Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:48, контрольная работа

Описание работы

содержит краткую характеристику рационального использования природных ресурсов , классификацию методов и основных проблем, пути решения.

Файлы: 1 файл

Принципы рационального природопользования.docx

— 102.21 Кб (Скачать файл)
  1. Принципы рационального природопользования  
    К основным принципам рационального природопользования относятся:  
    1. Изучение (учет и оценка, прогноз развития, разработка системы управления и использования различных типов ресурсов окружающей среды)  
    2. Охрана (обеспечение качества, поддержание продуктивности (воспроизводство) различных типов ресурсов окружающей среды)  
    3. Освоение (эффективность, комплексность и экономичность добычи и переработки различных типов ресурсов окружающей среды)  
    4. Преобразование (улучшение и оптимизация, обогащение (качественное и количественное) различных типов ресурсов окружающей среды)  
    Экосистемы различают естественные, сельскохозяйственные и городские. Принцип рационального природопользования звучит так: "Используй, охраняя, и охраняй, используя". Можно заготавливать лекарственные травы и ягоды в лесу, охотиться на животных и при этом не нарушать экологического равновесия. Если не нарушать экологическое равновесие, то лесная экосистема сможет восстановиться. Получение высокого урожая, высоких надоев, привесов или настрига шерсти сельскохозяйственных животных может сочетаться с сохранением плодородия почв, продуктивности и видового богатства сенокосов и пастбищ, чистоты атмосферы и воды. Даже самые крупные городские и промышленные экосистемы становятся менее опасными для природы, если используются малоотходные технологии и надежные очистные сооружения и хранилища отходов.  
    Рационального использования природы недостаточно, нужна специальная охрана флоры и фауны, всех живых существ. В экологии различают два уровня охраны живой природы: популяционно-видовой и экосистемный.  
    На популяционно-видовом уровне объектами охраны являются конкретные виды животных или растений, живущие в популяциях, поэтому охрана популяций вырастает в охрану видов.  
    Таким образом, рациональное природопользование любой естественной экосистемы, лесной или болотной, нацелено на реализацию принципа <охраняй, используя, и используй, охраняя>. Полное сохранение биологического разнообразия даже при рациональном использовании невозможно. На любой территории где хозяйствует человек не удается сохранить все виды растений, животных, грибов, микроорганизмов. Полное сохранение биологического разнообразия в используемой экосистеме так же невозможно, как создание вечного двигателя.  
    Мало рационально использовать экосистемы, нужно еще создавать специальные особо охраняемые территории - ООТ (заповедники, национальные парки, памятники природы, заказники). Пока площадь ООТ в нашей стране в 20 - 30 раз меньше, чем в развитых и богатых капиталистических странах, опыту охраны природы у которых нам стоит поучиться.  
    Чтобы сохранить флору и фауну России, необходимо увеличить площадь ООТ, как минимум, в 10-15 раз. Отказ от интенсивного использования этих лесов, степей, болот, акваторий только на первый взгляд убыточен. Каждый биологический вид-бесценное творение природы, и его сохранение, по большому счету,-самое доходное дело. Но дело не только в прибыли: у человека есть долг перед другими организмами - он не может строить свое благополучие за их счет.
  2.      ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  3.                     Понятие о природопользовании
  4.        Под природопользованием с одной стороны понимают практическую дея-
  5. тельность человека, с другой стороны — науку. Автором понятия и основопо-
  6. ложником науки природопользования является Ю.Н. Куражковский (1958).
  7.        Существуют различные определения природопользования. Но в любом
  8. случае в основе всех направлений природопользования лежит взаимодействие
  9. человеческого общества и природы.
  10.        Природопользование (как практическая деятельность человека) —
  11. использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и
  12. культурных потребностей общества.
  13.        Природопользование (как наука) — область знаний, разрабатывающая
  14. принципы рационального (разумного) природопользования.
  15.        В.И. Вернадский писал: "Проблемы, которыми занимается исследователи,
  16. все чаще не укладываются в рамки отдельной определенной сложившейся нау-
  17. ки, мы специализируемся не по наукам, а по проблемам". Это высказывание
  18. полностью применимо к проблемам природопользования. Их характерной чер-
  19. той является междисциплинарность. Природопользование как область знания
  20. включает в себя элементы естественных, общественных и технических наук
  21. (географии, биологии, истории, экономики, социологии, охраны природы и
  22. т.д.). Однако теоретическим фундаментом рационального природопользования
  23. и охраны природы, в первую очередь, является экология.
  24.         Природопользование рациональное и нерациональное
  25.       В зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека раз-
  26. личают природопользование рациональное и нерациональное.
  27.       Рациональное (разумное) природопользование — хозяйственная дея-
  28. тельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ре-
  29. сурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих,
  30. но и будущих интересов общества.
  31.       Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчез-
  32. новению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению
  33. экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису
  34. или катастрофе.
  35.                                      6
  36.       Причины        нерационального природопользования различны. Это
  37. недостаточное познание законов экологии, слабая материальная заинтересован-
  38. ность производителей, низкая экологическая культура населения и т.д. Кроме
  39. того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы реша-
  40. ются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политических, эконо-
  41. мических, социальных, нравственных и др.
  42.             Цели и задачи природопользования как науки
  43.       По Ю.Н. Куражковскому (1969) "задачи природопользования как науки
  44. сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности,
  45. связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами,
  46. либо с изменяющими ее воздействиями". Следовательно, одной из важнейших
  47. задач природопользования как науки является разработка принципов оптимиза-
  48. ции взаимоотношений человеческого общества и природы.
  49.       Можно выделить следующие основные цели природопользования как
  50. науки:
  51.       1.Рациональное размещение отраслей производства на Земле.
  52.       2.Определение целесообразных направлений пользования природными
  53. ресурсами в зависимости от их свойств.
  54.       3.Рациональная организация взаимоотношений между отраслями произ-
  55. водства при совместном пользовании угодьями:
  56.       а) исключение вредных влияний на природные ресурсы;
  57.       б) обеспечение воспроизводства для растущих производств — расшире-
  58. ние воспроизводства используемых ресурсов;
  59.       в) комплексность пользования природными ресурсами.
  60.       4. Создание здоровой среды обитания для людей и полезных им организ-
  61. мов:
  62.       а) предупреждение ее загрязнения и заражения в результате человеческой
  63. деятельности;
  64.       б) ликвидация естественно существующих в ней вредных компонентов и
  65. недостаточностей.
  66.       5.Рациональное преобразование природы.
  67.                                     7
  68.         РАЦИОНАЛЬНОЕ        ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И
  69.                    ОХРАНА ПРИРОДЫ
  70. Взаимосвязь понятий рациональное природопользование и охрана
  71.                            природы
  72.       Ухудшение состояние природной среды в процессе взаимодействия чело-
  73. веческого общества и природы вызывает необходимость рационального приро-
  74. допользования и охраны природы.
  75.       Рациональное природопользование и охрана природы очень тесно связа-
  76. ны между собой. Это видно из определений этих понятий.
  77.       Рациональное (разумное) природопользование — хозяйственная дея-
  78. тельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ре-
  79. сурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих,
  80. но и будущих интересов общества.
  81.       Охрана природы (окружающей среды) — система международных, го-
  82. сударственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное
  83. использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов и улучшение
  84. состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и куль-
  85. турных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей.
  86. Иначе говоря, охрана природы — система мероприятий по оптимизации взаи-
  87. моотношений человеческого общества и природы.
  88.       Поэтому, в одних случаях охрану природы рассматривают как составную
  89. часть природопользования, в других — эти понятия различают. Это зависит от
  90. того, что в конкретном случае подразумевают под природопользованием.
  91.       Обязательной составной частью рационального природопользования и
  92. охраны природы является рациональное преобразование природы — меро-
  93. приятия, направленные на увеличение биологической продуктивности и хозяй-
  94. ственной производительности природных комплексов.
  95.   Мотивы (аспекты) рационального природопользования и охраны
  96.                            природы
  97.       В основе рационального природопользования и охраны природы лежат
  98. следующие мотивы (аспекты): экономический, здравоохранительный, эстетиче-
  99. ский, научно-познавательный, воспитательный.
  100.       Экономический мотив — важнейший мотив, как в прошлом, так и в на-
  101. стоящее время, ибо вся хозяйственная деятельность человека и само его суще-
  102. ствование основаны на использовании природных ресурсов.
  103.                                     8
  104.       Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с
  105. усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого явля-
  106. ются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни че-
  107. ловека.
  108.       Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных
  109. природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические
  110. потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные.
  111.       Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение биологическо-
  112. го разнообразия организмов, неизмененных участков природы, ее отдельных
  113. произведений и т.д. с целью ее научного познания.
  114.       Воспитательный мотив подразумевает необходимость охраны природы
  115. для формирования духовных потребностей человека.
  116.       Конечная цель рационального природопользования и охраны природы
  117. — обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйст-
  118. ва, науки, культуры и т.д. для удовлетворения материальных и культурных по-
  119. требностей всего человеческого общества.
  120. Принципы (правила) рационального природопользования и охраны
  121.                            природы
  122.       Рациональное природопользование и охрана природы должны основы-
  123. ваться на следующих принципах:
  124.       1.Правило прогнозирования: использование и охрана природных ресурсов
  125. должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного
  126. предотвращение негативных последствий природопользования.
  127.       2.Правило повышения интенсивности освоения природных ресурсов: ис-
  128. пользование природных ресурсов должно осуществляться на основе повышения
  129. интенсивности освоения природных ресурсов, в частности, с уменьшением или
  130. устранением потерь полезных ископаемых при их добыче, обогащении и пере-
  131. работке, транспортировке.
  132.       3.Правило множественного значения объектов и явлений природы: ис-
  133. пользование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом
  134. интересов разных отраслей хозяйства.
  135.       4.Правило комплексности: использование природных ресурсов должно
  136. осуществляться комплексно, разными отраслями народного хозяйства;
  137.       5.Правило региональности: использование и охрана природных ресурсов
  138. должны осуществляться с учетом местных условий.
  139.                                     9
  140.      6.Правило             косвенного использования       и       охраны:
  141. использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвен-
  142. ной охране другого, а может приносить ему вред.
  143.      7.Правило единства использования и охраны природы (основной принцип):
  144. охрана природы должна осуществляться в процессе ее использования.
  145.         Использование и охрана различных объектов природы
  146.       В природоохранной деятельности различают охрану атмосферы, вод,
  147. недр, почв, растительности, животного мира.
  148.       Охраняемые природные территории — территории, в пределах которых
  149. запрещено их хозяйственное использование и поддерживается их естественное
  150. состояние в целях сохранения экологического равновесия, а также в научных,
  151. учебно-просветительных, культурно-эстетических целях.
  152.       В зависимости от строгости охраны различают: заповедники, заказники,
  153. национальные и природные парки, резерваты, памятники природы, санитарно-
  154. курортные зоны и др.
  155.              ПРИРОДА КАК МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА
  156.                    ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  157.      Природная среда: природные ресурсы и природные условия
  158.       Природная (окружающая, географическая) среда — естественная среда
  159. обитания и деятельности человека и других живых организмов. Природная сре-
  160. да включает литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу и околоземное кос-
  161. мическое пространство. Внутри природной среды выделяют природные ресур-
  162. сы и природные условия.
  163.       Природные ресурсы — элементы природы (объекты и явления), необхо-
  164. димые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное
  165. производство (атмосферный воздух, вода, почва, солнечная радиация, полезные
  166. ископаемые, климат, растительность, животный мир).
  167.       Природные условия — элементы природы (объекты и явления), влияю-
  168. щие на жизнь и деятельность человека, но не вовлеченные в материальное про-
  169. изводство (некоторые газы атмосферы, виды животных и растений и др.). По
  170. мере развития науки и техники природные условия становятся природными ре-
  171. сурсами.
  172.       Природные ресурсы и природные условия являются природными фак-
  173. торами жизни общества.
  174.                                     10
  175.       Природные               ресурсы используются человеком в разном
  176. качестве:
  177.       — как непосредственные предметы потребления (питьевая вода, кислород
  178. воздуха, употребляемые в пищу растения и животные и др.);
  179.       — как средства труда, с помощью которых осуществляется общественное
  180. производство (земля, водные ресурсы и др.);
  181.       — как предметы труда, из которых производятся все изделия (минералы,
  182. древесина и др.);
  183.       — как источники энергии (горючие ископаемые, гидроэнергия, энергия
  184. ветра и др.).
  185.                 Оценка количества природных ресурсов
  186.       Вся жизнь и деятельность человека, территориальное расселение и раз-
  187. мещение производственных сил зависят от количества, качества и местополо-
  188. жения природных ресурсов.
  189.       В связи с этим, жизненно важным для человечества является вопрос о за-
  190. пасах природных ресурсов. К настоящему времени все попытки прогнозов мо-
  191. мента исчерпания того или иного ресурса оканчивались в большинстве случаев
  192. неудачей.
  193.       Неопределенность подобных расчетов имеет следующие причины:
  194.       — постоянно идет разведка и открытие новых месторождений полезных
  195. ископаемых;
  196.       — совершенствуется технология добычи и переработки природных ре-
  197. сурсов, благодаря чему замедляются темпы роста их потребления по сравнению
  198. с темпами роста процесса производства продукции;
  199.       — вовлекаются в производство ранее не использовавшиеся природные
  200. ресурсы (например, нефть и алюминий применяются около 200 лет, ядерное
  201. топливо — около 50 лет т.д.).
  202.                   Классификация природных ресурсов
  203.      Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов.
  204. •По        источникам         и местоположению:       энергетические
  205. ресурсы, атмосферные газовые ресурсы, водные ресурсы, ресурсы литосферы,
  206. ресурсы растений-продуцентов, ресурсы консументов, ресурсы редуцентов,
  207. климатические ресурсы и др. (см. прил. 1).
  208.       •По сфере их использования: производственные (сельскохозяйственные и
  209. промышленные), здравоохранительные (или рекреационные), эстетические, на-
  210. учные и др.
  211.       •По принципу используемости человеком в настоящее время:
  212.       Реальные природные ресурсы используются человеком в производствен-
  213. ной деятельности. Потенциальные природные ресурсы в настоящее время не
  214. используются человеком вообще, либо используются в недостаточной степени
  215. (энергия Солнца, морских приливов, ветра и др.).
  216.       •По принципу заменимости:
  217.       Заменимые природные ресурсы можно заменить другими сейчас или в
  218. обозримом будущем (все полезные ископаемые, энергоресурсы). Незаменимые
  219. природные ресурсы нельзя заменить другими природными ресурсами (атмо-
  220. сферный воздух, вода, генетический фонд живых организмов).
  221.       •По принципу исчерпаемости и возобновимости:
  222.       Исчерпаемые природные ресурсы — ресурсы, количество которых огра-
  223. ничено и абсолютно и относительно. Исчерпаемые ресурсы подразделяют на
  224. невозобновимые и возобновимые.
  225.       Невозобновимые природные ресурсы абсолютно не восстанавливаются
  226. (каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых) или вос-
  227. станавливаются значительно медленнее, чем идет их использование (торфяни-
  228. ки, многие осадочные породы). Использование этих ресурсов неминуемо ведет
  229. к их истощению. Охрана невозобновимых природных ресурсов сводится к ра-
  230. циональному, экономному использованию, борьбе с потерями при добывании,
  231. перевозке, обработке и применению, поиску заменителей.
  232.       Возобновимые природные ресурсы по мере использования постоянно вос-
  233. станавливаются (почва, растительность, животный мир). Однако для сохране-
  234. ния их способности к восстановлению необходимы определенные условия, на-
  235. рушение которых замедляет или вовсе прекращает процесс восстановления.
  236. Процессы восстановления протекают с разной скоростью для разных ресурсов:
  237. для восстановления животных требуется несколько лет, леса — 60-80 лет, поч-
  238. вы — несколько тысячелетий. Охрана возобновимых природных ресурсов
  239.                                     12
  240. должна      осуществляться      путем рационального их использования и
  241. расширенного воспроизводства. Темпы расходования возобновимых природ-
  242. ных ресурсов должны соответствовать темпам их восстановления.
  243.       Неисчерпаемые природные ресурсы — ресурсы, количество которых не
  244. ограничено, но не абсолютно, а относительно наших потребностей и сроков
  245. существования. Неисчерпаемые природные ресурсы включают ресурсы водные
  246. (воды Мирового океана, пресные воды), климатические (атмосферный воздух,
  247. энергия ветра) и космические (солнечная радиация, энергия морских приливов).
  248.       Однако если количество неисчерпаемых природных ресурсов относи-
  249. тельно не ограничено, то их качество может ограничить возможность их ис-
  250. пользования человеком (например, количество воды не ограничено, но ограни-
  251. чено количество питьевой воды).
  252.       •По направлению их использования в деятельности человека:
  253.       А — непосредственные источники существования людей, их воспроиз-
  254. водства:
  255.       А1 — жизненно необходимые (воздух, вода, земля и др.);
  256.       А2 — рекреационные, оздоровительные, эстетические.
  257.       В — источники средств материального производства, важнейшие факто-
  258. ры его развития:
  259.       В1 — ресурсы, непосредственно потребляемые материальным производ-
  260. ством (сырье, энергия, материалы);
  261.       В2 — ресурсы, используемые, но не изымаемые из природной среды (на-
  262. пример, вода для речного и морского транспорта).
  263.       С — ресурсы, непосредственно человеком и в материальном производст-
  264. ве не используемые, но составляющие необходимое звено в круговороте веще-
  265. ства и энергии в природе (например, планктон океанов, деструкторы в почве).
  266.          ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  267.        Общие вопросы взаимоотношения общества и природы
  268.        Между природной средой и обществом существуют сложные взаимодей-
  269. ствия, обмен веществом и энергией. При этом природа воздействует на челове-
  270. ка, а человек воздействует на природу.
  271.        Взаимоотношения общества и природы — воздействие человеческого
  272. общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факто-
  273. ров) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.
  274.                                     13
  275.       Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста
  276. населения и развития научно-технического прогресса приводит к их истощению
  277. природных ресурсов и увеличению загрязнения природной среды отходами
  278. производства и отбросами потребления. Таким образом, ухудшение природной
  279. среды происходит по двум причинам:
  280.       1.Сокращение природных ресурсов.
  281.       2.Загрязнение природной среды.
  282.       Следует сразу обратить внимание на то, что чем выше уровень использо-
  283. вания извлеченных природных ресурсов, тем ниже уровень загрязнения при-
  284. родной среды. Таким образом, решая проблему рационального использования
  285. природных ресурсов, мы, во-первых, сохраняем природные ресурсы от истоще-
  286. ния, а, во-вторых, снижаем загрязнение природной среды.
  287.                    Воздействие человека на природу
  288.       Биосфера Земли характеризуется определенным образом сложившимся
  289. круговоротом веществ и потоком энергии. Воздействием человека на природу
  290. нарушает эти процессы.
  291.       Круговорот веществ — многократное участие веществ в процессах, про-
  292. текающих в атмосфере, гидросфере и литосфере, в том числе в тех слоях, кото-
  293. рые входят в состав биосферы Земли.
  294.       В зависимости от движущей силы, с определенной долей условности,
  295. внутри круговорота веществ можно выделить геологический, биологический и
  296. антропогенный круговороты.
  297.       До возникновения человека на Земле осуществлялись только два круго-
  298. ворота веществ — геологический и биологический. Геологический круговорот
  299. — круговорот веществ, движущей силой которого являются экзогенные и эндо-
  300. генные геологические процессы. Геологический круговорот веществ осуществ-
  301. ляется без участия живых организмов. Биологический круговорот — кругово-
  302. рот веществ, движущей силой которого является деятельность живых организ-
  303. мов.
  304.       С появлением человека возник антропогенный круговорот или обмен ве-
  305. ществ. Антропогенный круговорот (обмен) — круговорот (обмен) веществ,
  306. движущей силой которого является деятельность человека. В нем можно выде-
  307. лить две составляющие: биологическую, связанную с функционированием чело-
  308. века как живого организма, и техническую, связанную с хозяйственной дея-
  309. тельностью людей (техногенный круговорот (обмен)).
  310.                                     14
  311.       В отличие от геологического и биологического              круговоротов
  312. веществ, антропогенный круговорот веществ в большинстве случаев является
  313. незамкнутым. Поэтому часто говорят не об антропогенном круговороте, а об
  314. антропогенном обмене веществ. Незамкнутость антропогенного круговорота
  315. веществ приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природ-
  316. ной среды.
  317.       Загрязнение — привнесение в окружающую среду или возникновение в
  318. ней новых (обычно не характерных для нее) вредных химических, физических,
  319. биологических агентов. Загрязнение может возникать в результате естествен-
  320. ных причин (природных) или под влиянием деятельности человека (антропо-
  321. генное загрязнение).
  322.       Помимо влияния на круговорот веществ, человек оказывает воздействие
  323. на энергетические процессы в биосфере. Наиболее опасным является тепловое
  324. загрязнение биосферы, связанное с использованием ядерной и термоядерной
  325. энергии.
  326.       Таким образом, воздействие человека на природу заключается в перерас-
  327. пределении вещества в окружающей среде и изменении ее физических, химиче-
  328. ских и биологических характеристик.
  329.       В приложении 2 приведены направленность и степень воздействия чело-
  330. веческого общества на состояние основных природных компонентов.
  331.       Воздействие человека на природу бывает:
  332.       •разрушительное, стабилизирующее или конструктивное.
  333.       Разрушительное (деструктивное) воздействие — человеческая дея-
  334. тельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку ка-
  335. честв. Примером деструктивной деятельности человека является сведение дож-
  336. девых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушает биогео-
  337. химический круговорот веществ и почва за 2-3 года теряет свое плодородие.
  338.       Стабилизирующее воздействие — человеческая деятельность, направ-
  339. ленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате
  340. как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Приме-
  341. ром стабилизирующей деятельности человека являются почвозащитные меро-
  342. приятия, направленные на уменьшение эрозии почв.
  343.       Конструктивное воздействие — человеческая деятельность, направлен-
  344. ная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйствен-
  345. ной деятельности человека. Примером конструктивной деятельности человека
  346.                                     15
  347. являются рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких
  348. видов животных и растений и т.д.
  349.       •прямое (непосредственное) или косвенное (опосредованное).
  350.       Прямое (непосредственное) воздействие — изменение природы в ре-
  351. зультате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на при-
  352. родные объекты и явления. Косвенное (опосредованное) воздействие — изме-
  353. нение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связан-
  354. ных с хозяйственной деятельностью человека.
  355.       •преднамеренное или непреднамеренное.
  356.       Непреднамеренное воздействие является неосознанным, когда человек
  357. не предполагает последствий своей деятельности. Преднамеренное воздейст-
  358. вие является осознанным, когда человек ожидает определенные результаты
  359. своей деятельности.
  360.                    Воздействие природы на человека
  361.       Человек (общество) связан с природой своим происхождением, существо-
  362. ванием, своим будущим. Вся жизнь и деятельность человека, территориальное
  363. расселение и размещение производственных сил зависят от количества, качест-
  364. ва и местоположения природных ресурсов.
  365.       Окружающая человека природная среда влияла и влияет на формирование
  366. этносов. Этногенез — возникновение и развитие народов мира под влиянием
  367. внутренних социально-экономических механизмов и окружающей социальной
  368. и природной сред. Историческое развитие этносов делится на 3-4 фазы: фаза
  369. исторического становления, фаза исторического существования (с подфазой
  370. расцвета), фаза исторической инерции и фаза этнических реликтов.
  371.          Экологический кризис и экологическая катастрофа
  372.      Несбалансированные взаимоотношения общества и природы, т. е. нера-
  373. циональное природопользование часто приводят к экологическому кризису и
  374. даже экологической катастрофе.
  375.      Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) — эколо-
  376. гическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными
  377. изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья лю-
  378. дей. Это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и
  379. природой, обусловленное несоответствием размеров производственно-
  380. хозяйственной деятельности человека ресурсно-экологическим возможностям
  381.                                    16
  382. биосферы. Экологический кризис характеризуется не столько усилением
  383. воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния изме-
  384. ненной людьми природы на общественное развитие.
  385.      Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) — экологическое
  386. неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями
  387. окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения. Это при-
  388. родная аномалия, нередко возникающая на основе прямого или косвенного воз-
  389. действия человеческой деятельности на природные процессы и ведущая к ост-
  390. ронеблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели насе-
  391. ления определенного региона.
  392.      Принципиальным является следующее различие между экологическим
  393. кризисом и экологической катастрофой: кризис — обратимое явление, в кото-
  394. ром человек выступает активно действующей стороной, катастрофа — необра-
  395. тимое явление, здесь человек уже лишь пассивная, страдающая сторона.
  396.              Законы взаимодействия общества и природы
  397.       Взаимодействие общества и природы подчинено определенным законам.
  398. Ниже приведены важнейшие из них (по Ю.Н. Куражковскому, 1989). Порядок
  399. расположения отражает последовательность проявления законов в истории
  400. взаимоотношений между обществом и природой.
  401.       1.Человеческая деятельность сглаживает межзональные и межрегиональ-
  402. ные различия в живом покрове Земли и усиливает местные различия.
  403.       2.Человеческая деятельность подвергает все элементы биосферной при-
  404. роды стихийному и частичному окультуриванию.
  405.       3.Современное человечество существует в биосфере как сверхвид, изме-
  406. няющий все ее замкнутую среду таким образом, что она становится непригод-
  407. ной для ее существования.
  408.       4.Созданные разумом и технической вооруженностью сверхвидовые
  409. свойства человечества позволяют ему придавать среде своего обитания (как
  410. биосферной, так и иной, скажем, в космическом корабле) свойства экологиче-
  411. ской системы, обеспечивать стабильное существование жизни.
  412.       5.Человечество может сохранить возможность благоприятного существо-
  413. вания только в условиях построенной на экологических принципах общеплане-
  414. тарной системы природопользования.
  415.                                      17
  416.    История взаимоотношений                     общества и природы
  417.       Основные исторические этапы взаимоотношения общества и природы,
  418. экологические кризисы и революции представлены в приложении 3.
  419.       Человек появился на Земле около 4,6 млн лет назад. Сначала это был че-
  420. ловек-собиратель. Около 1,6 млн лет назад человек научился пользоваться ог-
  421. нем. Это позволило ему заселить территории с умеренным климатом и заняться
  422. охотой. Использование огня и изобретение оружия привело к массовому унич-
  423. тожению (перепромыслу) крупных млекопитающих средних широт. Это по-
  424. служило причиной первого экологического кризиса (кризиса консументов).
  425. Этот кризис заставил человека перейти от присваивающего типа хозяйства
  426. (охота и собирательство) к производящему (скотоводство и земледелие).
  427.       Первые земледельческие цивилизации возникли в районах недостаточно-
  428. го увлажнения, что потребовало создание оросительных систем. В результате
  429. эрозии и засоления почв произошли локальные экологические катастрофы в
  430. бассейнах рек Тигр и Евфрат, а сведение лесов привело к появлению пустыни
  431. Сахара на месте плодородных земель. Так проявил себя кризис примитивного
  432. земледелия.
  433.       Позднее земледелие продвинулось на территории достаточного увлажне-
  434. ния, в районы лесостепи и леса, в результате чего началась интенсивная выруб-
  435. ка лесов. Развитие земледелия и нужда в древесине для строительства домов и
  436. кораблей привели к катастрофическому уничтожению лесов в Западной Европе.
  437. Сведение лесов вызывает изменение газового состава атмосферы, климатиче-
  438. ских условий, водного режима, состояния почв. Массовое уничтожение расти-
  439. тельных ресурсов Земли характеризуется как кризис продуцентов.
  440.       С XVIII века в результате промышленной, а затем научно-технической
  441. революций на смену доиндустриальной эпохе приходит индустриальная. За по-
  442. следние 100 лет потребление возросло в 100 раз. В настоящее время на одного
  443. жителя Земли каждый год добывается и выращивается примерно 20 т сырья,
  444. которое перерабатывается в конечные продукты массой 2 т, т.е. 90 % сырья
  445. превращается в отходы. Из 2 т конечного продукта в течение того же года вы-
  446. брасывается не менее 1 т. Появление огромного количества отходов, причем
  447. часто в виде несвойственных природе веществ, привело к возникновению еще
  448. одного кризиса — кризиса редуцентов. Редуценты не успевают очищать био-
  449. сферу от загрязнения, часто они на это просто не способны. Это приводит к на-
  450. рушению круговорота веществ в биосфере.
  451.                                      18
  452.       Помимо загрязнения биосферы различными веществами, происходит
  453. ее тепловое загрязнение — добавление тепловой энергии в приземный слой
  454. тропосферы в результате сжигания огромного количества горючих полезных
  455. ископаемых, а также использования атомной и термоядерной энергии. Следст-
  456. вием этого может стать глобальное потепление климата. Этот кризис получил
  457. название термодинамического кризиса.
  458.       Еще одним экологическим кризисом является снижение надежности
  459. экологических систем, в частности в результате снижения их видового разно-
  460. образия, разрушения озонового слоя и т.д.
  461.       Усиливающееся воздействие человека на природу в результате роста на-
  462. селения и научно-технического прогресса имеет не только экологические по-
  463. следствия. Нарастание экологической напряженности проявляется и в социаль-
  464. ных последствиях. К негативным социальным последствиям относятся: нарас-
  465. тающая нехватка продовольствия в мире, рост заболеваемости населения в го-
  466. родах, возникновение новых болезней, экологическая миграция населения, воз-
  467. никновение локальных экологических конфликтов из-за создания экологически
  468. опасных в глазах населения предприятий, экологическая агрессия — вывоз ток-
  469. сичных технологических процессов и отходов в другие страны и т.д.
  470.    Современное состояние взаимоотношений общества и природы
  471.   (некоторые важнейшие экологические проблемы современности)
  472.      ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  473.      Загрязнение окружающей среды может быть физическое (тепловое, ра-
  474. диоактивное, шумовое, электромагнитное, световое и др.), химическое (тяжелые
  475. металлы, пестициды, синтетические поверхностно активные вещества —
  476. СПАВ, пластмассы, аэрозоли, детергенты и др.) и биологическое.
  477.      ПРОБЛЕМА ОТХОДОВ
  478.      По агрегатному состоянию отходы делятся на жидкие, твердые и газооб-
  479. разные. По происхождению отходы делятся на бытовые (коммунальные), про-
  480. мышленные, сельскохозяйственные, строительные и др.
  481.      Твердые бытовые отходы (ТБО) вывозятся за пределы городов на спе-
  482. циально отведенные территории, где часто сжигаются. В развитых странах
  483. часть ТБО уничтожается в специальных мусоросжигательных установках. При
  484. этом в одних случаях вырабатывается электроэнергия, в других — пар, кото-
  485. рым отапливаются близь лежащие предприятия или жилые кварталы.
  486.                                       19
  487.          Часть   образующихся   отходов является токсичными (опасными) —
  488. способными вызывать отравления или иные поражения живых организмов. Это,
  489. прежде всего, неиспользованные пестициды, отходы, содержащие канцероген-
  490. ные и мутагенные вещества и др.
  491.          Радиоактивные отходы (РАО) — неиспользуемые радиоактивные веще-
  492. ства, образующиеся при работе ядерных реакторов и применении радиоактив-
  493. ных изотопов. РАО классифицируются по различным признакам: по агрегат-
  494. ному состоянию на твердые, жидкие и газообразные; по периоду полураспада
  495. на короткоживущие (менее 1 года), среднего времени жизни (от 1 года до 100
  496. лет) и долгоживущие (более 100 лет); по удельной активности на низкоактив-
  497. ные (менее 0,1 Ки/м2), среднеактивные (0,1-1000 Ки/м2) и высокоактивные
  498. (свыше 1000 Ки/м2); по составу излучения на α-альфа излучатели, β-бета излу-
  499. чатели, γ-гамма излучатели и нейтронные излучатели.
  500.          Существуют различные способы утилизации и захоронения радиоактив-
  501. ных отходов. Как правило, высокоактивные отходы концентрируются и изоли-
  502. руются, низкоактивные — разбавляются и распыляются, загрязняя окружаю-
  503. щую среду. Изоляция осуществляется путем захоронения отходов в специаль-
  504. ных емкостях на значительную глубину в земную кору (в брошенные шахты,
  505. штольни, соляные копи, скважины в скальных породах и пр.) или в глубочай-
  506. шие впадины морского дна.
  507.          ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
  508.          Парниковый (тепличный, оранжерейный) эффект — свойство атмо-
  509. сферы пропускать коротковолновую солнечную радиацию, но задерживать
  510. длинноволновое тепловое излучение земной поверхности, способствуя аккуму-
  511. ляции тепла планетой. Парниковому эффекту способствует поступление в ат-
  512. мосферу антропогенных примесей (диоксида углерода, пыли, метана, фреонов и
  513. т.д.).
  514.          Отрицательные для человечества последствия парникового эффекта —
  515. повышение уровня Мирового океана в результате таяния материковых и мор-
  516. ских льдов, теплового расширения океана и т.п. и, как следствие, затопление
  517. приморских равнин, усиление абразионных процессов, ухудшение водоснабже-
  518. ния приморских городов, деградация мангровой растительности и т.п. Увели-
  519. чение сезонного протаивания грунтов в районах с вечной мерзлотой создаст
  520.                                      20
  521. угрозу      дорогам,       строениям, коммуникациям,            активизирует
  522. процессы заболачивания, термокарста и т.д.
  523.      Положительные для человечества последствия парникового эффекта —
  524. улучшение состояния лесных экосистем и сельского хозяйства. Повышение
  525. температуры приведет к увеличению испарения с поверхности океана, а это вы-
  526. зовет возрастание влажности климата, что особенно важно для аридных (сухих)
  527. зон; повышение концентрации углекислого газа увеличит интенсивность фото-
  528. синтеза, а значит продуктивность диких и культурных растений.
  529.      ПРОБЛЕМА "ОЗОНОВОГО СЛОЯ"
  530.      Озоносфера — слой атмосферы с наибольшей концентрацией озона на
  531. высоте 20-25 км. "Озоновая дыра" — значительное пространство в озоносфере
  532. планеты с заметно пониженным (до 50 % и более) содержанием озона.
  533.      Считается, что основной причиной возникновения "озоновых дыр" явля-
  534. ется значительное содержание в атмосфере фреонов. Фреоны (хлорфторуглеро-
  535. ды или ФХУ) — высоколетучие, химически инертные у земной поверхности
  536. вещества, широко применяемые в производстве и быту в качестве хладоагентов
  537. (холодильники, кондиционеры, рефрижераторы), пенообразователей и распы-
  538. лителей (аэрозольные упаковки). Фреоны, поднимаясь в верхние слои атмосфе-
  539. ры, подвергаются фотохимическому разложению с образованием окиси хлора,
  540. интенсивно разрушающей озон.
  541.      Истощение озонового слоя в атмосфере Земли приводит к увеличению
  542. потока ультрафиолетовых лучей на земную поверхность. Ультрафиолетовые
  543. лучи в небольших дозах необходимы живым организмам (синтез витамина D,
  544. бактерицидное действие, стимуляция роста и развития клеток и т.д.), в больших
  545. дозах губительны из-за способности вызывать раковые заболевания и мутации.
  546.      КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
  547.      Кислотный дождь — дождь (снег), подкисленный (рН ниже 5,6) из-за
  548. растворения в атмосферной влаге антропогенных выбросов (диоксид серы, ок-
  549. сиды азота, хлороводород и пр.).
  550.      Отрицательное воздействие кислотных дождей на растительность прояв-
  551. ляется как в прямом биоцидном воздействии на растительность, так и в косвен-
  552. ном через снижение рН почв. Выпадение кислотных дождей приводит к ухуд-
  553. шению состояния и гибели целых лесных массивов, а также снижению урожай
  554. ности многих сельскохозяйственных культур. Кроме того, отрицательное
  555. воздействие кислотных дождей проявляется в закислении пресноводных водо-
  556. емов. Снижение рН воды вызывает сокращение запасов промысловой рыбы,
  557. деградацию многих видов организмов и всей водной экосистемы, а иногда и
  558. полную биологическую гибель водоема.
  559.      ДЕГРАДАЦИЯ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
  560.      Деградация почв — ухудшение качества почвы в результате ухудшения
  561. структуры, химических свойств и утраты плодородия. Важнейшие факторы де-
  562. градации почв следующие: девегетация, дегумификация, почвоутомление и ис-
  563. тощение, промышленная эрозия, водная эрозия, дефляция, слитизация, опусты-
  564. нивание, селевые разливы и оползни, вторичное засоление, природная и вто-
  565. ричная кислотность, переосушение, затопление, разрушение и засоление вода-
  566. ми водохранилищ, загрязнение и химическое отравление, разрушение военны-
  567. ми действиями и др.
  568.      ДЕГРАДАЦИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА
  569.      К деградации растительного покрова ведут следующие антропогенные
  570. факторы: прямое уничтожение в ходе использования (рубка лесов, выкашива-
  571. ние, сбор с различными целями, стравление домашними животными), при соз-
  572. дании водохранилищ, в ходе открытых разработок ископаемых, при пожарах, в
  573. процессе распашки новых угодий; ухудшение условий жизни растений при
  574. орошении, осушении, засолении почв, изменении гидрологии водоемов, загряз-
  575. нении среды токсичными химическими веществами и элементами, заносе вред-
  576. ных организмов (возбудителей болезней, конкурентов) и др.
  577.      В "Красную книгу СССР" (1984) вошло 603 вида редких высших расте-
  578. ний. Среди них водный орех, альдрованда, железное дерево, шелковая акация,
  579. дуб каштанолистный, самшит гирканский, альдарская сосна, платан пальчако-
  580. листный, туранга, фисташка, тис, падуб и др.
  581.      Лесовозобновление — выращивание леса на некогда вырубленных, вы-
  582. жженных и других лесных площадях. Лесовозобновление бывает двух типов:
  583. естественное — процесс образования леса естественным путем на безлесных
  584. (раннее лесных площадях), нарушенных промышленными разработками и т.п.
  585. территориях; искусственное — выращивание леса путем его посева или посад-
  586. ки с последующим уходом за лесным молодняком.
  587.                                        22
  588.          ДЕГРАДАЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА
  589.          К сокращению или уничтожению видов животных ведут следующие ан-
  590. тропогенные факторы: прямое уничтожение (промысел животных, добывае-
  591. мых ради меха, мяса, жира и пр.), при применении химических веществ для
  592. борьбы с вредителями сельского хозяйства (при этом часто гибнут не только
  593. вредители, но и полезные для человека животные); ухудшение условий жизни
  594. животных в результате вырубки лесов, распашки степей, осушения болот, со-
  595. оружения плотин, строительства городов, загрязнения атмосферы, воды, почвы
  596. и т.д.
  597.          К числу вымерших животных относятся: тур, тарпан, морская (стеллеро-
  598. ва) корова, бескрылая гагарка, очковый (стеллеров) баклан, голубая лошадиная
  599. антилопа, зебра кваггу, нелетающий голубь дронт и др.
  600.          Акклиматизация — преднамеренное внедрение какого-либо вида в район,
  601. где он ранее не обитал, в целях обогащения естественных сообществ полезны-
  602. ми для человека видами или уничтожения (путем конкуренции) вредных. Про-
  603. цесс акклиматизации обычно включает 3 фазы: интродукцию (ввоз), адапта-
  604. цию (приспособление) и натурализацию.
  605.                     Глобальные прогностические модели
  606.       Человек всегда стремился узнать свое будущее и будущее всего человече-
  607. ства. В настоящее время многие футурологи предсказывают мрачную картину
  608. развития глобальных экологических проблем в будущем, но есть и те, кто вы-
  609. ражает оптимистические взгляды.
  610.       Большую роль в оценке нынешних и будущих трудностей человечества
  611. играет группа ученых, впервые собравшаяся в Риме в 1968 г. и получившая на-
  612. звание "Римского клуба". В нее входят ученые разных стран и разных специ-
  613. альностей. С 1968 г. ими издается серия "Доклады Римского клуба" под общим
  614. названием "Затруднения человечества".
  615.       Первый из докладов: "Пределы роста" — был подготовлен в 1972 г. под
  616. руководством супругов Д. и Д. Медоуз (США). В докладе на результатах моде-
  617. лирования было показано, что при сохранении современных экономических и
  618. политических методов промышленный рост и потребление ресурсов и энергии
  619. будут продолжаться увеличиваться ускоряющимися темпами до тех пор, пока
  620. не будет достигнут некий предел. Затем произойдет катастрофа. Причиной яв-
  621. ляется рост численности населения и общественная мания роста, когда на каж-
  622.                                      23
  623. дом      уровне     (индивидуальном, семейном, классовом, национальном)
  624. ставится одна цель — стать богаче и могущественнее, без учета платы за экспо-
  625. ненциальный рост.
  626.       Второй доклад: "Человечество на перепутье" — был подготовлен М. Ме-
  627. серовичем и Э. Пестелем (США и ФРГ). Авторы пришли к заключению, что
  628. пассивное следование стихийному развитию ведет к гибели, поэтому мир
  629. больше не должен развиваться стихийно. Стихийное развитие мира ведет к по-
  630. стоянно расширяющейся пропасти, лежащей в основе современного кризиса:
  631. между человеком и природой и между богатыми и бедными. Избежать катаст-
  632. рофы можно только ликвидировав эти пропасти.
  633.       Третий доклад: "Перестройка международного порядка" — был подго-
  634. товлен голландским экономистом Я. Тинбергеном с соавторами и показывал,
  635. что сочетание локальных и глобальных целей возможно.
  636.       Четвертый доклад: "Цели для глобального общества" — был составлен
  637. философом Э. Ласло и освещал два фундаментальных вопроса: в чем заключа-
  638. ются цели человечества и согласны ли мы предпочесть материальному росту
  639. развитие духовных человеческих качеств?
  640.       Благодаря усилиям Римского клуба быстро возросла международная ос-
  641. вещенность о мировой проблематике. Клуб первым перешел от анализа и диаг-
  642. ностики состояния нашей цивилизации к поиску и предписанию средств и пу-
  643. тей выхода из критической ситуации.
  644.       Попытки прогнозировать будущее всего мира на основе математических
  645. моделей и вычислительной техники привели к возникновению нового междис-
  646. циплинарного направления — глобального моделирования. Основные резуль-
  647. таты глобального моделирования следующие:
  648.       — технологический прогресс желателен и жизненно необходим, но необ-
  649. ходимы также социальные, экономические и политические изменения;
  650.       — народонаселение и ресурсы не могут расти бесконечно на конечной
  651. планете;
  652.       — нам неизвестна емкость среды, т.е. неизвестно, до какой степени физи-
  653. ческая среда Земли и системы жизнеобеспечения смогут удовлетворять нужды
  654. и потребности будущего роста населения; снижение роста уменьшит вероят-
  655. ность превышения допустимого уровня;
  656.       — природа будущего глобального устройства мира не предопределена;
  657. многое зависит от того, как скоро изменятся существующие нежелательные
  658. тенденции;
  659.                                    24
  660.      — цивилизация представляет собой          систему,   поэтому    при
  661. приближении к пределу в отношении ресурсов сотрудничество имеет большую
  662. ценность, чем конкуренция.
  663.      Однако из-за недостаточности информации даже вся сумма глобальных
  664. прогностических моделей не дает ответа на главные вопросы, стоящие перед
  665. человечеством.
  666.                    Коэволюция общества и природы
  667.       Для предотвращения глобальной экологической катастрофы взаимоотно-
  668. шения человеческого общества и природы должны перестроиться в направле-
  669. нии их коэволюции. Коэволюция общества и природы подразумевает их со-
  670. вместную, взаимосвязанную эволюцию. Однако эволюция в природе идет более
  671. медленно, чем социальная и научно-техническая эволюция человека, поэтому
  672. природа не успевает приспосабливаться к антропогенным изменениям. Обще-
  673. ство должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы со-
  674. хранить возможность дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие об-
  675. щества и природы, обеспечивающее коэволюцию называется устойчивым.
  676.                    Стратегия устойчивого развития
  677.      В 1991 г. была принята Всемирная стратегия охраны природы. Этот до-
  678. кумент получил название: "Забота о Земле — стратегия устойчивого существо-
  679. вания".
  680.      Документ состоит из 3 частей.
  681.      В первой части провозглашаются принципы устойчивого развития:
  682. — уважение и забота обо всем сущем на Земле;
  683. — повышение качества жизни;
  684. — сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем;
  685. — предотвращение истощения невозобновимых ресурсов;
  686. — развитие в пределах потенциальной емкости экосистем;
  687. — изменение сознания человека и стереотипов его поведения;
  688. — поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды
  689.    обитания;
  690. — выработка национальных концепций интеграции социально-экономического
  691.    развития и охраны окружающей среды;
  692. — достижение единства действий на мировом уровне.
  693.      Во второй и третьей частях документа даны рекомендации по претворе-
  694. нию этих принципов в жизнь.
  695.                                     25
  696.       Цель Стратегии: не заменяя национальных           программ    охраны
  697. окружающей среды, дать основные ориентиры.
  698.       Стратегия ставит две основные задачи: выживание человечества и фило-
  699. софское определение смысла жизни человека.
  700.       Перспектива сохранения человека как вида уже сейчас достаточно про-
  701. блематична. Сейчас человек находится в наиболее агрессивной стадии своего
  702. развития; он пытается осознать, что либо он впишется в биосферу, приспосо-
  703. бится к ней, либо его постигнет судьба вымерших видов. Однако выживание не
  704. является сугубо человеческой задачей. В этом смысле человек мало отличается
  705. от других живых существ. Кроме этого, в Стратегии сформулировано понятие
  706. "духовности" как наличие целей, отличающихся от простого выживания.
  707.                   ВИДЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  708.                        Виды природопользования
  709.       Многообразная деятельность человека направленная на использование
  710. полезных ему свойств природы условно сгруппировано в различные виды при-
  711. родопользования. Различают 3 вида природопользования: отраслевое, ресурс-
  712. ное и территориальное.
  713.       Отраслевое природопользование — использование природных ресурсов
  714. в пределах отдельной отрасли хозяйства.
  715.       Ресурсное природопользование — использование какого-либо отдельно
  716. взятого ресурса.
  717.       Территориальное природопользование — использование природных ре-
  718. сурсов в пределах какой-либо территории.
  719.      Отношения отраслевых интересов при природопользовании
  720.      Интересы разных отраслей хозяйства и пользования разными ресурсами
  721. могут иметь различные сочетания.
  722.      Альтернативное сочетание — когда использование одного ресурса ис-
  723. ключает возможность использования другого ресурса. Например, закладка
  724. карьера обязательно уничтожает почвенный покров.
  725.      Конкурентное сочетание — когда увеличение или уменьшение исполь-
  726. зования одного ресурса увеличивает или уменьшает возможность использова-
  727. ния другого ресурса. Например, сплошная рубка леса ухудшает рекреационные
  728. свойства территории.
  729.                                    26
  730.       Нейтральное сочетание — когда использование одного ресурса
  731. не влияет на использование другого ресурса. Например, использование лесов
  732. для водоохраны не мешает охотничьему хозяйству.
  733.       Взаимовыгодное сочетание — когда использование одного ресурса уве-
  734. личивает возможность использования другого ресурса. Например, садоводство
  735. в рекреационной зоне.
  736.             УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
  737.                Виды управления природопользованием
  738.       Управление — организация и постоянное поддержание взаимосвязей ме-
  739. жду составляющими частями управляемой системы, направленные на достиже-
  740. ние намеченных результатов.
  741.       В природопользовании различают управление природными сис-
  742. темами и управление природопользователями.
  743.       Управление природными системами — мероприятия, осуществление
  744. которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ог-
  745. раничить их) в желательном для человека направлении. Управление природны-
  746. ми системами опирается на изучение и использование естественных законов, в
  747. первую очередь экологических.
  748.       Управление природопользователями (управление охраной окружающей
  749. среды и рационализацией использования природных ресурсов) — обеспечение
  750. норм и требований, ограничивающих вредной воздействие процессов произ-
  751. водства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное ис-
  752. пользование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.
  753. Управление природопользователями опирается на юридические и экономиче-
  754. ские, т.е. социальные, законы.
  755.       Управление природными системами может быть "жестким" и
  756. "мягким":
  757.       Жесткое управление — прямое, непосредственное воздействие на при-
  758. роду, грубо нарушающее естественные процессы с помощью технических
  759. средств, коренное преобразование самих механизмов и систем природы. На-
  760. пример, распашка земель, строительство плотин на реках.
  761.       Мягкое управление — главным образом косвенное, опосредованное воз-
  762. действие на природу с использованием естественных механизмов саморегуля-
  763.                                     27
  764. ции, т.е. способности природных систем к восстановлению своих
  765. свойств после антропогенного вмешательства. Например, агролесомелиорация.
  766.       Жесткое управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в
  767. виде роста объема продукции или снижения затрат на ее производство, но лишь
  768. в относительно коротком временном интервале. Через определенное время не-
  769. минуемо наступает расплата в виде нарастания экономических и экологических
  770. ущербов. Например, освоение целинных земель.
  771.       Жесткое управление основано на перенапряжении или предельном омо-
  772. ложении природных систем (например, агроэкосистемы) и поэтому требует ме-
  773. роприятий по поддержанию экологического равновесия, осуществляемых глав-
  774. ным образом путем мягкого управления (например, использование севооборо-
  775. тов).
  776.       Таким образом, максимальный эколого-экономический эффект можно
  777. получить только при разумном сочетании жесткого и мягкого форм управле-
  778. ния.
  779.       Управление природопользователями может быть командно-
  780. административным и экономическим:
  781.       Командно-административное управление — управление природополь-
  782. зователями, основанное на установлении норм, стандартов, правил природо-
  783. пользования и соответствующих плановых заданий предприятиям по охране
  784. окружающей среды и наказаний от выговора до тюремного заключения или
  785. снятия с работы и выплаты штрафов предприятиям и его руководством.
  786.       Экономическое управление — управление природопользователями, ос-
  787. нованное на экономическом стимулировании, когда с помощью различных ры-
  788. чагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для
  789. предприятий более выгодным материально, т.е. более прибыльным, соблюдать
  790. природоохранное законодательство, чем нарушать его.
  791.       Предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в
  792. природоохранной деятельности. Этому имеется несколько причин. Во-первых,
  793. природоохранная деятельность не приносит прибыли, за исключением случаев,
  794. когда экономически выгодна утилизация (вторичное использование) отходов
  795. производства (твердых отходов, сточных вод, отходящих газов). Во-вторых,
  796. часто наблюдается несовпадение во времени момента нанесения вреда окру-
  797. жающей среде и момента расплаты за него. Например, загрязнение окружаю-
  798. щей среды может сказаться на здоровье человека только через несколько лет
  799. или десятилетий. В-третьих, часто ущерб природной среде наносят одни пред-
  800.                                     28
  801. приятия или отрасли (предприятия- "загрязнители"),       а    экономически
  802. страдают, в большей степени, совсем другие (предприятия-"реципиенты"). На-
  803. пример, основными загрязнителями окружающей среды являются промышлен-
  804. ность и энергетика, а страдают здравоохранение, коммунальное, сельское, лес-
  805. ное и рыбное хозяйство, так как увеличиваются затраты на лечение больных,
  806. ремонт зданий, подает урожайность и качество растениеводческой продукции,
  807. продуктивность животноводства и т.д.
  808.       Таким образом, предприятия-природопользователи не станут заниматься
  809. природоохранной деятельностью просто так, поскольку сама по себе она не вы-
  810. годна. Командно-административный путь управления природопользователями
  811. в чистом виде дорогостоящ и малоэффективен, так как требует большого коли-
  812. чества проверяющих и постоянного контроля. С другой стороны, одни только
  813. экономические методы не всегда обеспечивают нужный результат. Наилучшие
  814. результаты дает разумное сочетание экономической заинтересованности при-
  815. родопользователей с жестким контролем и административным принуждением.
  816.        Моделирование, экологическая экспертиза и мониторинг
  817.                         окружающей среды
  818.       Обязательным условием рационализации является использование при
  819. управлении природопользованием моделирования, экологической экспертизы и
  820. мониторинга состояния окружающей среды.
  821.       Моделирование — метод исследования сложных объектов, явлений и
  822. процессов путем их упрощенного имитирования (натурного, математического,
  823. логического). Конечный результат антропогенного воздействия проявляется,
  824. как правило, только через 10-30 лет и более. Это является одной из причин
  825. крупных ошибок в управлении природопользованием. Использование модели-
  826. рования позволяет теоретически предсказать последствия того или иного хо-
  827. зяйственного проекта. Однако из-за ограниченности наших знаний о природе и
  828. невозможности предусмотреть все случайности (принцип неопределенности
  829. или неполноты информации) результаты моделирования не могут быть слиш-
  830. ком точными.
  831.       Каждый крупный хозяйственный проект должен предваряться экологиче-
  832. ской экспертизой. Экологическая экспертиза — оценка уровня возможных не-
  833. гативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружаю-
  834. щую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. Т.е. оценка хо-
  835. зяйственных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической
  836.                                     29
  837. безопасности         и        системе рационального природопользования. В
  838. основе методики проведения экологической экспертизы лежит принцип ком-
  839. плексности оценки проекта. При проведении экологической экспертизы моде-
  840. лирование (расчеты) должно сочетаться с непосредственными исследованиями
  841. в природе. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем
  842. 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты
  843. необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут пона-
  844. добиться для ликвидации экономического, экологического и социального
  845. ущербов, в результате ошибочных решений.
  846.        Мониторинг окружающей среды — система наблюдения, оценки и про-
  847. гнозирования состояния окружающей человека природной среды. Различают
  848. мониторинг глобальный и региональный, импактный и фоновый.
  849.        Глобальный мониторинг — слежение за развитием общемировых процес-
  850. сов (напр., состоянием озонового слоя, изменением климата).
  851.        Региональный (локальный) мониторинг — слежение за природными про-
  852. цессами и явлениями в пределах какого-то региона (напр., контроль за состоя-
  853. нием воздуха в городах).
  854.        Фоновый (базовый) мониторинг — слежение за природными явлениями и
  855. процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного
  856. влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников.
  857.        Импактный мониторинг — слежение за антропогенными воздействиями
  858. в особо опасных зонах.
  859.        Мониторинг осуществляется с помощью различных технических средств,
  860. в т.ч. авиационной и космической техники, и с помощью биоиндикаторов, т.е.
  861. каких-либо живых организмов по наличию, состоянию и поведению которых
  862. можно судить об изменении в окружающей среды (например, лихеноиндика-
  863. ция).
  864.            Организация управления природопользованием
  865.      Деятельность по рационализации природопользования и охране окру-
  866. жающей среды требует специальной организации. Для этого необходим незави-
  867. симый от интересов отдельных организаций и отраслей хозяйства орган, спо-
  868. собный управлять природопользованием как единым комплексом. В нашей
  869. стране впервые такой орган был создан в 1988 г. — Государственный комитет
  870. по охране природы СССР, в 1991 г. — Министерство экологии и природных
  871. ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны ок-
  872.                                    30
  873. ружающей среды и природных ресурсов России. В 1988 г. были
  874. созданы и соответствующие областные и городские комитеты по охране приро-
  875. ды.
  876.       Главными задачами указанного министерства являются:
  877. — контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов;
  878. — разработка предложений по рационализации природопользования;
  879. — утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для
  880.     всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением;
  881. — руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной
  882.     книги;
  883. — распространение экологических знаний среди населения;
  884. — государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов;
  885. — организация экологического мониторинга.
  886.       Помимо государственных существуют и международные органы управ-
  887. ления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз
  888. охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по
  889. окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).
  890.       Необходимость международного сотрудничества в области
  891.                 глобального природопользования
  892.      В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологического рав-
  893. новесия приобрело глобальные масштабы. В связи с этим возникла неотложная
  894. необходимость сотрудничества всех стран в целях предотвращения глобальной
  895. экологической катастрофы.

     Приложение 1

             Классификация природных (естественных) ресурсов

              по источникам и местоположению (Реймерс, 1990)

  Классификация единицы                             Примечание

1.Энергетические ресурсы     Любые источники механической, химической и физической

                             энергии, естественные и искусственно  активированные

А. Участвующие в постоян-

ном обороте и потоке энер-

гии

1.1.Солнечная энергия        Солнечное излучение и все  энергетические процессы, вы-

                             званные им: энергия ветра, волн, морских течений, теплота

                             воздуха, разница температур поверхностных  и глубинных

                             слоев воды и т.п.

1.2.Космическая энергия      Все виды космических излучений

1.3.Энергия морских прили-   Энергия, возникающая под воздействием силы притяжения

вов и отливов                Луны на океанскую поверхность

1.4.Геотермальная энергия    Энергия глубин Земли. Могут быть использованы естест-

                             венные выходы геотермальных  вод, скважины для получе-

                             ния таких вод, а также энергия нагревания закачиваемых в

                             глубины газов и жидкостей

1.5.Гравитационная энергия   Потенциальная  и кинетическая энергия воздуха,  воды и гор-

и энергия давления           ных пород (энергия относительного положения тел, давле-

                             ния, разности давлений, сейсмоэнергия и т.д.)

1.6.Атмосферное электриче-   Пока не используется на практике

ство

1.7.Земной магнетизм         Как источник энергии пока не используется

1.8.Энергия спонтанных хи-   То же. Искусственно активированный атомный распад ис-

мических реакций и естест-   пользуется в АЭС

венного атомного распада

1.9.Биоэнергия               Все формы энергии, получаемой от живых организмов и в

                             результате переработки их тел или продуктов жизнедеятель-

                             ности — от сжигания дров до получения технического спир-

                             та и биогаза

1.10.Вторичные формы энер-   Отходящее тепло, электромагнитные и радиационные отхо-

гии                          ды, горючие твердые отходы и т.п.

Б. Депонированные энерге-

тические ресурсы

1.11.Нефть                   —

1.12.Природный газ           —

1.13.Уголь                   —

1.14.Сланцы                  Включая так называемую микронефть — битумоподобные

                             вещества

1.15.Торф                    —

В. Искусственно активиро-

ванные источники энергии

1.16.Атомная энергия         Получаемая в результате расщепления атомного ядра

1.17.Термоядерная энергия    Получаемая в ходе слияния более легких атомных ядер в

                             более тяжелые (энергия управляемого термоядерного синте-

                             за)

 

 

                                            32

 

2.Атмосферные газовые

ресурсы

2.18.Ресурсы отдельных га-     Особое значение имеют озоновый экран, О2 и СО2

зов атмосферы

2.19.Газовые составляющие      Газы, растворенные в воде. Обычно  они не рассматриваются

гидросферы                     как ресурсы, но в случае рыбных заморов  приобретают такое

                               значение

2.20.Газовые составляющие      Почвенный воздух, необходимый для  дыхания корней рас-

почвы                          тений

2.21.Озоновый экран

2.22.Фитонциды и др. био-      Еще очень слабо освоенная людьми ресурсная группа, со-

генные летучие вещества        ставляющая важное условие для сохранения здоровья чело-

                               века

2.23.Ионный состав атмо-       Тяжелые и легкие ионы, определенная концентрация и соот-

сферы                          ношение которых предпосылкой сохранения здоровья людей

2.24.Газовые загрязнения       Группа "антиресурсов", т.е. агентов, обесценивающих дру-

                               гие ресурсы. В тоже время многие газовые выбросы могут

                               быть вовлечены в процесс производства

3.Водные ресурсы

3.25.Атмосферная влага

3.26.Океанические (морские     В настоящее время стали ограниченным ресурсом в связи с

воды)                          их загрязнением. Особенно важна поглотительная способ-

                               ность морских вод, напр., способность антропогенной угле-

                               кислоты растворяться в них

3.27.Континентальные водо-     Воды озер, водохранилищ, прудов: пресные, солоноватые и

емы                            соленые

3.28.Водотоки                  Реки, ручьи, поверхностный и грунтовый  сток

3.29.Временные малые замк-     Лужи, мелководные пересыхающие озера, прочие неболь-

нутые водоемы                  шие временные бассейны. Их особое ресурсное значение

                               возникает в связи с тем,  что они служат водопоями для  ди-

                               ких животных, местами для выплода беспозвоночных жи-

                               вотных, роста водной растительности т.п.

3.30.Влага, связанная в рас-   Особое ресурсное значение имеет в аридных регионах

тениях и животных

3.31.Жидкие поверхностные      От загрязнений в обычном смысле слова до лишней воды в

загрязнители                   природных экосистемах. «Антиресурсы», как и газовые за-

                               грязнения

3.32.Гидрогеологические        Подземные воды — грунтовые  и глубинные

ресурсы

3.33.Почвенная влага           Свободная и связанная (молекулярная) вода в почве

3.34.Глубинные жидкие за-      Естественно просачивающиеся, искусственно закачиваемые

грязнители                     и возникающие в результате цепных химических реакций.

                               Могут быть использованы как  ресурсы и нежелательны как

                               «антиресурсы»

4.Ресурсы литосферы            Вся группа естественных ресурсов, связанных с доступной

                               человеку земной толщей

А. Почвенно-земельные

4.35.Почва                     Естественное образование, возникшее  в результате взаимо-

                               действия организмов, атмосферного  воздуха, природных

                               вод, геологических пород в  условиях различных широты

 

 

                                           33

 

                              местности, климата, рельефа, характера  растительности

4.36.Подпочвы (грунты) и      Слои литосферы, лежащие ниже  горизонта почвообразова-

горные (материнские) поро-    ния или выходящие на земную поверхность, но лишенные

ды                            явных признаков жизни. Служат субстратом для почвообра-

                              зования на суше и ареной жизни на дне океанов

4.37.Криогенные субстраты     Главным образом ледники и  многолетняя мерзлота северных

                              широт и высокогорий

4.38.Почвенные загрязнения    Преимущественно засоление и  подкисление почв, а также

                              загрязнение ее тяжелыми металлами  и нефтью. Группа «ан-

                              тиресурсов»

4.39.Эрозия почв              «Антиресурс»

Б. Геоморфологические

4.40.Геоморфологические       Условия ведения хозяйства, связанные  с геоморфологиче-

структурные ресурсы           ским положением местности

4.41.Геоморфологические       Условия ведения хозяйства, возникающие  в связи с особым

пространственные ресурсы      географическим положением

4.42.Геологические глубин-    Условия ведения хозяйства, связанные с сейсмичностью,

ные ресурсы                   угрозой оползней и др. геологическими процессами. Гл. обр.

                              «антиресурсы»

В. Неэнергетические мине-

ральные ресурсы

4.43. Металлические руды      —

4.44. Неметаллические руды    —

4.45. Нерудные ископаемые,    Полезные включения, не сосредоточенные  в определенной

в том числе руководящие       горной породе или очень рассредоточенные в ней

ископаемые

5. Ресурсы растений-

продуцентов

5.46. Генетико-видовой со-    Виды растений, сохранность которых обеспечивает совре-

став растительности           менный облик экосистем планеты

5.47. Биомасса растений       —

5.48. Первичная продуктив-    —

ность

5.49. Хозяйственно ценная     Ее производительность, зависящая от первичной продуктив-

продукция растительности      ности и хозяйственных приемов выращивания (агротехники,

                              селекции и др.).

5.50. Системно-               —

динамические качества фи-

тоценозов

5.51. Очистительная способ-   —

ность растений

5.52. Ботанические «загряз-   Вредные для хозяйства интродуценты. «Антиресурс»

нители»

6. Ресурсы консументов

6.53. Генетико-видовой со-    Виды животных и растений-консументов, играющие роль

став консументов              регуляторов в экосистемах

6.54. Биомасса консументов    —

6.55. Вторичная биологиче-    —

ская продуктивность

6.56. Хозяйственная произ-    —

 

 

                                            34

 

водительность консументов

6.57. Системно-                Их роль в экосистемах как управляюще-регулирующей под-

динамические качества кон-     системы

сументов

6.58. Роль консументов (осо-   Она особенно возрастает в ресурсном отношении в связи с

бенно животных) как сани-      усилением влияния человека на природу

таров, опылителей растений,

поглотителей химических

веществ и т.п.

6.59. Консументные «загряз-    Аналогичны ботаническим «загрязнителям». «Антиресурс»

нители»

7. Ресурсы редуцентов

7.60. Генетико-видовой со-     —

став редуцентов

7.61. Биомасса редуцентов      —

7.62. Физико-химическая        Их деятельность, обеспечивающая разложение органических

активность редуцентов          тел до минеральных веществ

7.63. Системно-                Их взаимосвязь, обеспечивающая успешность физико-

динамические качества ре-      химической активности

дуцентов в экосистемах

7.64. Микробиологические       Помимо организмов, вызывающих известные заболевания, в

(включая вирусные) загряз-     том числе пандемии (напр., грипп) этот «антиресурс» вклю-

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"