Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:14, контрольная работа
Экологическое движение - система разнообразных по структуре, формам, организации, юридическому статусу и степени социализации течений и звень¬ев, предполагающая включенность людей в процесс общественно-полезной дея¬тельности по защите и восстановлению окружающей среды.
Правительства развитых стран активно поддерживают экопроизводство, так как оно способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению экспорта и помогает решить экономические и экологические проблемы. Сегодня 32 страны мира имеют полностью утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию, 9 стран занимаются внедрением стандартизации, 15 стран - разработкой таких стандартов [1]. Но мировой опыт показывает, что государство поддерживает тот или иной проект только тогда, когда он начинает приносить деньги, становится частью экономики. Показательна в этом плане история формирования и стандартизации рынка ЭЧП в США.
Идея экологически чистых продуктов родилась в США в 60-х годах. Изначально это была своего рода антикультура, протест против загрязнения планеты, злоупотребления природой. Продавцов и покупателей не понимали, считали помешанными на своем здоровье. Ассортимент ЭЧП был небольшим, цены очень высокими, купить их можно было в редких специализированных магазинах.
Но постепенно все больше людей начинали чувствовать, что обычные продукты не только не приносят пользу, но и могут навредить. Огромное количество консервантов и химии, содержавшихся в большинстве продуктов, приводило к болезням, снижению иммунитета. Так "зеленая волна" докатилась до потребительских масс. Люди обратили свои взоры на ЭЧП и начали заходить в органические магазины. Крупные супермаркеты и компании, ранее отвергавшие органику, увидели в ней огромный потенциал и прибыль.
Мелкие фермерские хозяйства, занимавшиеся выращиванием ЭЧП, стали расширяться и превращаться в крупные компании. И только в этот момент, когда крупный бизнес и государство почувствовали перспективы рынка ЭЧП, был поднят вопрос о его стандартизации, которая прошла следующие основные этапы:
- 1989-1990 годы - волна обострения
беспокойства о безопасности
продуктов питания привела к
идее создания единых
- 1990 год - создание ряда
государственных и публичных
организаций, призванных
- 1990-1997 годы - разработка единых Национальных Стандартов.
- 1997-1998 годы - Департамент
аграрной промышленности США
(ДАП) предлагает к публичному
обсуждению первый проект
- Май 1998 года - ДАП США
соглашается ввести запрет на
использование генетически
- Март - июнь 2000 года - обсуждается
окончательный вариант
- 21.04.2001-21.10.2002 - принятие и
внедрение Национальных
Внедрение стандартов
должно остановить
Содержание национальных американских стандартов на органику включает:
- запрет на использование
искусственно созданных
- запрет на применение генетически модификационных технологий;
- запрет на употребление стимуляторов роста и откорма, антибиотиков и гормональных препаратов, а также использование кормов, созданных не на основе органики.
Параллельно с началом
работы закона о Национальных
Стандартах была внедрена
Была принята четкая классификация ЭЧП, которую, на наш взгляд, целесообразно принять за основу и в России:
1. Natural Products (NP) - продукты, состоящие полностью или, по крайней мере, большей частью из ингредиентов природного происхождения, с минимальным количеством химических веществ, искусственных наполнителей и пр. Натуральные продукты включают в себя прежде всего Organic Products (OP). По-русски их правильнее будет называть "экологически чистые продукты". ЭЧП - это продукты, выращенные на специально очищенной земле, без применения химических препаратов, с использованием лишь естественных удобрений, таких как навоз, компост и др.
2. Functional Foods (FF) - это продукты с искусственным добавлением полезных веществ, повышающих защитные функции организма (например, апельсиновый сок с добавлением эхинацеи).
3. Nutraceuticals - это специальные добавки к пище, повышающие ее питательность, например, витамины. Они обязательно должны быть натурального происхождения. Большинство из них - экстракты из различных растений.
Следует также добавить, что органика - это не только продукты питания, а целый спектр товаров, таких как косметика, одежда, предметы гигиены, и они не могут соответствовать стандартам, разработанным в основном для пищевой индустрии. В настоящее время Торговая ассоциация США по органике занимается разработкой новых стандартов для этих групп товаров.
Сертификат должны получить все, кто принимает участие в выращивании, изготовлении и подготовке к продаже органической продукции. То есть это не только производители, но и люди, занимающиеся получением, доставкой, обработкой, упаковкой и хранением органики.
Внедрение стандартов положительно сказалось на всей экологической индустрии в США. Их наличие способствовало более свободному импорту и экспорту товаров, что принесло дополнительные средства в бюджет и позволило расширить рынок сбыта. Кроме того, потребители стали обращать меньше внимания на высокие цены на органику, так как теперь они могут быть уверены в том, что получают именно то, за что платят.
Индустрия ЭЧП превратилась в бизнес, приносящий хорошую прибыль. За последние 10 лет этот рынок увеличивался ежегодно на 20-25%. В 2002 году продажи ЭЧП составили 11,7 млрд долл., или 1,8% от общего объема рынка продуктов питания в США [2].
Ассортимент ЭЧП, представленный в обычных американских магазинах, составляет около 400 наименований. Индустрия органики предлагает альтернативу практически каждому продукту, представленному на традиционном рынке. Наиболее популярны следующие категории:
- кофе, чай, фрукты и овощи, представленные как в свежем, так и в обработанном виде; некоторые специи, сухофрукты и орехи;
- сезонные продукты - свежие
фрукты и овощи, пользующиеся
повышенным спросом в
- экологически чистые
заменители традиционных
- экологически чистые продукты для детей (детское питание, каши и т.д.);
- экологически чистые одежда и косметика.
Каждая группа ЭЧП
стремительно растет и
Основными каналами продаж ЭЧП в США являются специализированные магазины, традиционные магазины и сельскохозяйственные рынки.
Компания Whole Foods Market (WFM) создала самую крупную в США сеть розничной торговли органикой. В 2003 году объемы продаж компании достигли 2,4 млрд долл., а в 2004 году они должны достигнуть 4 млрд долл. Сегодня в сеть Whole Foods входит более 130 супермаркетов, предлагающих покупателям более 1200 наименований продукции только в четырех линиях собственных марок.
Таким образом, экологически чистое питание, развиваясь в США с 70-х годов как антипод фаст-фуда и поддержанное общественным мнением и государством, сегодня привлекает большой поток покупателей, с успехом завершив переход из первоначального формата частных лавочек и прямого сбыта в сети специализированных супермаркетов. Сегодня около 25% жителей США употребляют ЭЧП
Список литературы.