающую среду естественно  отрицательным воздействием на персонал.

 

2. Причины техногенных катастроф

 

Аварии  на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения  затопления низких районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток  воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные  разрушения происходят из-за большой  скорости и все сметающего на своем  пути огромного количества бегущей  воды.

Высота и скорость волны  прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот  в верхнем и нижнем бьефах. Для  равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит  до 100 км/час.

Значительные участки  местности через 15-30 минут обычно оказываются заполненными слоем  воды толщиной от 0,5 до 10м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу  имеются схемы и карты, где  показаны границы зоны затопления и  дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство  жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины  для оповещения населения используют все средства: сирены, телевидение, телефон и средства громкоговорящей  связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные  участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадает вода или не будет получено сообщение  о том, что опасность миновала.

При возвращении на прежние  места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые  находились в контакте с водными  потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его  и убедиться, что нет опасности  разрушения. Перед входом в здание обязательно проверить его. Спичками не пользоваться - возможно, присутствие  газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен, Убрать весь влажный мусор.

 

Аварии  на транспорте

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны  столкновением поездов, их сходом с  рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары  о конструкции вагонов, что может  привести к ушибам, переломам или  гибели людей.

Для уменьшения последствий  возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения  в поездах.

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах  метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов  поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружение в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые  могут быть отнесены к категории  взрывоопасных, самовозгорающихся  и токсичных веществ, а также  в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Автомобильный транспорт  является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно  от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки  принимаемым мерам не удается  избежать дорожно-транспортнрго происшествия, то необходимо управлять машиной  до последней возможности принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, то есть свернуть в кювет, кустарник  или забор. Если же это не осуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой.

 

 

2.1. Обобщенные причины техногенных катастроф

1. Авиакатастрофы:

Причинами авиакатастроф  являются: неисправность двигателей, ошибка пилота, неблагоприятные погодные условия, террористические акты, столкновение с посторонним объектом, поражение  боевым оружием.

· 27 марта 1977г. - два «Боинг-727»  столкнулись на взлетно-посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Число жертв 582.

· 28 января 1986г. - космический  корабль «Челенджер» взорвался  сразу после старта с мыса Канаверал, США. Число жертв 7.

 

2. Взрывы:

Причины взрывов: ошибки и  присчеты людей, присутствие ядовитых газов, избыток взрывоопасной пыли, хранение старых боеприпасов, перегрузка судна, террористические акты.

· 12 февраля 1931г. - шахта в  Маньчжурии. Число жертв 3000.

· 17 августа 1956г. Конвой с  динамитом в кали, Колумбия (1100).

 

3. Железнодорожные катастрофы

Причины: неисправные и  перегруженные поезда.

Информация о работе Экстремальные воздействия техногенных экологических катастроф и их последствия