Концепция коэволюции Н. Моисеева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Переход цивилизации на траекторию устойчивого развития - сложнейшая практическая задача, стоящая перед мировым сообществом. Но не только практическая, а исключительно трудная научная задача. И здесь мы сталкиваемся с серьезным препятствием. Хотя этой теме посвящено немало научных работ, интересных теорий, вдохновенных идей, все это - лишь отдельные, не связанные между собой островки научного познания в огромном океане нашего незнания. Научная проблема устойчивого развития цивилизации не только не решена, но фактически даже не поставлена.

Содержание работы

1.Цель устойчивого развития- эпоха ноосферы ………………………………..3
2. Новое направление фундаментальных исследований……………………….4
3.Теория развития биосферы……………………………………………………..5
4.Компьютерные модели биосферы. Ядерная ночь и ядерная зима. …...……..6
5.Важные результаты……………………………………………………………..7
6. Катастрофа может подкрасться незаметно……………………………….…..8
7.Синтетический характер науки об устойчивом развитии. Система запретов……………………………………………………………………………9
8.Новый облик гуманитарных наук………………………………………….…10
9.На краю пропасти……………………………………………………………...11
10.Проект экологизации науки……………………………………………….…12
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

экология контрольная.docx

— 33.07 Кб (Скачать файл)

   По мере развития дальнейших исследований неизбежно будет расти число запретов. И их придется выполнять.

   Моисеев полагает, что запреты окажутся болезненными: после тщательного научного анализа придется отказаться от многих привычных жизненных стандартов, ограничить свободу личности. Самым трудным для многих стран будет необходимость планирования семьи и переход к семье с одним ребенком.

8.Новый облик гуманитарных наук.

   Моисеев считал, что в основе теории ноосферогенеза должна лежать новая этика, определяющая новые принципы нравственности, новую систему нравов. Последняя должна быть универсальной для всей планеты при всем различии цивилизаций населяющих ее народов.

   В условиях уже наступившего экологического кризиса становится ясной неспособность современного планетарного сообщества с ним справиться. Структура общественного устройства должна претерпеть кардинальные изменения.

   В связи с этим перед политической элитой стран мирового сообщества встают принципиально новые задачи, с которыми политики плохо знакомы (если вообще знакомы) и которые они не умеют решать. Однако современная политическая наука (политология), двигаясь по накатанной колее, совершенно не учитывает новых реалий. В связи с этим Моисеев внес предложения о формировании нового облика политологии [2}. Он увидел в политологии важнейшую составляющую экологии, связанную с необходимостью изучения и создания основ новой цивилизации, которая должна прийти на смену обществу потребления. Главная задача новой политической науки состоит в том, чтобы научиться находить и учитывать те силы, консолидация которых способна приостановить движение к экологической катастрофе. А для этого нужно понять, в какой мере человечество способно (имеет право) целенаправленно вмешиваться в развитие мирового цивилизационного процесса.

   Моисеев внес также предложения по модернизации политической экономии и ряда других наук, которых я здесь не касаюсь. По его мнению, система гуманитарных знаний - знаний о человеке и обществе - бесконечно отстала от нашей повседневной практики, ее потребностей.

9.На краю пропасти.

   Моисеев подверг жесткой критике традиционные подходы к решению экологической проблемы. Он считал, что мировое сообщество недооценивает надвигающуюся угрозу. Глубину непонимания обществом современной ситуации показала конференция в Рио-де-Жанейро 1992 года. На этой конференции не было сказано самое главное: надо научиться сохранять не только отдельные биологические виды, но и экосистемы, выработать основы демографической политики. Надо, наконец, поставить во главу угла всей научной деятельности проблему обеспечения коэво-люции природы и общества, начать серьезно разрабатывать новую структуру общественных отношений в едином планетарном сообществе и менять структуру общественных ценностей.

   По Моисееву, альтернатива такова: либо человечество будет продолжать жить по-старому, постепенно совершенствуя свои технологии, либо перейдет к новому типу цивилизации. В первом случае его ожидает общепланетарный экологический кризис, борьба за ресурсы, которых заведомо на всех не хватит, и в конечном счете -деградация и исчезновение человека как биологического вида.

   Второй вариант основывается на гипотезе о том, что человечество сможет опереться на свой коллективный разум и найти пути создания общества, способного к совместному развитию с биосферой, т.е. сможет перейти в эпоху ноосферы. И это общество будет качественно отличаться от современного [4].

10.Проект экологизации науки.

   Обзор основных идей Моисеева- в совокупности они образуют некоторый проект, который можно охарактеризовать как проект экологизации науки. Чтобы преодолеть отрыв нынешней науки от новых и чрезвычайно сложных требований практики, нужно согласовать цели и задачи науки с экологическими требованиями, задачей выживания. Для этого в систему научного знания - после проведения обширной программы исследований - необходимо внести значительные изменения. Согласно проекту, эти изменения позволят создать научную основу для обеспечения коэволюции, для разработки научно обоснованных и эффективных механизмов устойчивого развития.

   Правомерно задать вопросы: каков масштаб предстоящих изменений? Какими мерками их измерять?

   В истории развития науки можно выделить два рубежа, два поворотных пункта, когда возникла острая необходимость ясно и четко сформулировать.

   Между тем вся концепция Моисеева, столь глубоко обоснованный и тщательно продуманный им проект преобразования цивилизации и науки основываются "на гипотезе о том, что человечество сможет опереться на свой коллективный разум и найти пути создания общества, способного к совместному развитию с биосферой, т.е. сможет перейти в эпоху ноосферы" [4, с. 7].

   Данная гипотеза для Моисеева - центральная, определяющая. К сожалению, этот основной, важнейший тезис покоится на зыбком основании. Он опирается не на глубокие и всесторонние исследования, а на абстрактные рассуждения и... веру. Веру в силу Разума.

   А если сила Коллективного Интеллекта человечества окажется недостаточной для решения задачи устойчивого развития (обеспечения коэволюции), то, как отмечает сам Моисеев, нас ждет трагический финал: общепланетарный экологический кризис, борьба за ресурсы, которых заведомо на всех не хватит, и в конечном счете деградация и исчезновение человека как биологического вида [4, с. 7].

   Отсюда естественно возникают вопросы: каким образом можно усилить возможности Коллективного Интеллекта, чтобы избежать подобного финала? Какие новые научные идеи, новые теории интеллекта и иные средства позволят увеличить его мощь и могущество, чтобы предотвратить планетарную катастрофу? Эти проблемы Моисеев не ставит и не рассматривает. По сути, он ограничивается общим пожеланием: пришло время превратить Коллективный Интеллект "в предмет интенсивного научного анализа" [1, с. 87].

   Итак, уязвимость концепции Моисеева - нерешенность вопроса о возможности практической реализации задуманного им грандиозного проекта. Чтобы устранить "белое пятно", нужны принципиально новые подходы к проблеме интенсификации интеллекта, свежие идеи, новые направления фундаментальных и прикладных исследований. Моисеев явно недооценил новизну, значимость и масштабы проблемы интенсификации Коллективного Интеллекта, которую, следует рассматривать как фундаментальную проблему высшей категории сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 1998.

2. Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии (Политические науки: новые проблемы). М., 1999.

3. Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству. М„ 1999.

4. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. Весна-лето 1997.

5. Моисеев Н.Н., Александрия В.В., Тарко А.М. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М., 1985.

6. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика (Человек, природа и будущее цивилизации). М., 1990.

7. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. М„ 1977. Т. 1.

 


Информация о работе Концепция коэволюции Н. Моисеева