Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:05, реферат
В современной науке понятие ноосферы имеет довольно широкий спектр толкований, однако, на наш взгляд, следует согласиться с положением Г.А. Бачинского о том, что ноосфера представляет собой глобальную оптимизированную социально-экологическую систему. Понятие социально-экологической системы получило достаточно широкое, хотя и неоднозначное
Введение
1. Понятие ноосферы
2. Понятие ноосферной личности
3. Концепция ноосферы В.И. Вернадского
4. Концепция ноосферы Тейяра де Шардена
Заключение
Список литературы
Список цитируемых произведений
4. Концепция ноосферы Тейяра де Шардена
Примерно в то же время, когда В.И. Вернадский трудился над итоговой «книгой жизни», П. Тейяр де Шарден создал удивительно своеобразный научно- философский и вместе с тем религиозно-мистический трактат «Феномен человека», основное содержание которого составляет его видение ноосферы. Книга была написана в Пекине, где ее автор оказался не случайно, так как в течение ряда лет вел археологические исследования в Китае. Он один из первооткрывателей синантропа, ставшего важным звеном в эволюционной цепи гоминидов.
По мнению П. Тейяра де Шардена, в ходе развития живой природы «...с гоминизацией начинается новая эра. Земля «меняет кожу». Более того, она обретает душу»13. Поэтические образы ноосферы как «мыслящего пласта», «духа Земли», «покрова сознания» пронизывают всю работу ученого и философа, члена ордена иезуитов. В то же время ноосфера — неразрывная часть единой природы, ее закономерное эволюционное производное. Она «...коллективный... продукт... мышления»14 и «...неодолимый разлив полей и заводов», «эра промышленности, нефти, электричества и атома, эра машин»15.
Так же, как и В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден видит в ноосфере взаимозависимые материальную и идеальную стороны. Оба они отстаивают монистическое понимание ноосферы. Согласно материалистическому монизму, мыслящий дух признается как «высший цвет» материи [16, с. 363]. Существенные расхождения между названными учеными возникают в видении будущего ноосферы.
Заключение
Основоположники учения о ноосфере как истинные эволюционисты видели в ней творение историческое. Самые ранние признаки ноосферного развития Земли В. И. Вернадский относит ко времени 10—20 тыс. лет назад, т. е. к верхнему палеолиту и мезолиту.
Развитие ноосферы идет непрерывно с нарастающей интенсивностью. Новый мощный толчок ноосферная эволюция получила вследствие промышленного переворота, охватившего западные страны в 19 в. К началу 20 столетия ноосфера приобрела, по славам И. Вернадского, черты «вселенскости». Человеческим разумом был «...охвачен весь земной шар и все моря. Благодаря успехам связи, человек может быть неотрывно в сношениях со всем миром...»16.
Список литературы
Список цитируемых произведений
1 Федоров Н. Ф. Философия общего дела// Русский космизм.- М., 1993, с. 71
2 Булгаков С. Н. Философия хозяйства.- М.: 1912, с. 13.
3 Булгаков С. Н. Софийность хозяйства// Русский космизм.- М., 1993, с. 131-132.
4 Там же, с. 133.
5 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера.- М., 1989, с. 166.
6 Там же.
7 Вернадский В. И. Автотрофность человечества// Русский космизм.- М., 1993, с. 288.
8 Там же, с. 297.
9 Там же, с. 299.
10 Там же, с. 303.
11 Вернадский В. И, Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление.- М., 1977, с. 26.
12 Там же, с. 33.
13 Тейяр де Шарден П. Феномен человека.- М., 1988, с. 224.
14 Там же, с. 149.
15 Там же, с. 172.
16 Вернадский В. И, Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление.- М., 1977, с. 97.
2