Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 06:36, контрольная работа
С развитием человеческой цивилизации и научно технического прогресса проблемы отношения между природой и обществом постоянно обостряются. Резкое увеличение за последние столетия промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие транспорта, энергетики, химизация, возрастание урбанизации негативно влияют на окружающую среду. Таким образом, настала необходимость активной борьбы с этими проблемами, которые угрожают жизни людей. Наиважнейшей проблемой сегодняшнего дня с этой точкой зрения является наступление экологического кризиса, а затем и экологической катастрофы.
1. Введение;
2. Окружающая среда. Взаимодействие природы и общества;
3. Опасные и вредные факторы среды проживания;
4. Природные факторы опасности;
5. Химические и биологические факторы опасности;
6. Биологические факторы опасности;
7. Психофизиологические факторы опасности;
8. Факторы, влияющие на продуктивность труда;
9. Литература.
- химические;- психофизиологические.
К физическим опасным и вредным факторам относятся;
движущиеся машины и механизмы,
подвижные части оборудования, неустойчивые
конструкции и природные
- острые и падающие предметы;
- повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;
- повышенная запыленность и загазованность;
- повышенный уровень шума, акустических колебаний вибраций;
- повышенное или пониженное барометрическое давление;
- повышенный уровень ионизирующих излучений;
- недостаточное освещение, пониженная контрастность освещения;
- повышенная яркость, пульсация светового потока.
Природные факторы опасности
- землетрясение;- холод;
- пожар;- водоемы;
- жара;- гроза;
- наводнение;- сильный снегопад;
- ураган;- сильный ливневый дождь;
и т.д.
Химические
и биологические факторы
Особую опасность представляют химические факторы, которые можно разделить на:
- промышленные яды (растворители, красители);
- ядохимикаты (гербициды, пестициды), используемые с/х;
- лекарственные препараты, применяемые не по назначению;
- химические вещества в быту, которые используются в качестве пищевых добавок, средств санитарии, личной гигиены;
- боевые отравляющие вещества.
В зависимости от характера действия на организм человека химические вещества делятся на:
- токсические;
- раздражающие;
- мутагенные;
- канцерогенные;
- наркотические;
- удушающие и т.д.
Токсичные вещества – это
вещества, которые вызывают отравление
всего организма человека или
влияют на отдельные системы
Раздражающие вещества – вызывают раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (например, пары кислот, щелочей, аммиак).
Мутагенные вещества приводят
к нарушению генетического
Канцерогенные вещества вызывают,
как правило, злокачественные
Наркотические вещества влияют на центральную нервную систему (спирты, ароматичные углеводы).
Удушающие вещества приводят к токсическому отеку легких (оксид азота, оксид углерода).
Примером веществ, которые влияют на репродуктивную функцию, могут быть радиоактивные изотопы, ртуть, свинец.
Сенсибилизаторы – это вещества, которые действуют как аллергены. Это – формалин, лаки на основе нитросоединений.
Отравляющими называются вещества, которые приводят к поражению всех живых организмов, особенно людей и животных.
Биологические факторы опасности
Биологическими называются опасности, происходящие от живых объектов. Носителями биологических опасностей являются все среды обитания (воздух, вода, почва), растительный и животный миры, сами люди. Следствием биологических опасностей являются различные болезни, травмы разной тяжести, в том числе, и смертельные. Биологическими опасными и вредными факторами являются:
- патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы и т.д.);
- растения и животные.
Бактерии – типичные представители
микроорганизмов. Бактерии вездесущи
и выносливы. Они не погибают ни в
вечной мерзлоте, ни в космосе, не страшно
для них и воздействие
Вирусы – мельчайшие клеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки. Вирусы полностью зависят от обмена веществ в клетке-хозяйке. Вирусными заболеваниями являются: оспа, грипп, корь, свинка, краснуха и др.
Патогенные грибы вызывают болезни растений, животных и человека. Около 700 видов болезней могут вызвать тяжелые и смертельные заражения. По степени токсичности растения делятся на:
- ядовитые (белая акация, бузина, плющ). Ядовитыми являются также побеги и семена картофеля из-за содержания соланина;
- смертельно ядовитые (белена черная, дурман, белладонна).
Животные:
- скорпионы – укол жала скорпиона очень болезнен (возникает опухоль, озноб, повышается температура);
- клещи – вызывают болезнь чесотку.
Психофизиологические факторы опасности
В процессе своей деятельности
человек использует не только свои
физические возможности, но и расходует
значительные психологические усилия,
такие как особенности
Психофизиологическими факторами
потенциальной опасности
1. Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и др.).
2. Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, вследствие чего человек не способен реагировать адекватно на те или другие изменения, воспринимаемые органами чувств.
3. Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.п.).
4. Повышенная эмоциональность.
5. Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, неудовлетворение оплатой труда, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, т.е. неинтересная работа и т.п.).
Психофизиологическими факторами
потенциальной опасности
1. Недостаток опыта (появление вероятной ошибки, неверные действия, напряжение нервно-психической системы, боязнь допустить ошибку.
2. Неосторожность (может привести к поражению не только отдельного человека, но и всего коллектива).
3. Утомление (различают физиологическое и психологическое утомление).
4. Эмоциональные явления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом, семьей, друзьями, руководством).
Деятельность человека можно разделить на две категории физическую и умственную.
Физическая деятельность – деятельность, связанная с конкретными предметными действиями (например, перевозка груза, инструментальное производство и т.п.).
Умственная деятельность
связана с психическими процессами,
во время которых человек
Человек в деятельности выступает как личность, которая имеет определенные мотивы и намеченные цели. Мотивами могут выступать потребности, чувства и т.п. Для осуществления деятельности необходимо иметь объект деятельности, внутренние побуждения, а также соотношение побуждение и целей человека, которые он хочет достигнуть в результате своей деятельности. Например, человека к деятельности побуждает или личное обогащение (удовлетворение своих потребностей), или невозможность физического существования бездеятельности.
Факторы, влияющие на продуктивность труда
Изучение условий труда показало, что существует множество факторов, которые влияют на производительность труда.
Основные факторы влияния на производительность труда:
- организация рабочего места;
- режим напряжения и отдыха во время работы;
- окраска стен помещения;
- отношение к работе.
Они формируют общее настроение на работу и облегчают или усложняют появление трудовых усилий.
Разрабатывая критерии профессиографической оценки (описание характеристик работы) степени нервного напряжения в процессе работы, пользуются характеристиками, которые отображают напряжение сенсорного аппарата, высших нервных центров, которые обеспечивают функции внимания, мышления, регуляции движений. На сегодня составлены специальные таблицы классификации работы по степени нервно-эмоционального напряжения, в основу которых положены следующие показатели:
- интеллектуальная и эмоциональная нагрузка;
- длительность сосредоточенного наблюдения;
- количество производственно-необходимых объектов одновременного наблюдения;
- количество сигналов в час;
- темп;
- время активных действий;
- необходимость самостоятельного поиска повреждений;
- монотонность труда;
- напряжение взгляда;
- точность выполнения работы;
- сменность;
- режим труда и отдыха.
Степень трудоспособности определяется также типом нервной системы. Сильный тип имеет наибольшую трудоспособность, слабый- незначительную. Трудоспособность зависит от следующих факторов:
- возраст;
- здоровье человека;
- пол;
- навыки в работе;
- санитарно-гигиенические условия и т.п.
В определенной степени на трудоспособность воздействуют и мотивация, и моральные и материальные стимулы.
Негативными эмоциями, которые снижают трудоспособность являются: страх, неуверенность, плохое настроение.
Положительными эмоциями, значительно продлевающих период стойкой трудоспособности, являются: уверенность, спокойствие, бодрое настроение
Продлить стойкую
- оптимального уровня напряжения психофизиологических функций;
- комфортных условий труда;
- правильного соединения режимов труда и отдыха;
- проведения физкультурных пауз и эмоциональной разгрузки;
- использования специальных психофармакологических средств или тонизирующих напитков;
- специального информирования человека о результатах его деятельности;
- наблюдения и контроля за его работой.
Комфортные условия
Известно, что на трудоспособность, производительность труда, на жизнедеятельность вообще влияет отдых. Отдых может быть двух типов – активный и пассивный.
Активный отдых – это, например, занятие спортом, туристические поездки, походы в лес, путешествия, плавание в бассейне и т .п. Именно активный отдых способствует повышению трудоспособности, улучшению психического состояния личности, настроения.
Пассивный отдых – просмотр кинофильмов, прослушивание музыки сидя, лежа, чтение книг и т.п. Особым, но обязательным видом такого отдыха является сон.
Известно, что беспокойные ночи, неприятные сновидения с переживанием ужасов, опасностей, страха, когда жизнь вроде бы висит на волоске, а сил нет, чтобы оказать сопротивление – все это негативно влияет на состояние человека, а соответственно на активности его жизнедеятельности. На трудоспособность человека влияют и времена года. Например, снижение трудоспособности наблюдается весной, особенно у работников с нервно-эмоциональным перенапряжением.
Литература:
1. В.М. Лапин «Безопасность
жизнедеятельности человека».
2. Желиба Е.П. «Безопасность. Жизнедеятельность». Учебник – Киев, 2001. – стр. 54-71, 142-151, 204-207, 227-230.
3. Н.А. Касьянов «Безопасность жизнедеятельности». Конспекты лекций. – Луганск: ВНУ, 1998.
4. Русак О.Н. «Безопасность жизнедеятельности». – С.-Петербург, 2001. – с. 150-151, 168-173.