Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:59, контрольная работа
Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология. Только знание объективных законов развития природных, техногенных и социальных процессов позволит поладить с природой и разрешить социальные конфликты.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Выдающиеся учёные и основные положения их учений……………………4
1.1 Зарождение основ экологии……………………………………………...4
1.2 Появление науки экологии……………………………………………..15
2 Современные учёные экологи. Направления исследований……………….19
2.1 Современное развитие учения о ноосфере
В.И. Вернадского……………………………………………………………..…23
2.2 Современная экологическая ситуация.
Причины и время ее возникновения…………….……………………………..28
Заключение……………………………………………………………………....34
Литература………………………………………………………………………36
Сегодня все более осознается, что переход к сбалансированному развитию требует преодоления существующих стереотипов и формирования новых подходов, принципов и способов деятельности, изменения ориентации образования, экологизации всех видов деятельности, вовлечения в этот процесс всех секторов общества и широких слоев населения.
Очевидно, что важнейшим условием продвижения по этому пути, особенно на его начальных этапах, становится широкая информированность, разработка и реализация информационных и образовательных программ для различных социальных и профессиональных групп населения. Такие программы должны быть направлены не только на распространение знаний, но и на формирование новой системы ценностей, на изменение мировоззрения, поведения, стиля и образа жизни.
Н.Н.Моисеев (1995) и В.П.Казначеев (1997) поднимают проблему социально-культурной активности и Большого Синтеза всей человеческой мысли прошлого и настоящего, отраженной в науке, искусстве, религии. Именно в этом можно проследить идею В.И.Вернадского об увеличении биогенной миграции, связанной с сознательной деятельностью человека. Ими делается вывод о том, что будущее цивилизации будет зависеть от того, насколько человек сможет отказаться от традиционных (доноосферных) форм поведения и соответствовать новым требованиям. А.И.Субетто (2001) делает из этого вывод о том, что образование, как система и основной механизм воспроизводства общественного интеллекта становится важнейшим механизмом ноосферогенеза и выживания человечества на рубеже ХХ и ХХI веков.
Представляется, что одним из ключевых условий перехода к ноосферному развитию становится подготовка специалистов новой формации, способных системно, стратегически мыслить, принимать системные межсекторальные решения, занимать активную гражданскую позицию и адекватно отвечать на вызовы времени. Потребность в таких специалистах остро ощущается уже сейчас, и будет возрастать в будущем. Отчасти с этим связано переименование в 2002 г. УМО университетов России по экологии в УМО по экологии и устойчивому развитию. В 2002 г в МГУ в рамках УМО проведена конференция «Образование для устойчивого развития».
Задача подготовки таких специалистов стоит перед университетами России, также как и перед другими образовательными учреждениями Европы и мира. В Повестке дня на 21 век (глава 36), принятой в Рио-де-Жанейро, особо подчеркивалось, что «Мировому сообществу нужна гибкая и способная к адаптации рабочая сила, готовая к решению все усложняющихся проблем развития и окружающей среды и к переменам в период перехода к устойчивому обществу... Для этого следует разработать специальные программы для выпускников школ и университетов, включить концепции развития и охраны окружающей среды во все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные проблемы. Особое внимание следует обратить на подготовку будущих руководителей».
По сути уже сегодня речь идет об умении оценивать и прогнозировать развитие социо(эко)систем, под которыми понимается: физико-географическая среда + биоценозы + население + экономика + культура. Такие системы представляют собой динамические саморазвивающиеся и саморегулирующиеся системы «человеческое общество-природа» или «человеческое общество-окружающая среда», динамическое равновесие в которых должно обеспечиваться общественным разумом. Различия в региональных социоэкосистемах связаны с особенностями регионального развития экономики и культуры. Существенное отличие глобальной социоэкосистемы от региональной связано со становлением на региональном уровне человеческих культур, пока еще не сложившихся в единую мировую материальную и духовную культуру. В связи с этим, по-видимому, бесперспективными являются попытки объявить начало ноосферного этапа развития человечества, привязав его к определенной дате.
В.И.Вернадский говорил, что ученый должен сочетать решение прикладных задач с интересом к фундаментальным проблемам науки. Много он успел сделать и для становления российской системы образования. Эту работу он начал проводить с 1917 г. будучи товарищем министра просвещения во Временном правительстве.
И сегодня становление российской государственности в условиях демократии и рынка сопровождается формированием новых взглядов на образование и развитие науки в стране. При этом мы спрашиваем себя: есть ли у нас общие цели и смысл развития (миссия); каковы критерии оценки ведущего университета начала XXI века и с кем мы себя сравниваем; где мы находимся; кто и как оценивает эффективность нашей работы и каковы наши корпоративные и конкурентные стратегии.
2.2 Современная экологическая ситуация. Причины и время ее возникновения
Человек чувствовал себя хозяином, владельцем необъятных природных богатств. Хотелось видеть обжитый мир, в котором царит удобный для нас порядок, а не дикость девственной природы. Сейчас же ситуация резко изменилась. "По оценке экологов, воздействие человеческого общества на природу сравнимо, по масштабам, с геологическими процессами, не доступными контролю человека". Казалось бы, о такой мощи мы и не мечтали, современная техника по своей сложности и эффективности превзошла все даже самые смелые ожидания предшествующих поколений. Но сегодня к чувству радости и гордости за силу человеческого разума невольно примешивается и разочарование, недоумение. Ибо процесс развития техники и воздействие общества с ее помощью на окружающую среду становится неуправляемым. Только сейчас люди заметили, что "замещение естественных элементов среды обитания человека искусственными ведет к необратимой деградации естественных элементов окружающей природы, которые являются жизненно важными для самого человека".
По вине человека исчезли многие виды животных и растений, нарушено естественное равновесие в экосистемах планеты, земли истощены, накопленные за миллиарды лет в недрах земли залежи полезных ископаемых на грани исчерпания, вода, воздух, земля отравлены... По словам А. Печчеи: "Сейчас уже поняли также и то, что в результате бесконтрольной человеческой деятельности жестоко пострадала некогда щедрая и обильная биологическая жизнь планеты, частично истреблены ее лучшие почвы, а ценные сельскохозяйственные земли все более застраиваются и покрываются асфальтом и бетоном дорог, что уже полностью использованы многие наиболее доступные минеральные богатства, что вызываемое человеком загрязнение можно теперь найти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне океана, и что теперь последствия этого отражаются даже на климате и других физических характеристиках планеты".
Теперь девственную природу можно найти лишь в заповедниках. Она стала редкостью, а потому стала ценностью. Никогда прежде человек не обладал такой мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить всю жизнь в частичной экологической системе или даже в глобальном масштабе. Кроме ущерба, нанесенного природе, к экологическим проблемам также следует отнести и неготовность человека жить в современном мире; то есть это проблемы не только внешних пределов человеческой деятельности, но и внутренних пределов физической и психологической способности человека приспособиться к современному ритму и способу жизни, к тем изменениям, которые сам человек внес в этот мир.
Наша западная цивилизация возникла из сочетания европейской науки, техники и капиталистического хозяйства. Господство идеалов потребления, приоритет экономической сферы над остальными сферами жизни, бэконовские установки на господство над природой с помощью научного знания, мощь современной техники, в том числе военной, огромный масштаб промышленного производства, в несколько раз возросшее, благодаря достижениям западной цивилизации, население планеты - все это явилось слишком большой нагрузкой на биосферу. Как пишет Н.Н. Моисеев, "...возможности существования на Земле человека ограничиваются очень узким диапазоном параметров биосферы. А мощность современной цивилизации такова, что она способна относительно легко вывести биосферу за эти опасные границы".
А.А. Горелов
отмечает, что "нынешний успех
человека в борьбе с природной
средой достигнут за счет
На возникновение
нашей так называемой
В то время, когда человек становится одним из основных факторов изменения природной среды, "...знание о природных процессах мы получаем ценой незнания места человека в этих процессах". Безличный характер науки частично ответственен за экологические трудности, поскольку такая наука неадекватно отражает современную ситуацию. Соответственно она не учитывала и возможные последствия применения современной мощной техники. Если раньше человек был вынужден приноравливаться к природной среде, не обладая достаточной силой для борьбы с ней, то теперь, по словам В.И. Вернадского, человек стал "решающей геологической силой планеты". Наличие такого мощного инструмента в человеческих руках, как современная техника, часто являлось причиной игнорирования природных закономерностей.
С приходом христианства идеалом стало аскетическое самоограничение, любовное отношение к окружающему миру в процессе хозяйствования. Мир воспринимался как храм Божий, в чем-то являющий собой образ Бога, подобно иконе. Как пишет Н.К. Гаврюшин в своей статье "Христианство и экология": "...благоговейное отношение к природе, творению Божию, необходимо предполагается как выражение благоговения к его Творцу. Этика "благоговения перед жизнью" не нуждалась в пространных обоснованиях Альберта Швейцера: она логически вытекала из христианской натурфилософии и догмата иконопочитания". Человек был поставлен Богом "владычествовать" над природным миром, но после грехопадения человек перестал быть хозяином, и хотя потенциально он им остался и когда-нибудь все-таки реализует эту потенцию, пока что он стал сам зависим от условий окружающей среды. Все, что ему остается, это "постоянное попечение о благобытии всей твари, возможное лишь при любви к каждому созданию".
Монастырские
хозяйства являют собой образцы
христианского отношения к
Таким образом, мы рассмотрели две крайние позиции. Но существуют и другие попытки объяснения причин, породивших современную экологическую ситуацию. Например, Д. Белл видит их в эпохе Ренессанса, поднявшей престиж практической деятельности и заложившей фундамент экспериментальных наук, Дж. Пассмор - в интеллектуальном перевороте, совершенном Френсисом Бэконом, связавшим познание с практической пользой, Т. Мак-Джин, а также и Д. Белл - в картезианской гносеологии, утвердившей активную роль разума. И.В. Круть и И.М. Забелин выделяют распространенные в древности два типа мифологии: экофильную, то есть в ней преобладает восхищение красотой природы, стремление к ее сохранению, гармоничному сосуществованию с ней (такая мифология характерна, например, для Китая, Индии), и экофобную, агрессивную, направленную на конфронтацию с природой (она характерна для цивилизаций Ближнего Востока, развивавшихся на стыках этнических и культурных миграций). Вообще это мнение очень распространено сейчас: восточные религии, такие как даосизм, индуизм, буддизм, многие другие языческие религии прошлого препятствовали активной преобразовательной деятельности человека; они же помешали развиться там экспериментальному естествознанию, разрушающему мир идеально.