Конституционные основы
экологического права - самостоятельный
межотраслевой правовой институт, который
понимается в узком и широком значениях.
В узком понимании
- это совокупность норм Конституции
Российской Федерации, регулирующих
основы экологических отношений,
включающих в себя отношения
по охране окружающей среды,
обеспечению экологической безопасности,
рациональному использованию и охране
природных ресурсов.
В широком значении
под конституционными основами
экологического права понимается
совокупность конституционно-правовых
норм, содержащихся в Конституции
Российской Федерации, федеральных
конституционных законах, федеральных
законах, решениях Конституционного
Суда Российской Федерации, в
Федеративном договоре, договорах
между Российской Федерацией
и субъектами Российской Федерации
о разграничении предметов ведения
и полномочий, направленных на
регулирование экологических отношений.
В Конституции Российской
Федерации отражены основные
положения экологической стратегии
государства и главные направления
укрепления экологического правопорядка.
Конституционные основы
экологического права могут развиваться
по двум направлениям: 1) пересмотр
Конституции, внесение в нее
изменений и дополнений; 2) преобразование
Конституции путем принятия федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, толкования Конституционным
Судом РФ.
Конституция вводит
в научный оборот трехзвенное
определение экологической деятельности
человека в сфере взаимодействия
общества и природы: природопользование,
охрана окружающей среды, обеспечение
экологической безопасности.
В Конституции есть
две нормы. Первая из них
(ст.42) закрепляет право каждого
человека на благоприятную окружающую
среду и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью и
имуществу. Вторая провозглашает
право граждан и юридических
лиц на частную собственность
на землю и другие природные
ресурсы (ст.9, ч.2). первая касается биологических
начал человека, вторая — его материальных
основ существования.
Согласно ст.72 , пользование,
владение и распоряжение землей,
недрами, водными и другими
природными ресурсами, природопользование,
охрана окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности
являются совместной компетенцией
Федерации и субъектов Федерации.
Разграничение дается в двух
направлениях — по предметам
ведения Федерации и субъектов
Федерации. По предмету своего
ведения Российская Федерация
принимает федеральные законы, которые
являются обязательными на территории
всей страны. Конституция РФ закрепляет
общее правило: законы и иные
нормативно-правовые акты субъектов
Федерации не могут противоречить
федеральным законам.