Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 20:55, контрольная работа
Экология как наука, ее предмет, задачи, цели и методы Термин «экология» впервые был введен в 1866 году немецким ученым Э. Геккелем в его книге «Всеобщая морфология организмов». Он состоит из двух латинских слов: «oikos» – дом, местообитание, жилище, и «logos» – наука. В дословном переводе – это наука об организмах у себя дома. Э. Геккель рассматривал экологию как науку, изучающую взаимодействие организмов со средой их обитания. В тот период организм считался самым сложным уровнем организации жизни. В ходе развития экологии выяснилось, что жизнь существует и в виде надорганизменных уровней организации. В этой связи представление об экологии как науке в настоящее время существенно расширилось. Чтобы ответить на вопрос, что является предметом экологии, необходимо рассмотреть уровни организации живой материи.
1. Вопрос №1. Методы экологических исследований.
1.1. Полевые, лабораторные и экспериментальные исследования.
1) Полевые методы.
2) Лабораторные методы.
3) Экспериментальные методы.
2. Вопрос №2. Круговороты веществ.
2.2. Солнце, как источник энергии.
2.3. Круговорот веществ в природе.
1) Круговорот воды.
2) Круговорот углерода.
3) Круговорот азота.
4) Круговорот фосфора.
5) Круговорот серы.
6) Осадочный цикл.
7) Круговорот второстепенных элементов.
8) Пути возврата элементов в круговорот.
3. Список используемой литературы.
7) Круговорот второстепенных элементов
Второстепенные элементы, подобно жизненно важным, нередко мигрируют между организмами и средой, хотя и не представляют какой-либо ценности для организмов. Большинство из этих элементов участвуют в общем осадочном цикле. Обычно они оказывают малое воздействие на живые существа. Однако могут быть и неожиданные последствия, связанные в основном с деятельностью человека. Например, радиоактивный стронций-90, ранее в природе не существовавший, по химическим свойствам похож на кальций, поэтому, попав в организмы, он накапливается в костях и оказывается в тесном контакте с кроветворными тканями. Радиоактивный цезий-137 по свойствам схож с калием и поэтому быстро циркулирует по пищевым цепям.
Современная промышленность обогатила биосферу ртутью, соединениями кадмия, меди, цинка, свинца. Для жизни эти вещества токсичны.
8) Пути возврата элементов в круговорот
Можно выделить несколько путей возврата элементов в круговорот:
Если не разрушать природные механизмы рециркуляции и не отравлять их, то они в основном самопроизвольно реализуют возврат в круговорот воды и элементов питания. К сожалению, человек так ускоряет движение многих веществ, что круговороты становятся несовершенными или процесс теряет цикличность: в одних местах возникает недостаток, а в других - избыток каких-то веществ. Кроме того, человек изымает из круговорота многие элементы, связывая их в таких веществах, для которых в природе отсутствуют деструкторы, поэтому он вынужден сам быть деструктором этих веществ. Поэтому одной из основных целей общества должно стать возвращение вещества в круговорот.
Итак, все вещества на планете Земля находятся в процессе круговорота. Выделяют два основных круговорота: географический (большой) и биологический (малый).
Географический круговорот длится миллионы лет. Горные породы разрушаются, выветриваются и потоками вод сносятся в Мировой океан, где образуют мощные морские напластования. Часть химических соединений растворяется в воде или потребляется биоценозом. Крупные медленные геоктонические изменения, процессы, связанные с опусканием материков и поднятием морского дна, перемещение морей и океанов в течение длительного времени приводят к тому, что эти напластования возвращаются на сушу и процесс начинается вновь.
Биологический круговорот, являясь частью большого, происходит на уровне биогеоценоза и заключается в том, что питательные вещества почвы, воды, воздуха аккумулируются в растениях, расходуются на создание их массы и жизненные процессы в них. Продукты распада органического вещества под воздействием бактерий вновь разлагаются до минеральных компонентов, доступных растениям, и вовлекаются ими в поток вещества.
Информация о работе Методы экологических исследований. Круговорот веществ