Контрольная работа по дисциплине "Экология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 09:14, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды.
2. Зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий.
3. Экологические проблемы.

Файлы: 1 файл

семинар по экол. праву.docx

— 17.75 Кб (Скачать файл)

1. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

На сегодняшний день сложилась структура экономического механизма, включающая в себя следующие элементы:

а) обязательные платежи за загрязнение окружающей природной среды;

б) платежи за природные ресурсы;

в) система государственных экологических фондов;

г) экологическое страхование;

д) комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей природной среды.

2. Экологическим правом предусматриваются зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий - неблагополучные зоны. Ими признаются территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды. Что понимается под чрезвычайной экологической ситуацией? Прежде всего, она характеризуется таким состоянием окружающей среды, которое не является благоприятным. Но в соответствии с концепцией правовой охраны, окружающей среды в России неблагоприятной, с юридической точки зрения, окружающая среда считается уже при повышении установленных нормативов её качества. Для признания чрезвычайной ситуации экологически опасной должно быть отмечено такое отрицательное воздействие на неё, которое сопровождается некими значительными экологическими, социальными либо экономическими последствиями.

В соответствии со ст. 1 названного Закона «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Чрезвычайная экологическая ситуация характеризуется наличием существенного негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, как правило, сопровождаемого социальными и экономическими потерями.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит более общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Отличия:

Во-первых, отличие по времени возникновения чрезвычайной ситуации. Обычно чрезвычайные ситуации и бедствия возникают в результате краткосрочных катастроф и стихийных бедствий; возникновение зоны экологического бедствия связано с накоплением экологических последствий, т.е. с устойчивым воздействием антропогенных факторов. Как и из любого правила есть исключения: авария на Чернобыльской АЭС.

Во-вторых, отличие по средствам ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Для ликвидации чрезвычайной ситуации МЧС РФ предпринимаются экстренные меры, в то время как для ликвидации зоны экологического бедствия этого недостаточно. Необходима коренная перестройка хозяйственной деятельности с целью создания новой хозяйственной модели с целью прекращения неблагоприятных воздействий на состояние окружающей среды, обеспечение условий для реализации прав проживающего в зоне населения и принятие мер, направленных на постепенное оздоровление окружающей среды. Следовательно, для ликвидации зоны экологического неблагополучия необходимы сроки, сопоставимые со сроками ее возникновения.

В-третьих, отличие по методам управления ликвидацией чрезвычайной ситуации. При ликвидации чрезвычайных ситуаций применяются преимущественно административные методы. При ликвидации чрезвычайной экологической ситуации кроме административных применяются и экономические методы, поскольку преодоление этой ситуации возможно лишь с решением экономических проблем, включая перепрофилирование производства.

В-четвертых, по правовому статусу территории. Придание территории статуса зоны экологического бедствия должно происходить путем принятия нормативного правового акта федерального органа государственной власти с установлением границ и особенностей правового режима на основании заключения государственной экологической экспертизы. Придание особого правового статуса территории, где произошла чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера не производится. Указанные выше различия и привели к тому, что комментируемая статья окончательно разграничила правовое положение рассматриваемых зон.

3. Экологическая проблема — это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

Экологические проблемы, вызывающие наибольшее беспокойство граждан России:

- Загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах (наиболее часто встречающиеся загрязнители: оксид углерода, диоксиды серы и азота, кадмий, свинец, бензол, фенол и прочие загрязнители).

- Истощение озонового слоя.

- Плохое качество питьевой воды, плачевное состояние водных объектов.

- Радиоактивные загрязнения, последствия Чернобыльской аварии, деятельность атомных объектов.

- Нерациональное использование животных и растительных ресурсов, истребление некоторых видов животных и растений, в том числе исчезающих, браконьерство.

- Неудовлетворительная состояние лесов России.

- Трансграничные загрязнения природы.

- Мусор и прочие отходы потребления и производства.

- Снижение качества сельскохозяйственных угодий, деградация земельных ресурсов.

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экология"