Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 гг. Концепция перехода к устойчивому развитию РК реферат 2007 -2024 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Годы независимости в Казахстане стали годами образования и становления совершенно новой государственной системы обеспечения экологической безопасности, управления охраной окружающей среды и природопользованием - хорошо организованной и территориально разветвленной системы исполнительных органов в области охраны окружающей среды Республики Казахстан. Это обеспечило формирование и последовательную реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Файлы: 1 файл

referat_9.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

Республики Казахстан

Казахский Агротехнический

университет им. С. Сейфуллина

 

Кафедра Экологии

 

Дисциплина Экология и  устойчивое развитие

 

РЕФЕРАТ №9

 

На тему: Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 гг. Концепция перехода к устойчивому развитию РК реферат 2007 -2024 гг.

 

 

                     

 

Выполнил: студент 1 курса  группы ПО-103

Асылбеков Алмас

Проверил: к.т.н., ст. преподаватель  Абсеитов Ерболат Тлеусеитович

 

 

Астана 2013 г.

Общие положения

Состояние и проблемы экологической безопасности Республики Казахстан.

Годы независимости в  Казахстане стали годами образования  и становления совершенно новой  государственной системы обеспечения  экологической безопасности, управления охраной окружающей среды и природопользованием - хорошо организованной и территориально разветвленной системы исполнительных органов в области охраны окружающей среды Республики Казахстан. Это  обеспечило формирование и последовательную реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды  и рационального использования  природных ресурсов. Однако на протяжении многих десятилетий в Казахстане складывалась преимущественно сырьевая система природопользования с экстремально высокими техногенными нагрузками на окружающую среду. Поэтому кардинального  улучшения экологической ситуации пока не произошло и она по-прежнему характеризуется деградацией природных систем, что ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее способности поддерживать качество окружающей среды, необходимое для жизнедеятельности общества. Основы государственной политики в области охраны окружающей среды были заложены в Концепции экологической безопасности, одобренной распоряжением Президента Республики Казахстан 30 апреля 1996 года, где рассматривались экологические приоритеты переходного периода, в частности экологические проблемы приватизации, вопросы необходимости создания системы природоохранного законодательства, государственного контроля и экспертизы, экономических механизмов природопользования, мониторинга окружающей среды. Реформирование всех отраслей национальной экономики стало основой изменения отношения к использованию природных ресурсов, осуществления социально-экономического развития с учетом сохранения окружающей среды. С момента принятия данной Концепции в Республике Казахстан произошли серьезные перемены в общественном развитии. Разработаны стратегические документы развития государства, создана основа природоохранного законодательства, подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, создана система управления природоохранной деятельностью. Так, в 1997 году приняты законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об экологической экспертизе", в 1998 году - "О радиационной безопасности", в 2002 году - Закон "Об охране атмосферного воздуха". В области рационального природопользования - указы Президента, имеющие силу закона, "О недрах и недропользовании"(1996 г.) и "О нефти"(1995 г.), в 2003 году - Лесной, Водный и Земельный кодексы. Разработано и утверждено большинство необходимых подзаконных нормативных правовых актов. В целях совершенствования законодательства в республике взят курс на сближение с законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов. Республикой Казахстан подписаны 19 международных конвенций и разработаны национальные планы действий по их реализации. Налажена система экологической экспертизы, разрешительная и контрольно-инспекционная работа. В результате выполнения задач Концепции значительно снижены темпы загрязнения окружающей среды по сравнению с началом 90-х годов за счет усиления государственного контроля в области охраны окружающей среды и внедрения обязательной экологической экспертизы. Однако, статус государства с экологически уязвимой территорией и нерешенными экологическими проблемами до сих пор остается. В связи с вышеизложенным предусматриваются концептуальный пересмотр, уточнение и расширение задач обеспечения экологической безопасности в современных условиях в соответствии со стратегическими приоритетами страны. В новой Концепции предлагаются пути решения нереализованных задач. Среди них: обеспечение опережающего развития научных исследований по важнейшим проблемам экологической безопасности и устойчивого природопользования, в том числе фундаментальных; введение единой системы мониторинга за состоянием окружающей среды; экологическое районирование и специальное картографирование территории Республики Казахстан.

Актуальность  разработки и приоритеты Концепции  экологической безопасности на 2004-2015 годы

Мировой опыт показывает, что  основой успешного решения экологических  проблем и предотвращения экологических  катастроф является экологизация социально-экономической системы любого государства. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Настоящая Концепция экологической безопасности разработана исходя из приоритетов Стратегии"Казахстан-2030" в соответствии со Стратегическим планомразвития Республики Казахстан до 2010 года и с учетом основных положений Повестки дня на XXI век и принципов Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 года, а также решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге (2002 год). Обеспечение оптимального уровня экологической безопасности с достижением нормативных показателей состояния окружающей среды предполагает поэтапную реализацию положений данной Концепции.

Первый этап (2004-2007 годы) - снижение уровня загрязнения окружающей среды и выработка плана действий по его стабилизации.

Второй этап (2008-2010 годы) - стабилизация показателей качества окружающей среды и совершенствование экологических требований к природопользованию.

Третий этап (2011-2015 годы) - улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества.

Цель, основные задачи и принципы обеспечения экологической  безопасности

Целью государственной политики в области экологической безопасности является обеспечение защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий  на окружающую среду.

Основные задачи экологической безопасности

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

  • снижение антропогенного воздействия, ведущего к изменению климата и разрушению озонового слоя Земли;
  • сохранение биоразнообразия и предотвращение опустынивания и деградации земель;
  • реабилитация зон экологического бедствия, полигонов военно-космического и испытательного комплексов;
  • предупреждение загрязнения шельфа Каспийского моря;
  • предупреждение истощения и загрязнения водных ресурсов;
  • ликвидация и предотвращение исторических загрязнений,
  • загрязнения воздушного бассейна,
  • радиоактивного, бактериологического и химического загрязнений, в том числе трансграничного;
  • сокращение объемов накопления промышленных и бытовых отходов;
  • предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение поставленных задач достигается  путем:

  • совершенствования и систематизации законодательства Республики Казахстан,
  • экономических механизмов природопользования,
  • государственного экологического контроля и экологического мониторинга; оптимизации разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы;
  • развития научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды,
  • экологической статистики,
  • экологического образования,
  • экологической пропаганды и участия общественности;
  • расширения международного сотрудничества.

Основные принципы обеспечения экологической безопасности

Экологически безопасное развитие государства базируется на следующих принципах: экосистемный подход к регулированию всех общественных отношений для устойчивого развития государства путем внедрения научно обоснованного комплекса ограничений, нормативов и правил ведения хозяйственной и иной деятельности, определяющих экологически допустимые пределы использования природных ресурсов и обеспечивающих сбалансированное управление качеством окружающей среды; подчиненность региональных и локальных задач экологической безопасности глобальным и национальным целям предупреждения экологических угроз; обязательность компенсации нанесенного ущерба окружающей среде и здоровью человека (платят природопользователи и загрязнители); эколого-экономическая сбалансированность развития и размещения производственных сил (принципы экологической емкости и территориального планирования); обязательность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с последующими экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизами; обеспечение доступа населения к экологической информации и его участия в решении экологических проблем; партнерство в международном сотрудничестве и соблюдение норм международного права.

Проблемы экологической  безопасности и пути их решения

Учитывая принципы Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, проблемы экологической безопасности Казахстана рассматриваются в зависимости от значимости и уровня их решения как глобальные, национальные и локальные.

 

Экологизация законодательства Республики Казахстан

Экологизация законодательства Республики Казахстан заключается в учете экосистемного принципа в правовом регулировании общественных отношений и достигается путем совершенствования и систематизации законодательства Республики Казахстан.

Совершенствование законодательства Республики Казахстан

Казахстан обладает развитым экологическим законодательством, в состав которого входят около 10 законов  и более 200 подзаконных нормативных  правовых документов. В области совершенствования  экологического законодательства Республики Казахстан прежде всего взят курс на сближение с экологическим законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов. На первом этапе необходимо внедрить природоохранные нормы во все другие законодательные акты Республики Казахстан, действие которых может сказаться на состоянии окружающей среды. В 2004 году будут подготовлены законодательные акты по внедрению обязательного экологического страхования и по вопросам отходов производства и потребления, а до 2006 года обеспечено внедрение экологического аудита. Накопление средств страховыми организациями должно гарантировать возмещение ущерба окружающей среде даже в случае значительных аварий и катастроф при осуществлении экологически опасных видов деятельности. Экологический аудит, в свою очередь, должен помочь предприятиям и организациям наиболее экономически рациональными методами достичь нормативных показателей загрязнения окружающей среды.

 

Систематизация  законодательства Республики Казахстан  в области охраны окружающей среды

Развитость и разветвленность  законодательства Республики Казахстан  порождают и определенные трудности  в его использовании. Большинство  экологических законов связано  между собой, и изменение одного требует изменения других, что  наряду со значительными трудозатратами нередко нарушает общую систему  экологического законодательства Республики Казахстан, порождает противоречия между законами и подзаконными актами. Кроме того, для реализации указанных  законов требуется большое количество подзаконных нормативных документов. В этой связи дальнейшее реформирование законодательства Республики Казахстан  необходимо направить не на увеличение экологических законодательных  норм, а на их систематизацию и повышение  действенности. Именно эту задачу может  решить кодификация экологического законодательства Республики Казахстан, т.е. обобщение, систематизация и конкретизация норм по сохранению окружающей среды и природных ресурсов. Большинство положений, имеющих прямое действие без отсылки к подзаконным нормативным правовым документам, планируется отразить в кодексе об охране окружающей среды. Процесс кодификации законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды должен быть завершен до 2006 года.

Ожидаемые результаты от реализации Концепции экологической  безопасности

Реализация положений  настоящего документа предполагает разработку планов мероприятий на республиканском  уровне, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки  и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального  природопользования. Конкретизация  положений настоящего документа  применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства  и особенностям проведения государственной  политики в области экологии может  быть осуществлена при разработке государственных, региональных и отраслевых программ Республики Казахстан. На первом этапе (2004-2007 годы) будут принята и реализована  программа охраны окружающей среды  на 2005-2007 годы, разработаны законодательные  акты, направленные на регулирование  вопросов охраны окружающей среды, экологического страхования, отходов производства и потребления, экологического аудита, создана единая система мониторинга  окружающей среды и природных  ресурсов. Кроме того, планируется реализация следующих программ: развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы; по снижению выбросов парниковых газов в Республике Казахстан до 2015 года; по водосбережению; действий по борьбе с опустыниванием; внутренней миграции населения и хозяйственного использования территорий зон экологического бедствия; по ликвидации исторических загрязнений; по совершенствованию управления промышленными и бытовыми отходами; по мониторингу экологического состояния территорий полигонов военно-космического и испытательного комплексов. Все это позволит уже на первом этапе сохранить на стабильном уровне выбросы и сбросы в окружающую среду и накопление отходов производства и потребления. На втором этапе (2008-2010 годы) путем реализации программы охраны окружающей среды на 2008-2010 годы должен быть полностью завершен процесс создания системы охраны окружающей среды, соответствующей принципам устойчивого развития и обеспечивающей с началом третьего этапа качественное улучшение состояния окружающей среды. На третьем этапе (2011-2015 годы) в результате завершения всех намеченных программ должны быть достигнуты нормативные показатели качества объектов окружающей среды и благоприятный уровень экологически устойчивого развития общества, обеспечено снижение воздействия на окружающую среду, сформирована система управления качеством окружающей среды.

 

Концепция перехода к устойчивому развитию РК реферат 2007 -2024 гг.

Общие положения 
 
Устойчивое развитие страны – это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. 
Для Республики Казахстан переход к устойчивому развитию является насущной необходимостью. Рост экономики за счет эксплуатации природных ресурсов может происходить только на определенном этапе. В современных условиях для роста и развития требуются более прогрессивные механизмы. 
Устойчивое развитие необходимо для достижения целей Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Принцип устойчивого развития также заложен в основу стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, обозначенной в Послании Президента страны народу Казахстана от 1 марта 2006 года. 
Настоящая Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы (далее – Концепция) определяет видение принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого необходимо, чтобы экономические, экологические, социальные и политические факторы развития были интегрированы и рассматривались как единый процесс, направленный на повышение качества жизни населения Казахстана. 
 
Актуальность и предпосылки перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию 
 
Республика Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в Повестке дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и декларациях Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.) и Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). 
Республикой Казахстан принят ряд мер в направлении достижения устойчивого развития. 
Казахстан является членом и активным участником Комиссии по устойчивому развитию ООН, процессов «Окружающая среда для Европы» и «Окружающая среда и устойчивое развитие для Азии», региональной евразийской сети Всемирного совета предпринимателей для устойчивого развития. 
Приняты Стратегия развития Казахстана до 2030 года, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года, Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года, Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, созданы Совет по устойчивому развитию Республики Казахстан и АО «Фонд устойчивого развития «Қазына». 
Республика Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане. 
Политическая ситуация в Казахстане демонстрирует всему миру уникальный пример стабильности, межконфессионального согласия, развития демократии и общественных институтов в интересах всех граждан страны. Устойчивое политическое развитие Казахстана может и должно играть важную роль в становлении страны как источника сбалансированных инициатив для мирового сообщества. 
При этом Казахстан сталкивается в своем развитии со значительными барьерами, которые представляют угрозу для национальной безопасности страны. 
Экономический рост Республики Казахстан до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около 75 % территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. «Исторические загрязнения», накопители отходов, нарастающие выбросы токсичных веществ от стационарных и передвижных источников угрожают состоянию природной среды и здоровью населения. 
Потенциальными угрозами стабильности экономики страны являются существенная зависимость от сырьевого сектора, слабый уровень подготовленности отдельных отраслей к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), рост внешнего долга, проблемы «теневой» экономики. 
Имеет место существенный разрыв в экономическом и социальном положении регионов Казахстана. Сохраняются проблемы в демографической ситуации и состоянии здоровья населения страны, имеет место пока недостаточный уровень его правовой, экономической, экологической грамотности. 
Преодоление этих барьеров должно стать главной этапной задачей на пути перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию. 
 
 
 
Этапы перехода к устойчивому развитию 
 
Переход к устойчивому развитию для Республики Казахстан будет проходить на поэтапной основе. Для этого определяются установочные параметры устойчивого развития для каждого этапа (таблица 1). 
Подготовительный этап (2007- 2009 годы) - подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной и политической деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва. 
Первый этап (2010 - 2012 годы) - обеспечение вхождения Республики Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. 
Второй этап (2013 - 2018 годы) - укрепление положения страны среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенное сокращение потерь от нерационального использования природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической устойчивости страны. 
Третий этап (2019 - 2024 годы) – достижение принятых международных критериев устойчивого развития. 
10 
 
Основные принципы, приоритеты, цель и задачи перехода к устойчивому развитию 
 
Основные принципы и приоритеты 
 
Основными принципами перехода к устойчивому развитию в Республике Казахстан являются: 

Информация о работе Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 гг. Концепция перехода к устойчивому развитию РК реферат 2007 -2024 гг