Лесопользование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность и т. д. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.
Экологическое право систематически использует понятие лесного фонда. Что это такое? Понятие самого леса дается в главе 1 этой темы. В ЛК РФ предусматривается поня

Файлы: 1 файл

эКОЛОГИЯ ГОТОВАЯ К ПЕРЕПИСКЕ.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

1.ПОНЯТИЕ ЛЕСНОГО  ФОНДА

Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, древесно-кустарниковая  растительность и т. д. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Экологическое право  систематически использует понятие  лесного фонда. Что это такое? Понятие самого леса дается в главе 1 этой темы. В ЛК РФ предусматривается  понятие лесного фонда. Это все  леса, за исключением лесов, расположенных  на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного  фонда, не покрытые лесной растительностью.

Границы лесного  фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Участки лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью  лесохозяйственных знаков и указаны  в планово-картографических материалах. Включение земель в состав лесного  фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с лесным и земельным  законодательством России.

Лесной фонд находится  в федеральной собственности. На основании федерального закона может  допускаться передача части лесного  фонда в собственность субъекта Российской Федерации. Граждане имеют  право свободно и бесплатно пребывать  в лесном фонде, собирать для собственных  нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные  растения, охотиться. Однако это может  быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации в интересах  пожарной безопасности лесов или  ведения орехово-промыслового, лесоплодового  либо лесосеменного хозяйства.

Участки лесного  фонда предоставляются гражданам  и юридическим лицам на следующих  правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

На землях лесного  фонда могут осуществляться различные  виды лесопользования: заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших  листьев; проведение научно-исследовательской  работы, культурно-оздоровительных, туристических  и спортивных мероприятий.

Лесопользователи вправе получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; осуществлять пользование лесным фондом в пределах, установленных договором аренды, безвозмездного пользования, концессии, а также лесорубочного билета, ордера и лесного билета, возводить на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом и обусловленные в документах.

Особенности и виды использования участков лесного  фонда при осуществлении определенных видов лесопользования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами России, а также  законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации.

Требования к  использованию лесного фонда

Учитывая понимание  леса как совокупности лесной растительности, земли и других компонентов окружающей природной среды, основные требования к использованию лесного фонда  совпадают с требованиями к лесопользованию.

Основные требования сводятся к следующему:

обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;

сохранение и  усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;

установление порядка  лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;

платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования  на основе единой технической политики, использования передового опыта;

воспроизводство, улучшение породного состава  и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;

сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного  и природного наследия.

Таким образом, экологические  требования составляют основную часть  требований к использованию лесного  фонда.

2,Понятие права лесопользования  (субъект, объект, права и обязанности лесопользователей).

Лесной фонд предоставляется  гражданам и юридическим лицам  в пользование на условиях и в порядке, установленных лесным законодательством.

Право лесопользования - это система правовых норм, регулирующих порядок и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей.

Право лесопользования как  субъективное право представляет собой  принадлежащие субъекту права и обязанности, возникающие в связи с предоставлением лесов в пользование.

Объектами права лесопользования являются обособленные участки лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд, предоставленные для использования в установленном порядке. Границы таких участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Субъектами права лесопользования являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд. К числу основных субъектов права лесопользования относятся лесопромышленные предприятия, охотничьи, заготовительные, сельскохозяйственные организации и др.

Необходимо различать лесопользователей и участников лесных отношений. Круг последних значительно шире: участниками лесных отношений помимо граждан и юридических лиц являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (от их имени выступают соответствующие государственные и муниципальные органы).

  1. Виды права лесопользования. В ст. 80 ЛК содержится перечень видов права лесопользования. Четкое определение видов права лесопользования, отражающих природно-экономическую сущность леса как объекта природы, дает возможность закрепить в лесном законодательстве такие требования, которые обеспечивают действительно рациональное использование всех лесных ресурсов и их охрану. Содержание права пользования лесом не ограничивается лишь правовым регулированием деятельности, связанной с потреблением сырьевых ресурсов лесов. Примером тому являются такие виды права лесопользования, как пользование лесом для научно-исследовательских и культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. 
    Лесной кодекс не выделяет какого-либо приоритетного вида права лесопользования. Ценность произрастающих лесов определяется не только имеющимися в них запасами древесины, но и всем комплексом выполняемых лесом функций, в том числе экологических: водоохран-ных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических, рекреационных и др. В основу классификации видов права лесопользования по действующему законодательству положена роль лесов, используемых в качестве ресурса природы. Эта роль выражается в значении лесов как источника древесины, ресурсов иного растительного происхождения и иных специфических полезных свойств (рекреационная роль лесов и др.). 
    Права и обязанности лесопользователей. В ст. 82 ЛК сформулированы права лесопользователей при осуществлении ими лесопользования. Так, лесопользователи имеют право: получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; пользоваться лесным фондом в установленных пределах; возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке; иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства. Эти права имеют общий характер и они конкретизируются в зависимости от вида лесопользования. 
    Конкретные права лесопользователя фиксируются в лицензии, лесорубочном билете, ордере, лесном билете. В этих документах определены объем, сроки и виды пользования лесом, которые разрешены лесопользователю. 
    Обязанности лесопользователей перечислены в ст. 83 ЛК. На лесопользователей возлагается следующий круг общих обязанностей, которые, как и права, конкретизируются в зависимости от вида лесопользования. Характер обязанностей, возлагаемых на лесопользователей, различен. Одна из главных обязанностей — соблюдение требований законодательства и условий, на которых они пользуются лесом. Так, они обязаны пользоваться участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством РФ и соблюдать условия договоров аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета. 
    Лесной кодекс предусматривает обязанности, выполнение которых должно обеспечить охрану лесов, других природных объектов, на которые эксплуатация лесов оказывает негативное воздействие, и сохранение всей окружающей среды. Лесопользователи должны: не наносить вред здоровью граждан, окружающей природной среде; вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; соблюдать на предоставленных им в пользование участках лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение; не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; очищать лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины. 
    3,4 Основания возникновения, изменения и прекращения права лесопользования. Основания возникновения права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, закреплены в ст. 23 ЛК. 
    Право пользования участками лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд,возникают:из актов государственных органов; из договоров; из судебныхрешений ;по иным основаниям ,предусмотренным ЛК.

Право пользования участками лесного  фонда, за исключением публичного лесного  сервитута, возникает с момента  государственной регистрации договоров  аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда  и концессии участка лесного  фонда; подписания протокола о результатах  лесного аукциона; получения лесорубочного  билета, ордера или лесного билета. 
Лесной кодекс предоставляет лесопользователю право ограниченного распоряжения правом лесопользования. Так, лесопользователь в случаях и на условиях, определенных лесным законодательством РФ, вправе с согласия собственника передать право пользования участком лесного фонда или участком леса, не входящего в лесной фонд, лицу, не являющемуся его правопреемником, в соответствии с договором. В случае смерти гражданина-лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица-лесопользователя право лесопользования переходит к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица в установленном законодательством РФ порядке. 
Право пользования участком лесного фонда и участком леса, не входящего в лесной фонд, может переходить только к одному лицу при условии сохранения цели использования этих участков, наличия у правопреемника средств для их осуществления, а при необходимости и лицензии на соответствующую деятельность. Переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет. 
Запрещается переход от одного лица к другому права пользования участком лесного фонда, предоставленным в пользование в соответствии с договором концессии участка лесного фонда. 
Право пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд, может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан. 
Право пользования участками лесного фонда может быть ограничено или приостановлено решениями Минприроды России или его территориальных органов в случаях нарушения лесопользователем требований лесного законодательства или невыполнения лесопользователем условий лесорубочного билета, ордера, лесного билета. Если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничение либо приостановление права пользования участками лесного фонда, устранены, это право восстанавливается в полном объеме. 
Порядок ограничения и приостановления права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, определяется законодательством РФ. Ограничение или приостановление права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушения лесного законодательства РФ. 
В случае несогласия лесопользователя с решением об ограничении или о приостановлении его права пользования участком лесного фонда лесопользователь может обжаловать это решение в судебном порядке. 
Основания прекращения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд, установлены в ст. 28 ЛК. Право пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд, прекращаются при отказе лесопользователя от права пользования, по истечении срока пользования, при прекращении деятельности юридического лица — лесопользователя и в иных случаях, предусмотренных ЛК и законодательством РФ. 
Принудительное прекращение права пользования участком лесного фонда и участком леса, не входящего в лесной фонд, возможно только в случаях: 
систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства РФ; 
аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер; 
систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесопользователем платежей за пользование лесным фондом; 
нарушения лесопользователем правил пользования участками лесного фонда или не входящего в лесной фонд лесом или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом; 
невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах; 
изъятия участков лесного фонда и не входящего в лесной фонд леса для государственных нужд. 
Прекращение права лесопользования не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства РФ. 
Право пользования участками лесного фонда прекращается в результате расторжения договоров аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета. При отказе лесопользователя от права пользования участком лесного фонда это право прекращается на основании заявления лесопользователя в письменной форме. 
Право пользования участками лесного фонда прекращается в принудительном порядке территориальными органами Минприроды России с уведомлением в письменной форме об этом лесопользователя и органа исполнительной власти субъекта Федерации. Порядок прекращения прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, определяется законодательством РФ. Нарушенное или оспариваемое право лесопользования защищается в судебном порядке.

Правовые меры охраны лесов.

Предусмотренная лесным законодательством  система мер, направленных на организацию рационального использования и воспроизводство лесов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожаров, вредителей и болезней, образует понятие правовой охраны лесов.

Охрана и защита лесов  осуществляется лесхозами, государственной  лесной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Она проводится наземными и авиационными методами.

Экологические требования и  меры, входящие в содержание правовой охраны лесов, адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хозяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учреждениям, деятельность которых оказывает влияние на состояние лесов.

К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемых с целью охраны и защиты лесов, относятся учет и  ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осуществление  государственных федеральных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов

Первостепенное  значение для охраны лесов имеют  основные требования, предъявляемые  к ведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организации рационального и целевого его использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и правил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству территории лесного фонда. Они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса  

 

В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления  деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов организована специальная служба - государственная лесная охрана. Она наделена полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности

 

ЗАДАЧА

Статья 24. Отказ в государственной  регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы

Информация о работе Лесопользование