Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 02:42, реферат
Ущерб от загрязнения окружающей среды может рассматриваться в нескольких аспектах — экономическом, социальном, экологическом, моральном. Оценка экономического ущерба имеет большую теоретическую базу в экономической науке и широкое практическое применение, при этом наибольшую трудность вызывает определение междисциплинарных типов ущерба. В дан-ной области рассматривается взаимодействие экономических и экологических показателей, т. е. изменение экономических показателей в результате изменения экологических параметров среды.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЗАГРЯЗНЕННОЙ СРЕДЫ
Московский государственный университет
Статья поступила 1 ноября 2005 г.
Ущерб от загрязнения окружающей
среды может рассматриваться в нескольких
аспектах — экономическом, социальном,
экологическом, моральном. Оценка экономического
ущерба имеет большую теоретическую базу
в экономической науке и широкое практическое
применение, при этом наибольшую трудность вызывает
определение междисциплинарных типов
В зарубежной экономической литературе проблема оценки ущерба от экологических нару-шений разрабатывается на базе уже упоминаемого ранее понятия «внешние эффекты» (externals). В нашей литературе внешние эффекты стали изучаться только применительно к за-грязнению окружающей среды и, несмотря на сходство эколого–экономических проблем с про-блемами потребления общественных благ, исследования ведутся изолированно, не опираясь на более общие методологические разработки. Масштабы негативных воздействий хозяйствен-ной деятельности на окружающую среду активизировали научно–исследовательские и практи-ческие работы в области экономической оценки этих последствий лишь в конце 70–х годов, ос-новоположниками которых были ученые Т.C. Хачатуров, О.Ф. Балацкий, К.Г. Гофман. Также среди экономистов существовали мнения неправомерности использования в экономических расчетах величину ущерба, считая неправильным суммирование разноплановых величин ущербов различным реципиентам (например, ущерб от ухудшения здоровья населения и ущер-ба жилищно–коммунальному хозяйству), либо аморальным расчет некоторых локальных ущер-бов, таких, например, как расчет оценки «стоимости» жизни человека [1].
При оценке экономического ущерба от загрязнения используется два основных методоло-гических подхода: прямой счет и косвенная оценка. Оценка ущерба прямым счетом, требует сбора и обработки огромного объема информации, вследствие большой трудоемкости неудоб-ны для широкого использования в экономических расчетах, и, как правило, служат лишь инст-рументом для создания информационной базы при разработке косвенных методов определе-ния ущерба. Методы экономического ущерба от негативного влияния загрязненной среды 113
Методы прямого счета
Различают три метода выявления составляющих ущерба: контрольных районов (базирую-щийся на сравнении показателей загрязненного и условно чистого районов), аналитических за-висимостей, основанных на получении математических зависимостей (например, при помощи многофакторного анализа) между показателями состояния соответствующей экономической системы и уровнем загрязнения окружающей среды, и комбинированный.
Метод контрольных районов применим при возможности элиминирования влияния всех факторов, не относящихся к исследуемому виду экологического воздействия. В основу метода положена гипотеза, согласно которой показатели состояния реципиентов, непосредственно оп-ределяющие величину экономического ущерба в исследуемом и контрольных районах зависят только от степени воздействия загрязнения. Выбор контрольного района осуществляется таким образом, чтобы показатели состояния реципиентов в нем (например, половозрастной состав населения, уровень медицинского обслуживания, качество окружающей природной среды, структура и масштабы хозяйства и т. д.) были равными или близкими по значению с аналогич-ными показателями в исследуемом районе. Как правило, контрольный район подбирается от-дельно для каждого локального ущерба, что является очень сложной задачей, и исследователю приходится решать ряд вопросов. Во–первых, за редким исключением возможно подобрать район, в котором все показатели были бы идентичными показателям загрязненного района. Как подсказывает опыт, целесообразно определить круг превалирующих показателей, которые для каждого конкретного случая могут оказаться различными, и на основании их осуществлять выбор. При этом необходимо попытаться оценить возможную погрешность таких действий. Во–вторых, целый ряд показателей из–за недостатка информации вообще не может быть коли-чественно формализован, а значит, и учтен. Здесь при выборе целесообразно опереться на практический опыт и интуицию местных специалистов соответствующих подразделений. В–третьих, даже контрольный район не является абсолютно чистым, т. е. и он имеет опреде-ленный уровень загрязнения, поэтому необходимо параллельно с расчетом ущерба определить коэффициенты, которые позволили бы скорректировать полученное значение ущерба в соот-ветствии с реальным положением.
Идеальным контрольным районом можно считать тот, который является одной и той же географической точкой с загрязненным, т. е. один район, рассматриваемый в различные перио-ды времени при условии существенного изменения уровня загрязнения. Сопоставляя уровни загрязнения и значения экономических показателей района до и после загрязнения, можно по-лучить зависимости натуральных или стоимостных показателей ущерба от загрязнения среды. Яркими примерами подобной ситуации являются: исследование системы до ввода в строй про-мышленного объекта, представляющего собой источник загрязнения (условно чистый район), и после ввода (загрязненный); исследование системы до ввода в строй очистных сооружений или перехода на малоотходную технологию (загрязненный район) и после ввода (условно чис-тый район).
Кроме того, большие трудности при оценке экономического ущерба связаны со сбором пер-вичной информации, что обусловлено целым рядом ее особенностей, к основным из которых можно отнести ее междисциплинарный характер, отсутствие централизованного и специализи-рованного сбора данных, влияние фоновых факторов, инерционность, необходимость много-этапного сбора.
Помимо упомянутого, основной сложностью остается возможность элиминирования влия-ния всех социальных, экономических, экологических факторов, в широком диапазоне разли-чающихся по регионам, в связи с чем метод контрольных районов до сих пор остается нереали-зованным.
Метод аналитических зависимостей основан на статистической обработке фактических данных о влиянии различных факторов на изучаемый показатель состояния реципиента. В ре-зультате получаются уравнения регрессии, характеризующие закон изменения исследуемого признака в зависимости от значения влияющего фактора. Метод аналитических зависимостей связан с необходимостью сбора и обработки большого массива исходной информации. На ос-нове машинных имитаций по одному району, закладывая разные объемы загрязнения, можно статистически вывести зависимость ущерба от основных характеристик региона (валового вы-пуска продукции, численности населения и др.). М.В. Ильичева 114
Методы контрольных районов и аналитических
В соответствии с этой концепцией
в Украине генеральной стратегической
целью относительно охраны окружающей
среды и рационального использования естественных
ресурсов признано такое развитие его современного
социально-хозяйственного комплекса,
за которого не было бы разногласий между экономическими
интересами, природопользованием, сохранением целостности
В будущему планируется создать систему государственного управления использованием естественных ресурсов, регулированием техногенного влияния на окружающую естественную среду как составную управление общим развитием общества.
Экологическая экспертиза есть одним из рычагов государственного регулирования. В Украине осуществляется государственная, общественная и прочие виды экологической экспертизы. Проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности.
Экологической экспертизе подлежат: проекты схем развития и размещение продуктивных сил, развития областей экономики, генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования и другая предплановая и предпроектная документация; технико-экономические обоснование и расчеты, проекты строительства и реконструкции предприятий и других объектов; проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов и документов, которые регламентируют хозяйственная деятельность; документация с создание новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе и то, что покупается за границей; материалы, вещества, системы и объекты, внедрение и реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности и отрицательного влияния на окружающую естественную среду.
В границах экологического мониторинга осуществляются: надзор за качеством воздуха, воды, грунта; радиационный мониторинг; надзор за биологическими ресурсами и т.п.
Государственная экологическая инспекция осуществляет контроль за внедрением законодательных актов, которые регулируют вопрос защиты окружающая среда, рационального использования естественных ресурсов и ядерной безопасности. К обязанностям инспекции отнесен: контроль за использованием земли, наземных и грунтовых водных ресурсов; защита биологических видов и морских экосистем; контроль за соблюдением норм ядерной и радиационной безопасности, лимитов на выбросы и других экологических нормативов.
Одним из инструментов охраны окружающей среды есть стандартизация и нормирование. Государственные стандарты в сфере охраны окружающей естественной среды, которые являются обязательными к выполнению. Они содержат: понятие и сроки, режим использования и охраны естественных ресурсов; методы контроля за состоянием окружающей естественной среды; требования относительно предотвращения вредному влиянию загрязнение окружающей естественной среды на здоровье людей; другие вопросы, связанные с охраной окружающей естественной среды и использованием естественных ресурсов.
Регулирование охраны окружающей естественной среды обеспечивается системой экологических нормативов.
Экологические нормативы должны отвечать требованиям охраны окружающей естественной среды и здоровье людей от отрицательного влияния его загрязнения. В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более жесткие нормативы, предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и других вредных влияний на окружающую естественную среду.
Экологические нормативы разрабатываются и вводятся
в действие Министерством экологии и естественных
ресурсов Украины, Министерством здравоохранения Украины и
Важнейшим средством решения экологических проблем
есть программно-целевое
К средствам учета естественных ресурсов належат кадастры естественных ресурсов - документы, которые содержат сведения о состоянии естественных ресурсов. В Украине действующий Кадастр земельных ресурсов, который содержит документы о правовом режиме земель, распределение их между собственниками и землепользователями по категориям земель, сведения о качественной характеристике и ценности земель. Внедрение земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, грунтовых, геоботанческих и других обследований, регистрацией землевладений и землепользований и договоров на аренду земли, учетом количества
Государственному учету подлежат объекты, которые вредно влияют или могут влиять на этап окружающей естественной среды, виды и количество вредных веществ, которые попадают в окружающую естественную среду, виды и размеры вредных физических влияний на него.
Предприятия, учреждения и организации проводят первичным учет в области охраны окружающей естественной среды и безвозмездно дают соответствующую информацию органам, которые ведут государственный учет в этой области.
Информация о работе Методы оценки экономического ущерба от негативного влияния загрязненной среды