Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Экология (от греч. óikos — «жилище», «местопребывание», «убежище» и logos — «наука») — это наука, изучающая организацию и функционирование организмов и надорганизменных систем различных уровней (популяций, биоценозов, экосистем и биосферы в целом). Экологию также определяют как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

Содержание работы

1. Определение, история, предмет и задачи экологии………………………..3
2. Виды антропогенных воздействий на природу.
Воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду……………………………………………………………………………5
2.1. Воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду…………………………………………………………………...9
2.1.1. Источники загрязнения атмосферного воздуха…………………..10
2.1.2. Источники и виды загрязнений природной среды железнодорожным транспортом…………………………………..10
3. Пути использования бытовых отходов……………………………………...11
4. Список литературы и интернет ресурсов……………………………………18

Файлы: 1 файл

Экология..docx

— 76.91 Кб (Скачать файл)

Одним из основных загрязнителей  воды является нефть и нефтепродукты. Нефть может попадать в воду в  результате естественных ее выходов  в районах залегания. Но основные источники загрязнения связаны  с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и  промышленного сырья.

Среди продуктов промышленного  производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду и живые организмы занимают токсичные синтетические вещества. Они находят все более широкое  применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве. Уже в настоящее время недостаток пресной воды испытывают не только территории, которые природа обделила водными ресурсами, но и многие регионы, еще недавно считавшиеся благополучными в этом отношении. В настоящее время потребность в пресной воде не удовлетворяется у 20% городского и 75% сельского населения планеты.

Из-за увеличения масштабов  антропогенного воздействия (хозяйственной  деятельности человека), особенно в  последнее столетие, нарушается равновесие в биосфере, что может привести к необратимым процессам и  поставить вопрос о возможности  жизни на планете. Это связано  с развитием промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства  и других видов деятельности человека без учета возможностей биосферы Земли. Уже сейчас перед человечеством  встали серьезные экологические  проблемы, требующие незамедлительного  решения.

 

2.1. Воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду.

 

Любая железная дорога представляет собой отчужденную у природной  среды полосу, искусственно приспособленную  к движению поездов с заданными  техническими и экологическими показателями. Для экологической системы, для  природного ландшафта железная дорога является чужеродным элементом.  

 Чем плотнее сеть дорог,  тем выше интенсивность движения  по ним, тем большую озабоченность  проявляет общество в отношении  их воздействия на условия  человеческого обитания.   На долю железнодорожного транспорта приходится 80% грузооборота и 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования РФ. Такие  объёмы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов, и соответственно, выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Однако по абсолютному значению загрязнение на железнодорожном транспорте меньше чем автомобильное.

Снижение масштабов воздействия  железнодорожного транспорта на окружающую среду объясняется следующими причинами:

-низким удельным расходом топлива на единицу транспортной работы;

-широким применением электрической тяги (в этом случае выбросы загрязняющих веществ от подвижного состава отсутствуют);

-меньшим отчуждением земель под железные дороги по сравнению с автодорогами.

 

 

   Но несмотря  на перечисленные позитивные  моменты, влияние железнодорожного  транспорта на экологическую  обстановку весьма ощутимо. Оно  проявляется прежде загрязнением  воздушной среды, водной и земель  при строительстве и эксплуатации  железных дорог.   

 Главной задачей проектировщиков  является не преодоление противодействия  слепых сил природы, как это  считалось раньше, а поиск путей  согласования технических решений  с природными факторами. Необходимо  чтобы строительство дороги не  ухудшало качество среды обитания, воздействуя на неё.

 

2.1.1. Источники и виды загрязнений природной среды железнодорожным транспортом.

 

Протяженность железных дорог составляет 158 тысяч километров. Несмотря на то, что железнодорожный транспорт оказывает наименьшее влияние, особенно по сравнению с автомобильным, его доля в загрязнении окружающей природной среды остаётся высокой. Это происходит в результате выброса вредных веществ, как подвижного состава, так и многочисленных производственных и подсобных   предприятий, обслуживающих перевозочный процесс. При этом происходит существенное  загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы. Кроме того, железнодорожный транспорт создаёт шумовое, тепловое  загрязнение, наличие излучений среды обитания человека.

 

2.1.2. Источники загрязнения атмосферного воздуха.

 

 

   На железнодорожном  транспорте источниками выбросов  вредных веществ в атмосферу  являются объекты производственных  предприятий  и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные.

Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива  при его сгорании выделяются  различные количества вредных веществ. При  сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных  агрегатах выделяют с дымовыми газами, оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.

Приготовление в депо сухого песка  для локомотивов, его транспортировка  и загрузка в тепловозы сопровождается выделением воздушную среду пыли и газообразных веществ. Нанесение  лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в атмосферу паров  растворителей, аэрозоля краски. При  использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей, поступающие  в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, толуол, уайт-спирит, формальдегид  в концентрации от 10до 150 мг/м3

При обмывке подвижного состава  в   воздух выделятся пыль до 1,5-20 мг/м3, карбоната натрия – до 1,0-5,0 мг/м3.

Путевая техника, тепловозы при  сжигании топлива  с выхлопными газами выделяют (оксид серы, углерода, азота, альдегиды).

 

 

  1. Перечислить пути использования бытовых отходов

     Мы имеем один  экземпляр Вселенной

                                                                     И  не можем над ним экспериментировать.

 

                                              В.Л. Гинзбург.

  Каждый из нас выбрасывает  огромное количество мусора. Так, по среднестатистическим данным человек выбрасывает за год более 360 кг твёрдых

бытовых отходов. И это  только отходы, так сказать, индивидуального

потребителя. Сюда входят ни строительные, ни промышленные отходы. Причём мы выбрасываем мусор как организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), так и не организованно (куда попало). Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо как-то утилизировать.

 

  Утилизация мусора  – одна из важнейших проблем  современной цивилизации.

Особенно тяжело утилизировать  не организованно выброшенный мусор. Пока

человечество придумало  три принципиально разных пути утилизации мусора:

 

1. Организация  свалок.

2. Вторичное  использование отходов.

3. Сжигание  отходов.

 

Однако ни один из них  нельзя признать абсолютно приемлемым.

Вторичное использование  отходов – наиболее ресурсосберегающий путь, но не

всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Здесь

существует ряд проблем.

Первая проблема заключается в том, что прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать. Бумага, железяки, битое стекло – должно

находиться отдельно. Очевидно, рассортировать мусор, уже поступивший  на

свалку, практически невозможно – автоматов таких нет, а люди работают очень

медленно, да и вредно это  для их здоровья. Поэтому сортировать  мусор надо в

тот момент, когда его  выбрасывают. Значит, каждый человек  должен завести

отдельные вёдра  для пищевых  отходов, бумаги, пластмассы и т. д. Такой

подход приживается в  деревнях, но в городах подобные идеи внедрить трудно.

Хотя в некоторых зарубежных странах  на улицах уже появились  отдельные

контейнеры для разных типов мусора.

 

Вторая проблема – доставка мусора к месту переработки. Если мусора и

потребителей продуктов  его переработки много, то и заводов, способных

перерабатывать отходы такого типа, можно понастроить много. Тогда,

например, битое стекло, собранное  с окрестных свалок, будут  перерабатывать

на многочисленных стеклозаводах. А как быть с электрическими лампочками? В

каждой лампочке содержатся несколько десятков миллиграммов молибдена  и

вольфрама – редких и  ценных металлов. Вторичная переработка  этих металлов

требует высоких температур. Для поддержания высоких температур необходим

реактор большого объёма. Поэтому  в каждом городе завод, производящий

электролампочки, а соответственно, и перерабатывающий молибден и вольфрам, не построишь – произойдёт затаривание. Таким образом, чтобы утилизировать молибден и вольфрам, надо объехать все помойки, собрать на каждой несколько выброшенных лампочек  и везти их за тридевять земель. На всё это нужен бензин – тоже недёшево и не возобновляемое сырьё, выделяющее при сгорании токсичные  вещества. Вот это и получается, что вторичная переработка лампочек при всей её кажущейся привлекательности, занятие накладное. По той же причине не стоит организовывать централизованный сбор мусора для вторичного использования в деревнях и сёлах.

 

Третья проблема заключается в том, что мусор – сырьё принципиально

нестандартное, т.е. каждая новая партия мусора, поступившая на переработку,

будет заметно отличаться от предыдущей по целому ряду параметров. Поэтому

мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.

Таким образом, столь привлекательная, на первый взгляд, идея вторичного использования бытового мусора до сих пор почти не находит воплощения.

Исключение составляют пищевые  и растительные отходы на садовых  участках и в деревенских домах, которые компостируют, получая полезное удобрение.

Поэтому мусор приходится либо вывозить на свалки, либо сжигать.

 

Вывоз мусора на свалку – самый дешёвый, но при этом недальновидный способ его утилизации. Недальновидный он в первую очередь потому, что мусор

остаётся мусором. Свалки вокруг городов занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках, проникают в  подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами  по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде. Кроме того, в результате  процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы, которые также не освежают атмосферу вокруг свалки.

Некоторые продукты гниения  способны самовоспламенятся, поэтому  на свалках

регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается  сажа,

фенол, бенз-а-пирен и прочие ядовитые вещества.

Итак,  мусор сваливают  на поверхность земли или подвергают захоронению. Что хуже – неизвестно, поскольку, с одной стороны, захоронённый мусор не даёт пыли, разлетающейся вокруг свалки, и не так портит ландшафт, а с другой – он находится ближе к грунтовым водам. К тому же  захоронения мусора – процесс достаточно дорогостоящий. Оно эффективно в том случае, если надо обезвредить небольшое количество мусора.

Тем не менее свалки мусора могут оказаться полезными. Так, строительным

мусором засыпают овраги, ямы  и т.д. Поскольку основная часть  строительного

мусора по составу аналогична природным камням, большого ущерба природе

такое использование не наносит. На Западе существуют и уже осуществляются

проекты рекультивируемых  свалок. Во-первых, такие свалки дренируют, чтобы

не допустить проникновения  вод со свалки в подземные водоносные горизонты.

Во-вторых, их вентилируют, чтобы  не допустить образования горючих  и

ядовитых газов. Мусор  на свалку насыпают так, чтобы её поверхность  была

ровной.

Чтобы высвободить огромные площади, занимаемые свалками, возникла идея сжигания мусора: он должен превратиться в газообразные продукты, которые развеялись бы в воздухе и включились в естественный круговорот. Однако действительность отличается от идеи.

 

Во-первых, далеко не весь мусор горит. В частности, железо, содержащееся, например, в сломанных бытовых приборах. Многие горючие отходы при сгорании дают золу, масса которой может составлять несколько процентов от массы исходного мусора. Поэтому все шлаки, которые остаются после сгорания, всё равно приходится вывозить на свалки.

 

Во-вторых, мусор содержит много влаги и трудносгораемых материалов, поэтому горит плохо. Неполное сгорание мусора приводит к выбросу огромного

количества сажи и вредных  органических  соединений. Чтобы  подобные вещества не выделялись, температура сгорания мусора должна быть выше 1200 С, но при простом сгорании мусора температура редко превышает 800 С. Приходится либо не давать энергии сгорания мусора рассеиваться, либо специально подогревать горящий мусор. Есть проекты  по сжиганию мусора в расплавах солей, расплавленном железе и т.д. Были даже идеи добавлять мусор в доменные печи, что вряд ли улучшило бы качество получаемого чугуна. В любом случае сжигание мусора – процесс, требующий специальных мер безопасности.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"