Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:22, контрольная работа
В условиях научно-технической революции все более усложняются взаимоотношения человека с окружающей его природной средой. НТР порождает невиданные ранее возможности для эксплуатации сил природы, но вместе с тем и для ее загрязнения, разрушения, уничтожения. Природопреобразующая деятельность людей, явившаяся новой движущей силой развития природы, называется антропогенным фактором.
Введение
3
1
Концепции взаимосвязи природы и общества
5
2
Типы хозяйственной деятельности человека в традиционном обществе
8
3
Экономический тип деятельности в условиях индустриального общества
9
Список цитируемых источников
13
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Социальная экология и этноэкология»
№ п.п. |
Название |
Стр. |
Введение |
3 | |
1 |
Концепции взаимосвязи природы и общества |
5 |
2 |
Типы хозяйственной деятельности человека в традиционном обществе |
8 |
3 |
Экономический тип деятельности в условиях индустриального общества |
9 |
Список цитируемых источников |
13 |
Введение
Вся история человечества есть процесс развития взаимоотношений между человеком и природой. Необходимо сознавать, что не зависящие от человека (внешние) изменения могут сыграть основную роль в нарушении существующего равновесия природных факторов. Изменение орбиты Земли, извержения вулканов приводят к последствиям, превышающим все мыслимые последствия от человеческой деятельности. Управлять этими событиями и даже предвидеть их мы пока не в состоянии.
В условиях научно-технической революции все более усложняются взаимоотношения человека с окружающей его природной средой. НТР порождает невиданные ранее возможности для эксплуатации сил природы, но вместе с тем и для ее загрязнения, разрушения, уничтожения. Природопреобразующая деятельность людей, явившаяся новой движущей силой развития природы, называется антропогенным фактором.
Развивающееся промышленное производство оказывает большое влияние на изменение природных экологических систем. Преобразованные экосистемы и возникшие новые в результате сознательного воздействия человека на природу называют «искусственными экосистемами». Главными негативными последствиями влияния антропогенного фактора на природную среду являются загрязнение воздуха, воды и поверхности Земли, а также интенсивное истощение ее минеральных ресурсов. В процессе трудовой деятельности происходит взаимное изменение природы и самого человека. В середине XX века загрязнение атмосферы за счет хозяйственной деятельности повысилось на 20 %.
Современный этап воздействия человека на природу является антропогенным и характеризуется следующими особенностями:
1) в систему воздействия
человека на природу
2) влияние антропогенного
фактора на окружающую среду
характеризуется постоянным
3) исключительную значимость
в деятельности антропогенного
фактора играет все большее
ускорение развития
4) возрастает использование человеком ресурсов природы;
5) происходит целенаправленное изменение человеком природы (ландшафтов, растений, животных) и биоценоза (совокупность живых компонентов) отдельных регионов;
6) происходит нарастание все более масштабных побочных, часто непредвиденных и не предполагавшихся, последствий человеческой деятельности.
Поскольку существует физическая зависимость человеческого организма от земных условий, все историческое развитие общества, человечества, его будущее необходимо рассматривать в неразрывном единстве с развитием, с будущим природы всей планеты, ее биосферы. Оценивая в целом взаимодействие природы и общества, можно сделать следующие выводы:
1. Концепции взаимосвязи
природы и общества
Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:
Натуралистические концепции. Проблема определения сущности взаимосвязи человека и среды, общества и природы всегда, во все века привлекала внимание. В древние века преобладали натуралистические концепции, рассматривавшие природу в качестве божества, мудрого творца, идеала, возвышающегося над обществом.
Попытки сохранить в силе натуралистические концепции оценки системы «природа - общество» появляются и в концепциях невмешательства в природу. Представители этих концепций и в нынешних условиях считают, что в природе нет, и не может быть ошибок и недостатков.
Потребительские концепции. Развитие производства на промышленной основе в эпоху раннего капитализма потребовало существенно пересмотреть натуралистические концепции, закрепляющие приоритет природы над обществом. В эту эпоху природная среда объявлялась кладовой, из которой человек должен черпать богатства для развития материального производства, мастерской, где человек одновременно и работник, и творец, и господин. Идея утверждения господства человека над природой - основной стержень потребительских концепций, получивших развитие вместе с возникновением и дальнейшим ростом капиталистических отношений. Потребизм в отношениях человека и природы способствовал активной разработке природных ресурсов и росту промышленного и сельскохозяйственного производства. Однако он был прогрессивен до определенного времени. В нынешнее время потребительское отношение к природе является тормозом на пути гармонизации отношений человека и природы.
Алармизм. В период развитого капитализма впервые стали обостряться отношения между обществом и природой. В связи с этим появились различные экологические концепции, которые пытались скрыть сущность конфликтов, их причину и мешали составить программу выхода из экологического тупика. Экологический кризис, который охватил страны капитала в 50-70 гг., вызывает широкое общественное движение, получившее название «алармизма» (аларм - нем. тревога). Алармизм - непосредственная реакция людей на процессы деградации природы под влиянием современного производства. Впоследствии алармизм становится базой для развития зеленого движения, для создания в некоторых странах партий зеленых, которые преследуют цель обеспечения гармонии в развитии общества и природы.
Концепция причин экологического кризиса. Такие причины усматриваются в неизбежных спутниках цивилизации - научно-техническом прогрессе и росте народонаселения. В качестве приемлемых средств рекомендуется саморегуляция и искусственные меры сокращения численности людей, доведение человечества до демографического минимума, который позволил бы ему гармонизировать с природой. Такой лозунг оправдывает развязывание войн, массовое истребление людей, недостатки медицинского обслуживания и, в целом, невнимание к человеку.
Опираясь на технологическую и демографическую причины экологического кризиса, западные социологи определяют следующие направления выхода из экологического тупика.
Стратегия невмешательства в природу. Сторонники этой концепции от идеализации природы переходят к утверждениям о невозможности познания всех многообразных и опосредованных связей природы. Преклоняясь перед «разумом» природы, ее гармоничностью, стратегия невмешательства доводит отношения человека и природы до абсурда, ибо отрицает целесообразность всякой человеческой деятельности по использованию и преобразованию окружающей природной среды. Разумеется, общественный организм не способен нормально существовать и развиваться изолированно от природы, не осуществляя постоянного процесса обмена веществ и энергии. При осуществлении хозяйственной деятельности некоторые принципиальные положения этой концепции могут быть использованы.
Это, прежде всего - запрет на необдуманное, скоропалительное, нерациональное преобразование без учета закономерностей развития, во вред природе, человеку и обществу.
Стратегия наступления на природу. Эта концепция основывается на том, что в природе есть свои недочеты, и задача человека состоит в их исправлении и заполнении пустот. Это - стратегия безоглядного хозяйствования в мастерской природы, стратегия ломки ее законов и принудительное подчинения их воле людей.
Стратегия саморегуляции в природе и адаптации человека. Сторонники этой стратегии основное внимание обращают на способность природы к саморегуляции, к поглощению и переработке вредных веществ, вносимых туда человеком. Это одна сторона вопроса. Другая сторона этой концепции состоит в том, что сам человек исторически способен адаптироваться к окружающей его среде и постепенно приспособить свой организм к тем компонентам, которые искусственно существуют уже не в природной, а созданной им окружающей среде. Сторонники такой концепции фальсифицируют действие объективных законов природы. Для человека это связано с патологией, ибо приспособление человека к изменившейся окружающей среде требует выработки новых свойств организма, а эти свойства приобретаются постепенно в результате смены поколений.
2. Типы хозяйственной
деятельности человека в
Традиционное общество - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории традиционного общества не существует. Представления о традиционном обществе базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики традиционного общества считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община.
К традиционным обществам относят этнические общности, для которых характерны общинные поселения, сохранение кровно-родственных связей, преимущественно ремесленная и аграрная формы труда. Возникновение таких обществ восходит к самым ранним этапам развития человечества, к первобытной культуре.
Традиционная экономика - экономическая система, в которой использование природных ресурсов определяется преимущественно традициями.
В экономическом отношении традиционное общество основано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси, но и основанном на скотоводстве, как все кочевые степные державы Евразии (Тюркский и Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.). И даже на рыбной ловле в исключительно богатых рыбой прибрежных водах Южного Перу (в доколумбовой Америке).
Характерным для доиндустриального традиционного общества является господство редистрибутивных отношений (т.е. распределения в соответствии с общественным положением каждого), которые могут выражаться в самых разных формах: централизованное государственное хозяйство древнего Египта или Месопотамии, средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д. Однако не следует думать, что редистрибуция является единственно возможным способом хозяйственной жизни традиционного общества. Она доминирует, но рынок в той или иной форме всегда существует, а в исключительных случаях может даже приобретать ведущую роль (самым ярким примером является хозяйство античного Средиземноморья). Но, как правило, рыночные отношения ограничивается узким кругом товаров, чаще всего предметов престижа: средневековая европейская аристократия, получая все необходимое в своих поместьях, покупала в основном украшения, пряности, дорогое оружие породистых лошадей и т.п.
Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею.
3. Экономический тип деятельности в условиях индустриального общества.
Наступление индустриальной эпохи во взаимоотношениях человека и природы принято связывать с победой и окончательным утверждением во второй половине XVIII в. капиталистического способа производства. В это время возникает и начинает быстро развиваться крупная машинная индустрия. Основой новой формы организации общественного производства стала капиталистическая фабрика.
Характерной чертой техники этого периода явилось изобретение и распространение в основных отраслях промышленности (текстильной и машиностроительной) и сельского хозяйства рабочих машин. Применение механического ткацкого станка, парового двигателя, сельскохозяйственных машин (парового плуга, механических сеялок, жатвенных машин) привело к резкому увеличению промышленного и сельскохозяйственного производства, что сказалось на повышении уровня жизни и увеличении численности населения, составившей к 1800 г. 954 млн человек, а уже к 1900 г. - 1633 млн человек.
Информация о работе Концепции взаимосвязи природы и общества