Круговорот фосфора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:34, реферат

Описание работы

Фосфор играет важную роль в жизнедеятельности растений и животных, его избыток или недостаток отражается на сельском хозяйстве любой страны и определяет многие жизненные функции человеческого организма. Этот химический элемент является наряду с углеродом, азотом и кислородом характерной элементарной частицей жизни, одним из составляющих биосферы. Фосфор в природе встречается во множестве форм и выполняет безграничное число сложных функций. В настоящее время окружающая среда активно исследуется в самых разных областях научной и профессиональной деятельности: агрономии, астрономии, бактериологии, биологии, экологии, ботанике, геологии, зоологии, вирусологии, ихтиологии, медицине, минералогии, океанологии и многих других. Большое число исследований посвящено изучению характеристик и свойств фосфора.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение человеческого фактора в решении проблем экологии 4
2. Схема круговорота и перемещения фосфора в окружающей среде 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат экология!.doc

— 6.14 Мб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

 

Реферат

 

Тема:  «Круговорот фосфора»

 

 

По дисциплине: Экология

                                             (наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. ОНГ-10-1         ____________                           /Холодов И.Д./                                  (подпись)                                                                 (Ф.И.О.)  

 

Проверил:        доцент                           ____________                         /Кремчеев Э.А./

                                        (должность)                                                    (подпись)                                                               (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Значение человеческого фактора в решении проблем экологии 4

2. Схема круговорота и перемещения фосфора в окружающей среде 10

Заключение 16

Список использованной литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Фосфор играет важную роль в жизнедеятельности растений и животных, его избыток или недостаток отражается на сельском хозяйстве любой страны и определяет многие жизненные функции человеческого организма. Этот химический элемент является наряду с углеродом, азотом и кислородом характерной элементарной частицей жизни, одним из составляющих биосферы.

Фосфор в природе встречается  во множестве форм и выполняет безграничное число сложных функций. В настоящее время окружающая среда активно исследуется в самых разных областях научной и профессиональной деятельности: агрономии, астрономии, бактериологии, биологии, экологии, ботанике, геологии, зоологии, вирусологии, ихтиологии, медицине, минералогии, океанологии и многих других. Большое число исследований посвящено изучению характеристик и свойств фосфора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение человеческого фактора в решении проблем экологии

 

В современном мире нерегулируемое развитие отношений человека с окружающей природой представляет опасность для существования  отдельных объектов, территорий, государств и всего человечества в целом.

Это объясняется тем, что человек тесно взаимосвязан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в противоположность от остальных организмов, эти отношения дошли до значительных масштабов и форм, что это может привести и  приводит к почти абсолютному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение нынешнего общества, что установило все человечество на грань экологической катастрофы.

Предотвратить стихийное развитие событий могут только знания о том, как ими распоряжаться и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», как минимум, большей частью общества, что вероятно лишь через общее экологическое образование людей, начиная со школьной скамьи и завершая вузом.

Экологические знания важны для каждого человека, для того чтобы осуществилась мечта многих поколений мыслителей об организации достойной человека среды, для чего необходимо возвести прекрасные города, сформировать до такой степени идеальные производительные силы, которые могли бы обеспечивать гармонию человека и природы. Но эта гармония неосуществима, если люди будут агрессивно настроены друг к другу и, тем более, если до сих пор идут войны на планете. Как правильно подметил американский эколог Б. Коммоиер в начале 1970-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом... и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми». [6]

Следовательно, экологические знания позволяют понять всю губительность войны и распрей между людьми, поскольку за этим скрывается не просто гибель отдельных людей и целых цивилизаций, но это повергнет человечество в экологическую катастрофу, что приведет его к гибели. Стало быть, главное из экологических условий существования человека и всей природы в целом -- это мирное существование на Земле. Собственно к этому и обязан  будет стараться стремиться экологически образованный человек.

Но несправедливо основывать всю экологию «вокруг» исключительно человека. В общем смысле экология возникла для решения задач исследования взаимодействия всего живого с неживой природой и организмов между собой. Человек -- это организм, и изолированность его от животных и растений дикой природы значительно действует на его здоровье. Домашние животные и растения не могут целиком заменить дикую природу. Трансформация, а тем более истребление этой природной среды, тянет за собой губительные результаты для жизни человека. Экологические знания дают возможность человеку убедиться в этом и принимать верное решение для охраны природы, в том числе и на уровне быта. Они дают возможность ему понять, что человек и природа -- это единое целое и мнения о господстве его над природой достаточно иллюзорны и тривиальны.

Экологически образованный человек не позволит стихийного взаимоотношения с окружающей его средой. Он будет вести борьбу, направленную против экологического невежества, а если в нашей стране таких людей станет больше, то они смогут обеспечить нормальную жизнь своим потомкам, окончательно став на защиту дикой природы от ненасытного наступления «дикой» цивилизации, реформируя и улучшая саму цивилизацию, находя оптимальные «экологически чистые» варианты отношения природы и общества.

В истории создания природоохранной концепции выделяется несколько последовательных этапов: видовая и заповедная охрана природы -- поресурсная охрана -- охрана природы -- рациональное использование природных ресурсов -- охрана среды обитания человека -- охрана окружающей природной среды. Соответственно расширяется и углубляется собственно понятие природоохранной деятельности.

Охрана природы -- это совокупность государственных и общественных мероприятий, которые направлены на сохранение атмосферы, растительного и животного мира, почв, вод и земных недр.

Интенсивное использование природных богатств приводит к необходимости нового вида природоохранной деятельности -- рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны содержатся в самом процессе хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.[3]

На границе 1950-х гг. XX в. возникла еще другая форма охраны -- это охрана среды обитания человека. Это понятие близко по своему значению к охране природы, но в центр внимания ставится человек и охрана и создание таких природных условий, которые более подходяще для жизни, здоровья и благосостояния человека.

Охрана окружающей природной среды -- это одна из новых форм во взаимоотношениях человека и природы, созданная в нынешних условиях, она представляет собой систему государственных и общественных мер (экономических, технологических,  административно-правовых, международных, просветительных), которые направлены на гармоничное взаимоотношение общества и природы, оставление и воспроизводство функционирующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя существующих и будущих поколений.

В настоящее время часть употребляется термин «защита окружающей природной среды». Весьма близок по составу и объему к этому понятию установленный некоторыми авторами термин «охрана биосферы». Охрана биосферы -- это система процедур, которые проводятся на государственном и международном уровнях и направлены на ликвидацию отрицательного антропогенного или стихийного воздействия на функционально связанные между собой блоки биосферы (атмосферу, гидросферу, почвенный покров, литосферу, сферу органической жизни), на поддержку сформировавшейся эволюционно ее организованности и снабжения естественного функционирования.

Охрана окружающей природной среды достаточно тесно объединена с природопользованием, одной из областей прикладной экологии. Природопользование -- это общественно-производственная деятельность, которая направлена на удовлетворение материальных и культурных нужд общества путем применения разнообразных видов природных ресурсов и природных условий.[2]

По Н. Ф. Реймерсу, природопользование состоит из:

а) охраны, возобновления и воспроизводства природных ресурсов, их добычи и переработки;

б) использования и охраны природных условий среды обитания человека;

в) сохранения, восстановления и рационального изменения экологического равновесия природных систем;

г) регуляции воспроизведения человека и численности людей на планете.

Природопользование бывает нерациональное и рациональное. Нерациональное природопользование не заботится о сохранении природно-ресурсного потенциала планеты, приводит к оскудению и порче качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, дисбалансом экологического равновесия и нарушением экосистем. Рациональное природопользование - это комплексное научно-обоснованное употребление природных ресурсов, которое сопровождается предельно вероятным сохранением природно-ресурсного потенциала, при наименьшем разрушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.[5]

По Ю. Одуму, рациональное природопользование имеет двойственную цель:

- обеспечивать такое состояние окружающей среды, удовлетворяющее материальные потребности и требования эстетики и отдыха;

- обеспечивать вероятность постоянного получения урожая полезных растений, воспроизводство животных и многообразных материалов с помощью установления сбалансированного цикла употребления и возобновления.

В настоящее время вопросы охраны окружающей природной среды порождают новое понятие -- экологическая безопасность, под которой подразумевается состояние защищенности жизненно значимых экологических интересов человека и его прав на благоприятную и безопасную окружающую природную среду.

Научным ядром всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности человечества и рациональному природопользованию предназначается теоретическая экология, важнейшие принципы которой направлены на сохранение гомеостаза экосистем и на поддержание экзистенционного потенциала.

Нерациональное природопользование, в конце концов, приведет к экологической катастрофе, а экологически сбалансированное природопользование создаст предпосылки для выхода из нее.

Недопущение экологической катастрофы -- основная научная и практическая проблема человечества. Над решением этой проблемы трудятся  ученые, политики, специалисты-практики во разных странах мира. Задача содержится в разработке комплекса верных антикризисных мер, которые позволят активно действовать против дальнейшего разрушения природной среды и выйти на постоянное развитие общества. Стремление решения данной проблемы только какими-либо одним средством, к примеру, технологическим (установка очистных сооружений, безотходных производств и т. д.), принципиально неверно и не приведет к нужным результатам. Преодолевание экологических проблем может быть только при условии согласованного развития окружающей природы и человека, отмены антагонизма между ними. Это может быть достижимо только на основе осуществления «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» (Жданов, 1995), на линии постоянного развития общества (конференция ООН, Рио-де-Жанейро, 1992 г.), комплексного подхода к решению экологических проблем.

Наиболее важным принципом, или правилом охраны окружающей среды, считается следующий: всеобщий исходный природно-ресурсный потенциал в период исторического развития постоянно иссякает, что призывает человечество к  научно-техническому совершенствованию, которое  направлено на более обширное и глубокое использование этого потенциала.

Из данного закона вытекает второй основной принцип охраны окружающей природы и среды обитания человека: «экологичное -- экономично», то есть чем бережнее подход к природным ресурсам и среде жизни, тем незначительнее требуется энергетических и иных затрат. Возобновление природно-ресурсного потенциала и стремления на его выполнение должны быть соразмерены с экономическими итогами эксплуатации природы.

Другое одно из важных экологических правил, это то, что все элементы природной среды (атмосфера, вода, почва и другие) сохранять необходимо не по отдельности, а в целом, как целостные природные экосистемы биосферы. Исключительно при таком экологическом подходе, вероятно, сохранить целостность ландшафтов, недр, видов животных и растений.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» важнейшими принципами охраны окружающей природной среды являются следующие:

- главенство охраны жизни и здоровья человека;

- научно-обоснованное соединение экологических и экономических интересов;

- рациональное и не истощительное применение природных ресурсов;

- платность природопользования.

 

 

2. Схема круговорота и перемещения фосфора в окружающей среде

Информация о работе Круговорот фосфора