Методы экологического просвещения как необходимая составляющая охраны окружающей среды Пермского края. Инновации и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

Пермский край – один из экономически развитых регионов России. Основа экономики края - высокоразвитый промышленный комплекс. Ключевые отрасли промышленности: нефтяная, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс. Именно этот высокоразвитый промышленный комплекс и является наиболее разрушительным для экологии Пермского края. Загрязнение воздуха, воды, почвы скоро достигнут своего апогея, и обернуться разрушительными последствиями, в которых человек не сможет существовать. Что бы это предотвратить необходимо бороться с экологическими проблемами и в первую очередь не с их последствиями, а с их причинами – экологическим невежеством человека. Как раз этим и занимается экологическое просвещение.

Содержание работы

Введение. 2
1. Аналитическая часть. 6
1.1 Экологическая информированность населения края. 6
1.2 Реализация экологического просвещения в Пермском крае. 7
1.3 Нормативное обеспечение экологического просвещения. 11
2. Проектная часть. 13
Заключение. 16
ПРИЛОЖЕНИЯ 17

Файлы: 1 файл

354_file.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Пермский  Государственный Технический Университет

                                                       

 

       Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы   экологического   просвещения   как   необходимая   составляющая охраны окружающей среды Пермского края. Инновации и проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнили: 

Артемихина А.Л., Наварич М.В., Якушкина Е.П.

студентки  III курса

группа С-06-1

                                                                                                                  Научный руководитель:

Харун Л.И..- начальник управления по охране

окружающей среды  Министерства градостроительства

и развития инфраструктуры Пермского края.

 

 

 

 

2009 г.

 

Оглавление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наблюдая за развитием человеческой цивилизации, можно сделать достаточно обоснованный вывод: никогда еще  человек не имел такой власти над  природой, как в начале двадцать первого  века. В процессе своей  эволюции человек практически не задумывался о проблемах экологии. Подавляющее большинство решений, имевших катастрофические последствия с точки зрения экологии для целых регионов, принимались в угоду сиюминутным политическим либо экономическим выгодам.

Пермский  край – один  из экономически развитых регионов России. Основа экономики края - высокоразвитый промышленный комплекс. Ключевые отрасли  промышленности: нефтяная, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс. Именно этот высокоразвитый промышленный комплекс и является наиболее разрушительным для  экологии Пермского края. Загрязнение воздуха, воды, почвы скоро достигнут своего апогея, и обернуться разрушительными последствиями, в которых человек не сможет существовать. Что бы это предотвратить необходимо бороться с экологическими проблемами и в первую очередь не с их последствиями,  а с их причинами – экологическим невежеством человека. Как раз этим и занимается экологическое просвещение.

На  территории Пермского  края действует закон «Об охране окружающей среды Пермского края» от 1.01.2009, согласно ст. 22 которого экологическое образование и экологическое просвещение осуществляется в целях формирования экологической культуры населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. Но, несмотря на предпринимаемые действия управления по охране окружающей среды при Министерстве градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, не существует единой непрерывной системы экологического просвещения на территории Пермского края, а реализация  его методов носит фрагментарный характер.

         Одним из основных инструментов обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Пермского края является организация эффективной системы эколого-просветительской деятельности по формированию экологической культуры жителей края. Развитие экологической культуры предполагает перестройку сознания людей, их поведения, что в первую очередь связано с развитием экологического образования и просвещения. Экологическое образование — важнейший фактор устойчивого развития общества. Оно направлено на кардинальное изменение сознания людей в отношении природы, сложившихся стереотипов мышления и поведения, механизмов экономики и социального развития. Именно образование в целях устойчивого развития способно заложить основу построения гражданского общества, воспитывая в каждом человеке «активное неравнодушие» к экологическим, экономическим и социальным проблемам своей страны. Через всеобщее образование в целях устойчивого развития можно изменить стиль жизни людей и их отношение к природе, глобально изменить систему ценностей, а значит изменить и экологическую ситуацию в Пермском крае.

Экологическое  образование   включает следующие  основные этапы:   начальное семейное воспитание, детские дошкольные учреждения, средняя школа, профессиональные училища, колледжи, высшая школа, курсы институтов повышения квалификации и другие учреждения дополнительного экологического образования. На всех этих уровнях развиваются государственные и негосударственные формы обучения. Каждый гражданин, независимо от специальности и возраста, должен быть в определенной мере экологически образованным. Только тогда он сможет правильно оценивать результаты своей практической деятельности в обществе, прямо или косвенно влияющей на окружающую среду. Развивая экологическое мышление, необходимо постоянно иметь ввиду, что деятельность человека сказывается решительно на всех сторонах жизни, что сегодня любой организм в большей и меньшей мере несет на себе печать этого воздействия.

       В сфере дошкольного образования и воспитания посредством выполнения природоохранных   мероприятий   необходимо заложить в детях начало экологической образованности и воспитанности, положительного и гуманного отношения к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения. Это возможно при условии, если в детском саду создана полноценная зеленая зона, если члены педагогического коллектива заинтересованы в усвоении основ эколого-педагогической этики и культуры.

Целью экологического образования учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Одной из основных задач непрерывного экологического образования является формирование знаний о природе родного края, о многообразии жизни в ближайшем окружении ребенка, формирование знаний о естественной и преобразованной человеком природе, формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды, формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни.

Родная  природа - первоисточник всех наших материальных и духовных благ - нуждается в том, чтобы ее оберегали добрые руки. Поэтому необходимо каждому воспитать в себе чувство бережного отношения к природе, учиться использовать ее ресурсы.

Объектом данной работы является экологическое просвещение.

Предметом данной работы является методы   экологического   просвещения   как   необходимая   составляющая охраны окружающей среды Пермского края.

 Целью  данной работы является выявить особенности в системе методов экологического просвещения Пермского края.

               Основные задачи:

  1. Выявить специфику методов экологического просвещения Пермского края.
  2. Выявить проблемы реализации экологического просвещения.
  3. Проанализировать эффективность экологического просвещения в Пермском крае.
  4. Предложить наиболее эффективные направления деятельности в сфере экологического просвещения.

 

1. Аналитическая часть.

1.1 Экологическая информированность населения края.

По данным социологического опроса по изучению экологической  информированности населения края можно сделать следующие выводы: в 

целом население декларирует озабоченность  проблемами охраны окружающей среды. Более 80% процентов респондентов полагают, что это неотложные проблемы, требующие немедленного решения;  представители сильного пола скорее, чем женщины полагают, что решение экологических проблем потребуется в будущем (16,2 % мужчин против 12% женщин); показательно также, что только мужчины заявили, что проблемы окружающей среды не являются таковыми; аналогична ситуация и с респондентами, не считающими проблемы окружающей среды действительно проблемами - все они мужчины; Для молодежи (до 30 лет) экологические проблемы являются менее актуальными, чем для более старших групп населения; учащиеся достаточно часто затруднялись оценить степень важности экологических проблем, однако, никто из них не сказал, что проблемы окружающей среды его не волнуют или не являются вообще проблемами; независимо от уровня информированности и возраста население в целом недовольно качеством среды обитания. При этом удовлетворенность респондентов различными аспектами окружающей среды неодинакова; Уровень информированности респондентов в вопросах экологии в целом низкая. Очень хорошо информированными считают себя не более 2,8% населения.

Говоря об источниках получения  информации по вопросам экологии, можно  сделать следующие выводы: в качестве основного информационного источника  по всей выборке отмечены теле- и радиопередачи (49,6%), газеты – 40,6%; наибольший процент потребителей информации через Интернет (12,7%); газеты используют в качестве основных каналов информации 40,6%респондентов; личные контакты не являются самым основным каналом получения информации о состоянии окружающей среды (их упомянули 18 % респондентов). Это свидетельствует о том, что экологические темы мало обсуждаются в беседах с друзьями и знакомыми, из чего можно сделать вывод об общей низкой активности населения в получении информации по вопросам экологии, а также о низком уровне экологического сознания населения; подавляющее большинство респондентов (63,9 %), считает, что информации на экологические темы недостаточно и существует необходимость в увеличении ее объема. Это утверждение отражает мнение практически всех половозрастных групп; результаты опроса свидетельствуют о высокой заинтересованности респондентов в получении информации об экологической ситуации на всех уровнях; довольно высок уровень доверия к прессе (местной – 27%) – и значительно меньше – к всероссийской прессе (5, 8%).

Вообще 90,1% жителей  пермского края считают, что просветительская работа общественных организаций необходима; 64,3% опрошенных жителей Пермского  края готовы участвовать в различных  мероприятиях экологического плана; наибольшее число респондентов готовы участвовать в озеленении (33,1%) и уборке улиц и дворов (36,1%). Вероятно, более охотно будет проходить рекрутинг граждан при условии, если данные мероприятия будут проходить близко от дома.

 

Поэтому одним из важнейших результатов реализации методов экологического просвещения является налаживание взаимодействия общественных инициатив и администраций  муниципальных образований в сфере охраны  окружающей среды и устойчивого развития.

1.2  Реализация экологического просвещения в Пермском крае.

В Пермском крае на протяжении более десятка лет  ведется работа по созданию региональной системы непрерывного экологического  образования,   воспитания   и просвещения. Накоплен определенный позитивный опыт, успешно применяются различные формы и методы эколого-просветительской деятельности.

Работа по распространению  экологических знаний, экологическому образованию и просвещению ориентирована на все возрастные и социальные группы населения (дети дошкольного возраста; школьники; студенты вузов и профессиональных колледжей; взрослое население). Распространение экологических знаний и формирование экологической культуры осуществляется через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма, экологические центры и т. д.

В Пермском крае стало традицией проводить слеты, такие как региональный слет школьных лесничеств, региональный слет лидеров молодежного экологического движения и региональный фестиваль-слет «Наследие и дети». Социальную значимость имеют экологические конкурсы, которые проводятся ежегодно: «Экология. Творчество. Молодежь», конкурс природоохранных отрядов, основной целью которого является активизация деятельности природоохранных объединений и молодежных общественных организаций Пермского   края   по   сохранению   природы   и экологическому воспитанию и просвещению населения, и конкурс «Чистая вода». В процессе подготовки к участию в конкурсах учащиеся средних общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования вовлекаются в познавательную, исследовательскую, просветительскую, практическую деятельность. Участие в экологических конкурсах углубляет интерес отдельных учащихся к природным объектам (естественнонаучная направленность), а также формирует аналитический подход к оценке взаимодействия отношений «общество—природа». Для многих ребят работа над экологическим проектом становится первой ступенькой на пути к профессиональной ориентации. Туристическая деятельность, в том числе поддерживаемая разнообразными конкурсами, вырабатывает духовно-нравственные качества подростков, гражданственность, развивает эстетические чувства детей, расширяет и углубляет интерес к природе. Экологические конкурсы вовлекают учащихся в социальное проектирование, разнообразная работа в природном окружении, предшествующая участию в экологических конкурсах, способствует укреплению физического и психического здоровья детей.

Для ребят старших  классов, студентов и аспирантов традиционно проводятся экологические конференции, такие как: «Экология и научно-технический прогресс», «Химия и экология», «Экология: проблемы и пути решения».

Немаловажную  роль в распространении экологических знаний играет проведение ежегодно  всевозможных природоохранных акций, таких как: «Дни защиты от экологической опасности», «Единые Дни действий в защиту рек», «Марш парков», который проводится как на территориях ассоциации «Верхнекамье», так и на территориях ассоциации «Юг». Особо важным мероприятием является проведение Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности», которая ежегодно проводится и на территории Пермского края и охватывает значительную часть детского и взрослого населения. Задачей акции является привлечение населения края к практическим природоохранным мероприятиям по ликвидации несанкционированных свалок, очистке берегов рек, озеленению берегов, обустройству родников и т. д. Например, в акции 2006 года принимали участие учебные заведения, промышленные и сельскохозяйственные предприятия (1683), библиотеки (210) и 212 дворцов и домов культуры.

Информация о работе Методы экологического просвещения как необходимая составляющая охраны окружающей среды Пермского края. Инновации и проблемы