Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:38, реферат
Общие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды содержатся и перечислены в ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- становление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды………………………………………………………………….3
Плата за негативное воздействие на окружающую среду как метод экономического регулирования……………………………………..……………...8
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волжский гуманитарный институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
Экономо-математический факультет
Кафедра природопользования
Реферат
По дисциплине «Правовым основам природопользования»
На тему:
«Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды»
Выполнила:
студентка ПР-111
Логинова А.
Проверила:
Семененко Е.С.
г. Волжский, 2014
Содержание
Заключение
Список литературы
1. Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды
Общие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды содержатся и перечислены в ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных
прогнозов социально-
- разработка федеральных
программ в области
- разработка и проведение
мероприятий по охране
- становление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов
на выбросы и сбросы
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической
оценки воздействия
- предоставление налоговых
и иных льгот при внедрении
наилучших существующих
- поддержка предпринимательской,
инновационной и иной деятельно
- возмещение в установленном
порядке вреда окружающей
- иные методы экономического
регулирования по
Основным методом экономического механизма охраны окружающей среды является разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов, разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ определяет Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно данному Закону, прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов и включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения (ст. 2 ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»).
Методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды статьей 14 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» закрепляется установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. Под лимитами на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды (ст. 1 указанного Закона).
В числе методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды в данной статье также закреплены проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Под оценкой воздействия на окружающую среду, как отмечает М.М. Бринчук, понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства. Среди видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, по которым в обязательном порядке должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду при ее планировании (всего 33 вида или объекта), в частности, находятся предприятия по добыче нефти, природного газа, тепловые электростанции и установки, предприятия химической промышленности, крупные производства строительных материалов, космодромы, аэропорты, аэродромы, метрополитены и др.
В качестве метода экономического регулирования в области охраны окружающей среды в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» также закреплено предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под наилучшей существующей технологией Б.В. Ерофеев понимает технологию, «основанную на последних достижениях науки и техники, направленную на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющую установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов. Требование о наилучших существующих технологиях выполняет в экологическом праве весьма важную функцию. Оно служит юридическим критерием оценки современности соответствующего проекта (предприятия, электростанции, автомобиля, самолета), по которому проводится оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза и принимается решение».
Несмотря на то, что Россия обладает существенными запасами ископаемых топлив и является одним из крупнейших поставщиков природного газа и нефти на мировой рынок, от этого проблема рационального использования энергоресурсов в нашей стране не теряет своего значения. Потенциальные запасы угля, природного газа, нефти в нашем государстве действительно велики, но прирост добычи в дальнейшем будет осуществляться в основном за счет освоения новых месторождений в отдаленных и труднодоступных районах. Это требует очень больших капиталовложений на добычу и транспортировку топлива, что вызывает его существенное удорожание. Поэтому проблема снижения энергозатрат, утилизации всех видов вторичных энергоресурсов остается актуальной и в дальнейшем.
В числе методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды закреплены поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме, и предпринимательства, осуществляемого в целях охраны окружающей среды, включает в себя, как отмечает Б.В. Ерофеев, инновационный процесс. Инновация (англ. Innovation от лат. innovatio) - обновление основного капитала (производственных фондов), вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений, техники и технологии, которые являются результатом достижений научно-технического прогресса. Это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. В целом инновационные процессы можно рассматривать как инструмент повышения эффективности экономической деятельности путем осуществления разного рода качественных изменений, приводящих к успеху на рынке. Основная задача природоохранных инноваций - снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Такие инновации могут затрагивать как технологические процессы основного производства, так и технологии специальной природоохранной деятельности предприятий за пределами основного производства.
Таким образом, закрепление рассмотренного метода экономического регулирования относится к несомненным достоинствам ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». Однако при постановке проблемы введения государственной поддержки данных видов деятельности, а именно предоставление налоговых и иных льгот, необходимо определиться на законодательном уровне, что под ними следует понимать.
В качестве экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды статьей 14 Закона закреплено возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде. Определение "вреда окружающей среде" дано в ст. 1 Федерального закона: "Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов". На практике установить факт негативного изменения окружающей среды возможно только путем экспертной оценки, поскольку категории "негативное изменение окружающей среды", "деградация", "истощение" являются оценочными и требуют уточнения и конкретизации в каждом случае.
Институт возмещения вреда рассматривается в экологическом законодательстве как механизм имущественной, т.е. гражданско-правовой ответственности за нарушение требований экологического законодательства.
2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как метод экономического регулирования
Основными нормативно-правовыми актами в сфере взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
1) Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ);
2) постановление Правительства
РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении
Порядка определения платы и
ее предельных размеров за
загрязнение окружающей
3) постановление Правительства
РФ от 12 июля 2003 г. № 344 "О нормативах
платы за выбросы в
Отдельные виды платы регулируются также следующими актами:
1) Федеральным законом от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
2) Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
3) постановлением Правительства
РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 "О взимании
платы за сброс сточных вод
и загрязняющих веществ в
Плата за негативное воздействие на окружающую среду объединяет собой несколько платежей, взимаемых за различные виды вредного воздействия. Закон предусматривает следующие виды:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих
веществ, иных веществ и
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года). Данное постановление содержит достаточное количество нормативных предписаний для вычленения объекта платежа, базы и порядка исчисления, а также для определения круга плательщиков.
Информация о работе Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды