Эволюция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:37, реферат

Описание работы

Как и любой другой биологический вид, человек формировался в процессе эволюции и является результатом взаимодействия ее движущих сил. В основе антропогенеза лежат такие биологические факторы, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Ч. Дарвин считал, что главную роль в антропогенезе играл именно естественный отбор и особенно одна из его форм - половой отбор.

Содержание работы

Введение
Концепции антропогенеза
Эволюция человека
Труд как фактор эволюции человека
Общественный образ жизни как фактор эволюции
Особенности процесса эволюции человека
Качественные отличия человека
Заключение

Файлы: 1 файл

экология эволюция.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

                   

                       4.Общественный образ жизни как фактор эволюции

Трудность выживания предков  гоминид в сложных условиях борьбы за существование при переходе к  наземному образу жизни усугублялась низкой плодовитостью. Противостоять  хищникам проще было группе, чем  отдельным индивидам. Недостатки естественных органов предки человека восполняли искусственными орудиями. Таким образом, труд уже при возникновении был  общественным.

Труд способствовал сплочению  древних людей в коллективы. Становились  все более частыми случаи взаимной поддержки и совместной деятельности. Старшие члены коллектива обучали  подрастающее поколение отыскивать природные материалы, необходимые  для изготовления орудий труда, учили  приемам изготовления таких орудий и их применению.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга  и органов чувств. Совместная трудовая деятельность требовала координации. Возникла жизненная необходимость  в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения  голосового аппарата и мозга, которые  привели к появлению речи.

Взаимосвязанное развитие общественного  труда, речи и сознания привело к  совершенствованию всего человеческого  организма и человечества в целом.

                     

                      5.Особенности процесса эволюции человека

Эволюционные преобразования предков человека, обусловленные  давлением естественного отбора, явились биологическими предпосылками  развития социальных отношений. Совершенствование  способности изготавливать различные  орудия и использовать их при своей  защите, а также при добывании  пищи явилось решающим фактором успеха в борьбе за существование и качественно  отделило человека от животного мира. Однако это не исключало действия на человека общих законов развития живой природы. Биологические и  социальные факторы в процессе эволюции людей действуют параллельно, но с разной скоростью: первые - с замедлением, вторые -- с ускорением.

На ранних этапах антропогенеза  естественный отбор имел решающее значение. Сначала шел отбор индивидуумов, более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания  пищи и защиты от врагов. Постепенно объектом отбора становится такое характерное  для гоминид свойство, как стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения. Причем индивидуальный отбор формировал преимущественно морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную организацию (формы отношения в стаде).

Характерная черта антропогенеза - однонаправленность эволюционных преобразований, связанных с постепенным развитием прямохождения, нарастанием способности к накоплению и практическому использованию информации об окружающей среде (развитие мозга и руки), совершенствованием коллективного образа жизни.

Овладев культурой производства совершенных орудий труда, приготовлением пищи, устройством жилищ, человек  изолировал себя от неблагоприятных  климатических факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания.

                                       

                                    6.Качественные отличия человека

Первого представителя рода Homo -- человека умелого выделяют из животного мира по признаку трудовой деятельности. Не просто использование палки или камня как орудия, а именно производство различных орудий явилось гранью, отделившей человека от человекоподобных предков.

Обезьяны часто пользуются палками и камнями для добывания  пищи, как и многие животные (один из видов галапагосских вьюрков, морская выдра). Как бы ни были поразительны манипуляции животных с различными предметами, они либо случайны, либо возникли на основе условных рефлексов, либо вызваны запрограммированными поведенческими особенностями и непосредственно не определяют их выживаемость.

Общий план строения организма  человека такой же, как и у всех млекопитающих. Отличия связаны  с прямохождением, наличием речи и способностью к труду. Скелет человека отличается от скелета всех млекопитающих, в том числе и человекообразных обезьян формой позвоночника, грудной клетки и таза, особенностями строения конечностей, их пропорциями.

В связи с прямохождением у человека образовались четыре изгиба позвоночника. Сбалансированность черепа на шейных позвонках обеспечивается перемещением затылочного отверстия ближе к центру основания черепа.

Прямохождение и трудовая деятельность человека сказались и на пропорциях тела. Кости нижних конечностей у человека длиннее гомологичных костей верхних конечностей, устойчивое положение туловища на длинных ногах обеспечивается укорочением позвоночного столба. Грудная клетка уплощена в спинно-брюшном направлении, кости таза имеют форму чаши (следствие давления органов грудной и брюшной полости). Изначально плоская хватательная стопа обезьяны приобрела сводчатое строение. Рука человека отличается небольшими размерами, тонкостью и подвижностью, способностью к разнообразным движениям. Большой палец отставлен в сторону и может противопоставляться всем остальным, благодаря чему человек способен не только захватывать предмет, как это делают обезьяны, но и обхватывать его, что имеет большое значение при работе.

В связи с развитием  головного мозга мозговая часть  черепа достигла наибольших размеров (до 1500 см 3). По объему она больше лицевой в 4 раза (у приматов это соотношение равно 1:1). Нижняя челюсть подковообразной формы, с выступающим подбородком, что связано с речевой деятельностью и развитием мускулатуры языка.

Отличительной чертой высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы, под которой И.П. Павлов понимал  слово; а также связанное с  ней абстрактное мышление, построение логических цепочек и обобщений.

Для человека характерна особая, не связанная с генетическими  механизмами форма передачи информации в ряду поколений -- преемственность культуры, знании, традиций. Опыт, приобретенный человеком на протяжении жизни, не исчезает вместе с ним, а становится составной частью общечеловеческой культуры. Все это стало возможным благодаря развитию речи, а затем и письменности.

Морфофизиологические особенности  человека передаются по наследству. Однако человеческий организм -- это еще не человек в социальном смысле. Способности к трудовой деятельности, мышлению и речи развиваются в процессе индивидуального развития человека на основе воспитания и образования. Вне человеческого общества формирование специфических человеческих качеств невозможно.

Известны случаи развития детей в возрасте до 5 лет изолированно от остальных людей. После возвращения  в нормальные условия способность  говорить и мыслить у них развивалась  либо очень плохо, либо не развивалась  совсем (в зависимости от возраста, в котором ребенок попал в  условия изоляции).

В основе антропогенеза лежат  биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные (труд, общественная жизнь, сознание и речь) факторы. Труд уже при возникновении был  общественным. Противостоять хищникам проще было группе, чем отдельным  индивидам. Совместная трудовая деятельность требовала координации действий, вызывала необходимость сигнализации не только жестами, но и звуками, что  привело к появлению речи. Взаимосвязанное  развитие общественного труда, речи и сознания привело к совершенствованию  всего человеческого организма  и человечества в целом. Общий  план строения организма человека такой  же, как и у всех млекопитающих. Отличия связаны с прямохождением, наличием речи и способностью к труду. Отличительной чертой высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы.

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Заключение

Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков. Эволюция человека  -  антропогенез - процесс исторического развития биологического вида человек. Важнейшую роль в разработке теории антропогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов труда в формировании человека. Другой краеугольный камень учения об антропогенезе - общая теория эволюции и её крупнейшее достижение - гипотеза происхождения человека от обезьян, сформулированная Ч. Дарвином. Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, т.е. с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства.

Современная наука подтверждает положение Дарвина о переходе к прямохождению, как части эволюционного процесса. Прямохождение предшествовало развитию кисти и головного мозга, свободное владение руками, как утверждал Дарвин, не что иное, как следствие прямохождения.

В теории становления человека существует два течения:

моноцентризм (признание  того, что современный человек (неоантроп, человек разумный), произошёл от ещё не разделённой на расы популяции или группы популяций палеоантропов на ограниченном ареале (в Восточной Африке или в Передней Азии), а затем распространился по всей Земле);

полицентризм (предположение  и существовании нескольких центров  возникновения человека современного типа от более ранних гоминид. Выделяют до четырех центров происхождения современного человека и его рас).

На современном этапе  развития науки определено, что эволюция человека проходила не линейно, а  с возникновением в процессе эволюции новых ответвлений, большая часть  которых быстро исчезает. В каждый период времени существует несколько  эволюционных линий, идущих от общего предка.

Началом основной ветви эволюции человека были дриопитеки, жившие в  середине третичного периода. Потомки  дриопитеков - рамапитеки - обезьяноподобные существа, жившие в лесах и, возможно, ещё не прямоходящие.

Потомки рамапитеков - австралопитеки - представляют собой важнейшее звено, в котором уже безусловно разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

Следующим этапом является появление древнейших людей - архантопов (Homo erectus). «Человек прямоходящий» заметно лучше австралопитека изготавливал орудия, охотился, начинает пользовать огнем. Появляется четкое разделение труда: мужчины - охотники, женщины - собиратели различной пищи.

Последними древними людьми были палеоантропы (неандертальцы), относящиеся  к тому же виду, что и современный  человек разумный, но к другому  подвиду. Одновременно с неандертальцами  существовали и другие, ныне вымершие, разновидности человека разумного.

С точки зрения современной  науки, биологическая эволюция человека прекратилась 30-40 тыс. лет назад в  связи с прекращением внутривидового отбора - важнейшего двигателя эволюции. На смену биологической пришла социальная эволюция, определившая начало истории  человечества - сложение и развитие сложных социальных форм взаимодействия.

Характерная черта антропогенеза - однонаправленность эволюционных преобразований, связанных с постепенным развитием прямохождения, нарастанием способности к накоплению и практическому использованию информации об окружающей среде, совершенствованием коллективного образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Литература

1. Алексеев В.П. Антропогенез - решенная проблема или череда новых проблем?// Человек в системе наук, 1999. С.111-121.

2. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. - М.: Педагогика-Пресс,1994.

3. Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки психологии. - М.: Тривола, 2009 - 304 с.

4. Иваненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. - М.Просвещение, 2007 – 255 с.

5. Лалаянц И.Э. Шестой день творения. - М.: Политиздат, 2009 - 110 с.

6. Орлов Ю.А. В мире древних животных. - М.: Наука, 1999. - 163 с.

7. Розанцев Э.Г. Химическая гармония организма. - М.: Знание, 2011 -32 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Химия»; № 8)


Информация о работе Эволюция человека