Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа
1.Основные положения теории В.И. Вернадского о биосфере.
2. Нормирование примесей атмосферы.
3. Ограниченность ресурсов биосферы: ресурсы сырья.
4. Очистка газовых выбросов от газо- и парообразных примесей.
ЗАДАЧА
РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ
Существенное влияние
на скорость и эффективность
Для поддержания необходимой температуры газа иногда к нему подмешивают (особенно в пусковой период) продукты сгорания от вспомогательной горелки, работающей на каком-либо высококалорийном топливе. На рис. 37 представлен каталитический реактор, предназначенный для окисления толуола, содержащегося в газовоздушных выбросах цехов окраски. Воздух, содержащий примеси толуола, подогревается в межтрубном пространстве теплообменника - рекуператора 1, откуда по переходным каналам он поступает в подогреватель 4. Продукты сгорания природного газа, сжигаемого в горелках 5, смешиваются с воздухом, повышая его температуру до 250-350° С, т. е. до уровня, обес почивающего оптимальную скорость окисления толуола на поверхности катализатора. Процесс химического превращения происходит на поверхности катализатора 3, размещенного в контактном устройстве 2. В качестве катализатора применена природная марганцевая руда (пиромзит) в виде гранул размером 2-5 мм, про-мотированных азотнокислым палладием. В результате окисления толуола образуются нетоксичные продукты: оксид углерода и водяные пары (С7Н8+9О2->7СО2+4Н2О). Смесь воздуха и продуктов реакции при температуре 350-450° С направляется в рекуператор 1, где отдает тепло газовоздушному потоку, идущему на очистку, и затем через выходной патрубок выводится в атмосферу. Эффективность очистки такого реактора составляет 95-98% при расходе вспомогательного топлива (природного газа) 3,5-4,0 м3 на 1000 м3 очищаемого воздуха. Гидравлическое сопротивление реактора при номинальной нагрузке (800-900 м3/ч) не превышает 150-180 Па. Скорость процесса находится в пределах от 8000 до 10000 объемов на объем катализаторной массы в 1 ч.
В последние годы каталитические методы очистки нашли применение для нейтрализации выхлопных газов автомобилей. Для комплексной очистки выхлопных газов - окисления продуктов неполного сгорания и восстановления оксида азота -применяют двухступенчатый каталитический нейтрализатор (рис. 38). Установка состоит из последовательно соединенных восстановительного 2 и окислительного 4 катализаторов. Отработавшие газы через патрубок 1 поступают к восстановительному катализатору 2, на котором происходит нейтрализация оксидов азота по следующим реакциям:
NO+СО->1/2N2+CO2; NO+Н2->1/2N2+Н2О
В качестве восстановительного катализатора применяют монельметалл (медноникёлевый сплав) или катализатор из благородных металлов (например, платина на глиноземе). При объемной скорости порядка 100000 ч-1эффективность очистки по NO достигает 90% и выше.
После восстановительного катализатора
к отработавшим газам для создания
окислительной среды через
СО+1/2O2->СO2; СxHy+(x+y/4)O2->xCO2+1/2H2O,
Для окислительных процессов применяют катализатор из благородных металлов или оксидов переходных металлов (медь, никель, хром и др.). Содержание оксида углерода в выхлопных газах автомобиля с нейтрализатором снижается почти в 10 раз, а углеводородов - ~ в 8 раз. Широкому применению каталитических нейтрализаторов препятствуют использование этилированного бензина, который содержит определенное количество свинца. Свинец дезактивирует катализаторы в течение 100-200 ч.
Для расчета каталитического реактора необходимы следующие параметры: объемный расход очищаемого газа Qг, м3/с; состав и концентрация примесей Св, мг/м3; тип катализатора; скорость обезвреживания газа ωк, 1/ч, и рекомендуемая температура перед слоем катализатора Т К. Минимальный объем Vк, м3, катализа-торной массы определяют исходя из максимальной скорости обезвреживания газа Vк = Qг/ωк. Толщина слоя катализатора h, м, необходимая для достижения заданной степени очистки η, определяется по формуле
h=N0ωр/(Sэфβ), где N0 =ln 1/1-η - число единиц переноса; ωp=ω0-Tp/T0 1/Пк - скорость газа при рабочих условиях, м/с; ω0 - линейная скорость потока газа при нормальных условиях (T0=273К и Р=101,3 кПа), отнесенная к полной фильтрующей поверхности (на практике обычно применяют ω0= 0,5-1 м/с); Пк - пористость слоя катализатора; Sэф=Sудkф - эффективная удельная поверхность катализатора, м2/м3; 5УД--удельная наружная поверхность катализатора, м2/м3; Sуд - коэффициент формы зерна, учитывающий неравнодоступность всей поверхности зерна катализатора обдувающему потоку; β - коэффициент массопередачи, отнесенный к единице поверхности катализатора, м/с.
Коэффициент массопередачи определяют в зависимости от режима течения газа:
Nuд=0,515Re0,35 Sc0,33 при Re=0,01 ÷ 20;
Nuд=0,725Re0,47 Sc 0,33 при Re=2 ÷ 30;
Nuд=0,395Re0,64 Sc0,33 при Re=30 ÷ 8000,
где Nuд=β dэ/D - диффузионный критерий Нуссельта; Re=ω рdэ/ν - критерий Рейнольдса; Sc = ν/D -критерий Шмидта (диффузионный критерий Прандтля); ν - коэффициент кинематической вязкости газа при рабочих условиях, м2/с; dэ - эквивалентный диаметр зерна катализатора, м; D=D0(T/T0)1,8 - коэффициент диффузии улавливаемого газового компонента в воздухе, м2/с; D0 - коэффициент диффузии при Т0=273 К и р0=101,3 кПа.
В задачу аэродинамического расчета входит определение гидравлического сопротивления слоя катализатора, которое находят по формуле
Δр/h=150(1-Пк)2/П3к μωρ/d2э+1,
где μ - коэффициент динамической вязкости газа при рабочих условиях, Н•с/м2.
Термический метод. Достаточно большое развитие в отечественной практике нейтрализации вредных примесей, содержащихся в вентиляционных и других выбросах, имеет высокотемпературное дожигание (термическая нейтрализация). Для осуществления дожигании(реакций окисления) необходимо поддержание высоких температур очищаемого газа и наличие достаточного количества кислорода. Выбор схемы дожигания зависит от температуры и количества выбросов, а также от содержания в них вредных примесей, кислорода и других компонентов. Если выбросные газы имеют высокую температуру, процесс дожигания происходит в камере с подмешиванием свежего воздуха. Так, например, происходит дожигание оксида углерода в газах, удаляемых системой вентиляции от электродуговых плавильных печей, дожигание продуктов неполного сгорания (СО и СХНУ) автомобильного двигателя непосредственно на выходе из цилиндров в условиях добавки избыточного воздуха.
Если температура выбросов
недостаточна для протекания окислительных
процессов, то в потоке отходящих
газов сжигают природный или
какой-либо другой высококалорийный газ.
Одним из простейших устройств, используемых
для огневого обезвреживания технологических
и вентиляционных выбросов, является
горелка, предназначенная для сжигания
природного газа (рис. 39). Обезвреживаемые
выбросы в этом случае подаются в
канал 1, где они омывают горелку
2. Из коллектора 3 газ, служащий топливом,
поступает в сопла, при истечении
из которых инжектируется
Институтом газа АН УССР разработана и успешно прошла промышленные испытания установка очистки газовых выбросов лакокрасочного производства. Установка представляет собой циклонную топку (рис. 40), скомпонованную с газовой горелкой и камерой разбавления газов после их очистки. Воздух, загрязненный токсическими примесями органических веществ (толуол ксилол и др.), поступает в вихревую двухзс горелку 2 по каналу 6 и непосредственно во внутреннюю полость печи 4 по тангенциальным каналам 5. Природный газ подается в горелку 2 по трубе 3. Время пребывания в полости (не менее 0,5 с) и контакт их с раскаленными стенками камеры обеспечивают полноту их сгорания. Атмосферный воздух подается по центральной трубе 1 горелки 2 только при обезвреживании выбросов, содержащих менее 15% кислорода. Запуск установки, вывод на рабочий режим и его поддержание осуществляются с помощью блока автоматического управления и регулирования установки.
Системы огневого обезвреживания
обеспечивают эффективность очистки
90-99%, если время пребывания вредностей
в высокотемпературной зоне не менее
0,5 с и температура
ЗАДАЧА
РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ
Согласно принципу «облака», объем выбросов по каждому компоненту установлен для всего региона, не зависимо от количества предприятий, являющихся источником этого загрязняющего вещества. «Потолок»- допустимый объем загрязнения для данной территории, и предприятия совместно находят способ его обеспечения.
Рассмотрим конкретную ситуацию. В регионе принят «потолок» выброса данного вещества, равный 120 тыс.т в год. Здесь работают 3 предприятия, которые загрязняют этим поллютантом атмосферу. Сумма выбросов составляет 180 тыс.т в год. Характеристика выбросов и стоимость снижения их (путем утилизации или совершенствования технологии) приведены в таблице.
№ п/п предприятий источников выбросов |
Существующий объём выбросов, тыс. т/год |
Удельные издержки по устранению выбросов, руб. за т. |
1 |
40 |
10 |
2 |
60 |
20 |
3 |
80 |
30 |
Расчет:
Рассмотрим 4 возможных варианта снижения выбросов до нормы:
1. Установим единый «потолок» для каждого предприятия, равный 40 тыс.т. Тогда для 1-го предприятия отпадает необходимость устранять выбросы, у 2-го и 3-го соответственно лишними будут 20 и 40 тыс. т.
Допустимый выброс : 120 тыс.т/год.
Стоимость их устранения составит:
20 000 х 20+ 40 000 х 30= 1600000 руб/т.
2. Снизим выбросы на одинаковую долю, еѐ надо подобрать экспериментально в каждом конкретном варианте. В данном случае при излишке в 60 тыс.т у трех предприятий это составит 1/3 существующих выбросов (от 180 тыс.т). Издержки по устранению выбросов:
1/3 (40 000х10 + 60 000х20+ 80 000х30)= 1333333,33 руб/т.
3. Снизим выбросы на одинаковую величину — на 20 тыс.т на каждом предприятии:
20 000 х 10+20 000 х 20+ 20 000 х 30 = 1200000 руб/т.
4. Рассмотрим возможность сокращения выбросов путем минимизации совокупных затрат, ограничивая издержки.
Дешевле всего устранить выбросы на первом предприятии, так как удельные издержки составляют 10 руб за 1 т. Но при полном устранении выбросов на нем (40 тыс.т) необходимо уловить еще 20 тыс. т из оставшихся на втором и третьем предприятиях. Дешевле издержки на втором предприятии, у которого мы и уловим оставшиеся 20 тыс.т
40 000 х 10+ 20 000 х 20= 800 000 руб/т.
Таким образом, последний вариант устранения выбросов экономически более целесообразный и дешевый.