Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 21:22, контрольная работа
Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций, и сообществ.
На определённом этапе развития наших представлений о природе произошло идейное сближение экологии с другими биологическими, да и не только биологическими, науками. Особенно тесные связи установились между экологией и физиологией. В результате выделилось и успешно развивается новое направление – экологическая физиология.
РАЗДЕЛ 4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРОРОДООХРАННОЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ.
Международные природоохранные организации играют огромную роль на данном этапе развития общества. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в окружающей среде, они были призваны защитить природу и, по существу, должны спасти, прежде всего, самого человека.
В современном мире существует огромное количество различных организаций, объединений, форумов, которые ставят перед собой цель защитить природу.
Проблема защиты окружающей среды приобретает приоритетный характер в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу развития, разумному с природоохранительной и гуманистической точки зрения, зависит сохранение жизни на земле. Современное поколение становится свидетелем и непосредственным участником пересмотра всей системы ценностей нашего бытия и формирования нового экологического мировоззрения, экологической этики. Лишь на основе переориентации человеческого сознания на экологические установки возможно создание экономических и политических условий для обеспечения экологически стабильного развития. При отсутствии экологического подхода к развитию и приоритета экологических императивов никакие технические достижения не приведут к уменьшению экологической напряжённости.
Экологические проблемы сегодняшнего дня не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развитья, ориентированный на достижение экономического прогресса. Рост экономического производства рассматривался как единственное средство удовлетворения интересов и жизненных потребностей населения. До недавнего времени тенденции экономического развития определяли линии поведения в сфере экологии, способствуя негативным изменениям в окружающей среде.
Сначала меры по защите природы были внутренним делом каждого государства, создавались специальные органы: комитет по охране окружающей среды (ФРГ), Министерство по охране окружающей среды (Великобритания, Франция), Агентство по защите окружающей среды (США). По мере увеличения угрозы безопасности биосферы и осознания того, что природа не знает границ, оживляется международная природоохранная деятельность.
В 1948г. по инициативе ЮНЕСКО был создан международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы. Участники: более 952 члена из 139 стран мира (74 правительства, 111 правительственных организаций, 731 НПО, 36 ассоциированных членов, не имеющих права голоса). Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций.
В 1971 году Юнеско принята специальная программа «Человек и биосфера» (МАЕ). Участники: 110 государств-членов ЮНЕСКО. Цели: проведение междисциплинарных исследований, подготовка специалистов в области управления природными ресурсами; выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методологии рационального исследования ресурсов; оказание помощи в планировании и реализации научных проектов и образовательных программ. Основная деятельность: подготовка и выполнение проектов по главным проблемным направлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экосистем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социально-культурного и этнического подходов при освоении земель, формирование политики землепользования); создание и управление сетью биосферных заповедников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.
ЮНЕСКО является и организатором международного сотрудничества в экологическом образовании.
В мире действует ряд заключённых Договоров и Программ по охране окружающей среды. В 1982г. была принята конвенция ООН по морскому праву, где обеспечивались меры по защите и сохранению морской среды, мирового океана и его ресурсов.
Необходимость уделять внимание охране окружающей среды сегодня признана большинством правительств мира. Этому способствовала деятельность международных организаций выступающих под эгидой ООН (к которым относится и ЮНЕСКО), в первую очередь созданной в декабре 1972г. Генеральной Ассамблеей Программы ООН по окружающей среде – ЮНЕП. ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде. Участники: государства-члены ООН (58 государств-членов Совета). Цели: предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально-экономической выгоды, привлечение дополнительных финансовых средств для технической помощи, образования и профессиональной подготовки. Основная деятельность: осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьбы с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, химических веществ и опасных отходов.
Большую роль в разработке международным сообществом стратегии достижения экологической безопасности играет Римский клуб. Это неправительственная организация, объединяющая около 100 членов из различных стран мира: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и культуры.
Международными организациями, таким образом, являются такие, как ЮНЕП, ЮНЕСКО и многие другие организации, относящиеся к международным организациям системы ООН.
МСОП, ВВФ – фонд дикой природы или ГРИНПИС относятся к неправительственным организациям. Кроме того, выделяются межправительственные, финансовые организации, уделяющие внимание вопросам экологии и др.
А ещё имеются различные системы наблюдения и мониторинга, а также различные информационные службы, собирающие и распространяющие данные мониторинга состояния окружающей среды, например ГСМОС (см. выше) и другие.
Огромно значение имеют, кроме того, научные и учебные заведения, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды. А более подробную характеристику некоторых из этих организаций я привёл в следующей главе моей работы.
На данный момент в мире существует несколько групп организаций занимающихся охраной окружающей среды. Во-первых, это организации системы ООН, во-вторых, это различные межправительственные и неправительственные организации, в-третьих, это системы мониторинга и наблюдения за состоянием окружающей среды, а также различные научные и учебные заведения, занимающиеся изучением данной проблемы. Существует необходимость более серьёзного взаимодействия между различными экологическими организациями для более действенной охран окружающей среды.
Литература:
2. Система непрерывного экологического и природоохранного образования и воспитания. Формирование культуры природопользования.
Одним из важных аспектов соотнесенности природы и культуры является культура природопользования (экологическая культура) людей, включая культуру физического воспроизводства и реабилитации самого человека как биологического существа. По мере развития технических средств и роста эффективности технологий переработки материалов природы в человеческих нуждах все острее ставится вопрос о нарушении баланса воспроизводства природных экосистем, разрушении жизнеобеспечивающих возможностей ландшафтов, вмешательстве в естественный отбор, поддерживающий «биологическое качество» человеческих популяций. Хотя эта проблема встала «в полный рост» только во второй половине XX веке, на самом деле разрушительное вмешательство человека в природную среду имело место и в далеком прошлом (верхнепалеолитический продовольственный кризис в связи с массовым истреблением мамонтов и других крупных животных; деградация ландшафтов, вызванная масштабным скотоводством, гибель лесов в Греции, молодая поросль которых поедалась многочисленными козами, опесчанивание Сахары и ряда районов Евразийской степи как результат кочевого скотоводства номадов; изменение ландшафтов Европы и Китая в связи с массовой распашкой, вырубкой и выжиганием лесов под земледельческие нужды; массовая урбанизация как таковая и т. п.).
Таким образом, проблема культуры природопользования, обобщения исторического опыта в этой сфере и выработки принципов не разрушающей эксплуатации ландшафтов — по существу один из «вечных» вопросов бытия человека на Земле и норм его социокультурного функционирования — пока что еще не нашел сколько-нибудь комплексного позитивного решения. Еще одна из сторон этой проблемы — мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека, лишения его жизни или каких-либо частных природных свойств, да и вообще вся «оборотная сторона» медицины, препятствующей природной «выбраковке» нежизнеспособных особей (аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, зачатие в состоянии интоксикации и пр.). Все это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке.
Формирование в обществе экологической культуры, соответствующей этапу перехода к устойчивому развитию, возможно лишь с опорой на исторически сложившийся менталитет населения, веками формирующуюся народную экологическую культуру, которая включает в себя культуру природопользования, культуру потребления, культуру межчеловеческих и межнациональных отношений на основе духовности и нравственности. Возможность научиться адекватно реагировать на изменения в экономической и экологической обстановке можно реализовать через изучение истории родного края и традиций природопользования жителей.
Накоплен богатый опыт работы в системе непрерывного экологического образования (СНЕО). В рамках созданных программ, как например, «Байкал – объект всемирного природного наследия» были проведены семинары, «круглые столы» по вопросам экологического просвещения и образования, творческие лаборатории, деловые игры, литературные встречи и викторины. Опыт работы по программе обобщен в методическом пособии для библиотечных работников «Библиотека. Экология. Знание». Была организована Летняя школа экологии с целью содействия формированию ценностных ориентации, направленных на социально активную экологическую деятельность подростков. В работе ЛШЭ принимали участие школьники 12-15 лет, занимающиеся в системе дополнительного образования из Малоголоустненской, Большеголоустненской, Пивоваровской, Горячеключевской школ Иркутского района и г. Иркутска.
В Летней школе экологии были созданы условия созидательной деятельности подростков и их самореализации через систему мероприятий, направленной на формирование ответственного отношения к природному и социальному окружению. Данная программа включает в себя различные формы и методы психолого-педагогического воздействия на развитие образовательной потребности у подростков в изучении родного края, акцентируя внимание участников программы на двух взаимосвязанных аспектах: тайны и сокровища окружающего мира (родного края Прибайкалья) и тайны сокровища внутреннего мира человека.
Литература:
Информация о работе Место экологии в системе биологических наук, связь её с другими науками