Лесопользование в республике Коми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

В Республике Коми лесные ресурсы занимают ведущее место в числе других биоресурсов. Здесь леса на обширных пространствах выполняют биосферные, средообразующие и природоохранные функции, являются объектом хозяйственного освоения как источник древесины и недревесных продуктов.

Файлы: 1 файл

реферат.rtf

— 120.89 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сыктывкарский государственный университет

Факультет управления

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Экологический менеджмент

 

 

 

 

Выполнил: студентка 431 гр.

Болдырева Д.А.

Сыктывкар 2009

 

1. Лесопользование в республике Коми

 

1.1 Системы лесохозяйственных мероприятий как основа устойчивого и неистощительного лесопользования в республике Коми

 

В Республике Коми лесные ресурсы занимают ведущее место в числе других биоресурсов. Здесь леса на обширных пространствах выполняют биосферные, средообразующие и природоохранные функции, являются объектом хозяйственного освоения как источник древесины и недревесных продуктов.

В отдельных регионах России для организации и рационального ведения лесного хозяйства разработаны лесоводственные системы, включающие научно обоснованные и апробированные рекомендации по рубкам леса, естественному и искусственному лесовосстановлению, рубкам ухода, мероприятиям, направленным на повышение повышению продуктивности леса, подсочке, побочным пользованиям. Главной целью лесоводственных систем является обеспечение принципа непрерывного и неистощительного лесопользования.

Для европейского Севера общие положения систем лесохозяйственных мероприятий разработаны применительно к территории Архангельской, Вологодской, Мурманской областей и Республики Коми. Детальное изложение системы лесохозяйственных мероприятий приведено для Архангельской области.

В Республике Коми дифференцированные лесоводственные системы разрабатываются с 1993 г. На сегодняшний день проект включает защитную притундровую, защитную горную и таежную лесоэксплуатационную лесоводственные системы. Последние включают рекомендации по рубкам леса, лесовосстановлению, рубкам ухода дифференцированно по подзонам таежной зоны, группам леса, основным лесообразующим породам и группам типов леса. Проект разработан в соответствии с основами лесного законодательства, действующими правилами и нормативами проведения лесохозяйственных работ в северных лесах. При разработке проекта использованы результаты многолетних лесоэкологических исследований, выполненных Институтом биологии Коми НЦ УрО РАН экспедиционным и стационарным методами. Все это позволяет рассматривать предложенный проект в качестве научных основ ведения лесного хозяйства в Республике Коми, обеспечивающих рациональное, непрерывное и неистощительное лесопользование в восточных районах Европейского Севера России.

Дальнейшее развитие проекта предполагает разработку региональных рекомендаций по гидромелиорации лесных земель, обоснование комплекса других мероприятий по повышению продуктивности лесов и многостороннему использованию продуктов леса и его полезных свойств. Проводится согласование лесоводственных систем Республики Коми с основными положениями Программы по биологическому разнообразию лесных экосистем России, предложенной на Всероссийском совещании “Биологическое разнообразие лесных экосистем”(Москва, 2007). Практическая реализация разработанных в Институте биологии Коми НЦ УрО РАН рекомендаций могла бы способствовать обеспечению устойчивого использования лесных ресурсов и сохранению и воспроизводству биоразнообразия в регионе.

 

1.2 Информационное обеспечение устойчивого лесоуправления и лесопользования в Республике Коми

 

Исторически российская информационная система лесного хозяйства была разработана для выполнения задачи устойчивой заготовки древесины. Смена подходов к лесоуправлению и лесопользованию требуют пересмотра принципов организации их информационного обеспечения.

Планы, решения по сбережению и рациональному использованию лесных ресурсов и связанному с ними бизнесу часто противоречивы, принимаются в обстановке столкновения интересов и с высокой степенью неопределенности. В действительности, большинство сложностей по управлению лесными ресурсами являются информационной проблемой. Отчасти эта проблема связана с тем, что практически вся информация о лесном фонде пространственно ориентирована и без совместного использования картографических и описательных данных ее анализ затруднен.

В практике лесоустройства информационные системы уже нашли свое применение. Внедряются они и для решения задач обеспечения текущей деятельности лесной службы, тогда как задачи перспективного планирования и обоснования различных решений и мероприятий в лесном хозяйстве и лесопользовании методически и информационно не обеспечены.

Проблемы информационного обеспечения:

- несогласованность работ по лесоустройству при создании первичной информации о лесном фонде и, как следствие, отсутствие единого подхода к информатизации;

- отсутствие системы подготовки специалистов - пользователей информационных систем для органов лесного хозяйства и лесопользователей;

- отсутствие информационного обеспечения задач перспективного планирования и обоснования различных решений и мероприятий в лесном хозяйстве;

- низкая достоверность лесоустроительной информации и данных учета лесного фонда для принятия обоснованных управленческих решений;

- не используется сценарный подход и методы моделирования для обоснования решений;

- невостребованность информации со стороны лесопользователей и инвесторов.

Важно выделить, что основной проблемой при использовании информации является ее невостребованность со стороны лесопользователей и инвесторов в Республике Коми. Лесозаготовители по-прежнему не знают, где они рубят, что они рубят и какие затраты при этом несут, не говоря уже о перспективном планировании развития лесосырьевой базы и ее транспортного освоения. Руководители лесных компаний, органы управления лесной промышленностью и лесным хозяйством, потенциальные инвесторы не владеют точными и обоснованными данными об экономически доступных лесных ресурсах и возможностях их освоения.

Вместе с тем Агентство лесного хозяйства по РК, лесоустроительные предприятия, ГУ «ТФИ РК», природоохранные организации, научные организации в процессе своей деятельности формируют информационные ресурсы лесной и лесохозяйственной тематики, характеризующие экологическое состояние лесов, таксационные характеристики лесного фонда, транспортное освоение лесных территорий, размещение арендных участков и т.п.

Существующие информационные ресурсы лесной и лесохозяйственной тематики в Республике Коми:

1. Повыдельный банк данных Автоматизированной системы управления лесными ресурсами (АСУ ЛР) и производные расчеты. В республике создан и ежегодно обновляется по результатам учета лесного фонда повыдельный банк данных АСУ ЛР. При работе с АСУ ЛР за многие годы в системе баз данных сосредоточен огромный объем информации, накоплен опыт ведения банка данных на всех уровнях хозяйствования (лесхоз, управление лесами), отработан механизм сбора информации и движения информационных потоков. Комплекс задач АСУ ЛР разрабатывался, начиная с 1983 года, естественно с этого времени изменились подходы к такого рода СУБД и требования к представлению данных. Исходя из этого, для повышения эффективности работы с данными, удобной визуализации, совмещения с цифровыми лесными картами, повышения аналитических функций АСУ ЛР есть необходимость перевести банк данных на современную платформу управления базами данных.

2. Картографический банк данных по лесным ресурсам (включая топографическую информацию) в разрезе лесных кварталов, совмещенный с поквартальной базой данных.

3. Цифровые лесоустроительные планы и карты по отдельным лесхозам. В настоящее время цифровые повыдельные карты созданы на 11 из 33 лесхозов Республики Коми. Для представления детальной картографической информации по лесам республики и совмещения ее с повыдельным банком данных, а также для применения технологий GPS необходимо ускорить создание цифровых повыдельных карт по лесхозам.

4. Цифровая карта и база данных арендных участков лесного фонда, содержащие сведения об арендаторах.

5. Актуализированная по данным космической съемки цифровая карта дорожной сети в лесном фонде.

6. Цифровая карта и база данных особо охраняемых природных территорий Республики Коми. Сведения о защитных участках леса и лесах I группы.

7. Цифровая карта, характеризующая расположение малонарушенных (девственных) лесов на территории региона по результатам инвентаризации, проводимой Фондом «Серебряная тайга» и Северным лесоустроительным предприятием.

8. Сведения о производственной инфраструктуре (трубопроводы, инженерные коммуникации, электроснабжение и т.д.).

9. Сведения о других видах природных ресурсов и природопользования (цифровые картографические материалы и базы данных в составе информационных ресурсов Автоматизированной геоинформационной кадастровой системы Республики Коми).

В рамках Автоматизированной геоинформационной кадастровой системы Республики Коми (АГИКС РК) ведется подсистема «Лесные ресурсы и лесопользование», которая призвана интегрировать все существующие информационные ресурсы лесной тематики в единую информационную систему с привлечением информации из других ресурсных подсистем и смежных отраслей, информации от арендаторов лесного фонда, данных мониторинга и т.д. Также обеспечивается межведомственное информационное взаимодействие и доступ пользователей к информации.

В настоящий момент в рамках АГИКС РК информационная система по лесным ресурсам и лесопользованию имеет две составляющие: информационно-справочную, позволяющую оперативно получать доступ к необходимым картографическим и описательным данным; и аналитическую, позволяющую на основании существующих данных выполнять необходимый анализ и принимать соответствующие решения.

Необходимость применения и совершенствования информационной системы по лесным ресурсам и лесопользованию связана с требованием оперативного решения поставленных задач по управлению лесами, непрерывного отслеживания изменений, происходящих в лесном фонде, с одновременным усилением контроля за состоянием и использованием лесного фонда, повышением эффективности ведения лесного хозяйства и лесопользования.

Некоторые задачи, решаемые ГУ «ТФИ РК» с применением информационной системы по лесным ресурсам и лесопользованию:

1. Анализ лесосырьевой базы существующих лесозаготовительных производств.

2. Обоснование целесообразности лесозаготовок и размещения лесозаготовительных производств.

3. Оценка доступности и качества лесных ресурсов. Определение доступных древесных ресурсов в составе эксплуатационных лесов.

4. Выбор участков лесного фонда для перспективного освоения.

5. Создание тематических карт по лесным ресурсам, демонстрирующих различные подходы к лесопользованию.

6. Мониторинг изменений в лесном фонде и контроль за лесопользованием с применением данных космической съемки.

7. Перспективное и оперативное планирование подъездных путей к лесоразработкам.

8. Планирование развития транспортной сети и доступа к сопутствующим трассе лесным и другим природным ресурсам.

В настоящее время ГУ «ТФИ РК» проводит активную работу по вовлечению информационных ресурсов в деятельность Агентства лесного хозяйства по РК и Департамента лесного комплекса Министерства промышленности и энергетики РК. С этими ведомствами заключены соглашения об информационном взаимодействии, предусматривающие информационный обмен в рамках АГИКС РК.

Еще раз стоит отметить, что главной целью внедрения информационных систем в практику управления региональным лесным хозяйством и лесопользованием является обеспечение органов управления всех уровней, предприятий и организаций достоверной информацией о состоянии, динамике и экономической оценке лесных ресурсов для принятия оптимальных решений по распоряжению, владению и пользованию лесными ресурсами на территории Республики Коми. В основу решений должен быть положен сценарий или модель развития лесной территории, основанные на актуальной лесотаксационной и картографической информации о лесном фонде.

И, по-видимому, в изменившихся условиях хозяйствования лесная служба не должна рассматриваться только как орган, определяющий «наилучшие» способы управления лесами. Территориальному органу управления лесным хозяйством целесообразнее предоставить функции службы, прогнозирующей результаты и последствия применения различных подходов к управлению.

 

2. Принципы лесопользования на предприятии "Нойзидлер"

 

В свое время в Республике Коми очень гордились тем, что каждый третий учебник такой огромной страны, как Советский Союз, был напечатан на бумаге Сыктывкарского лесопромышленного комбината. В смутные годы-конец 80х-начало 90х,-как и большинство отечественных предприятий, комбинат сбросил обороты, сократив объемы производства на 40%… Исчезло Министерство лесной промышленности, а вместе с ним и государственное финансирование ЛПК-предприятие находилось на грани развала. Но в 1993г. ЛПК акционировался, принял программу модернизации и развития производства, к 1997г. практически полностью изменил ассортимент и вернул утраченные объемы производства. …Как вдруг российским предприятием всерьез заинтересовались австрийцы.

Акционерное общество Neusiedler ("Нойзидлер")-дочернее предприятие компании Mondi Europe, составляющей вместе с Mondi South Africa лесопромышленное подразделение крупной транснациональной корпорации AngloAmerican plc.

Информация о работе Лесопользование в республике Коми