Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:04, реферат

Описание работы

Наша планета – это огромный организм, внутри которого все взаимосвязано между собой и работает по определенной системе. Из этого следует, что при нарушении функционирования хотя бы одного компонента изменяется работа организма в целом. Именно поэтому так важно поддерживать экологическую стабильность. В этом заинтересованы все страны мира, но только объединившись можно добиться удовлетворительного результата.

Содержание работы

1. Введение
2. Международно-правовый механизм охраны окружающей среды и его основные принципы
3. Устойчивое развитие международных отношений в сфере окружающей среды
4. Участие России в международном сотрудничестве в сфере окружающей среды
5. ГРИНПИС (Green peace)
6. Всемирный фонд дикой природы (WWF)
7. Деятельность ООН в области охраны окружающей среды- ЮНЕП
8. Международные конвенции, договора и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды
9. Заключение
10. Список используемой литературы и других материалов

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 51.20 Кб (Скачать файл)

 

Российский  Торгово-Экономический Университет

Дисциплина: Экология

 

 

 

 

Тема:

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивого развития

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Беляева Екатерина Алексеевна

Факультет Коммерции и Маркетинга

Группа: КТДР - 15

2012 год

Содержание:

  1. Введение
  2. Международно-правовый механизм охраны окружающей среды и его основные принципы
  3. Устойчивое развитие международных отношений в сфере окружающей среды
  4. Участие России в международном сотрудничестве в сфере окружающей среды
  5. ГРИНПИС (Green peace)
  6. Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  7. Деятельность ООН в области охраны окружающей среды- ЮНЕП
  8. Международные конвенции, договора и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды
  9. Заключение
  10. Список используемой литературы и других материалов

 

 

 

 

 

 

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивого его развития.

Введение

Всё взаимосвязано  со всем - гласит первый экологический  закон. Экологические проблемы актуальны в наши дни. С ними сталкивается каждая страна, город и человек. Неудивительно, что экологическая проблематика все чаще выходит на первое место и в международных отношениях. Конечно на этом уровне решаются глобальные экологические проблемы, которые возникают из ряда совокупности причин, таких как:  хозяйственная деятельность человека, загрязнение природных вод, производство энергии, вырубка лесов, водородная энергетика, загрязнение грунтовых вод и множества других.

Наша планета  – это огромный организм, внутри которого все взаимосвязано между  собой и работает по определенной системе. Из этого следует, что при нарушении функционирования хотя бы одного компонента изменяется работа организма в целом. Именно поэтому так важно поддерживать экологическую стабильность. В этом заинтересованы все страны мира, но только объединившись можно добиться удовлетворительного результата.

Каждая страна обладает различными количествами ресурсов, различной территорией, имеет разные финансовые возможности и разный уровень технологических и  биологических знаний. Всё больше лидирует проблема неравномерного размещения ресурсов, потому что ресурсы ограничены и имеют свойство иссякать. Количество населения растет на планете год от года и каждому человеку хочется жить в благополучии и достатке. Для этого необходима оптимальная окружающая среда. Ещё с древних времен люди пытались решить этот вопрос, вот только методы зачастую у них были не самые лучшие – от торговли до войны. Экологический вопрос дошел и до нас, но уже в другой форме. В современном мире существует много союзов и организаций направленных на улучшение и сохранение окружающей среды:

• международные организации;

• международные конвенции и соглашения;

• многосторонние и двусторонние связи.

Международное сотрудничество в решении  глобальных проблем взаимодействия общества и природы является реальной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества. Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом.

Международно-правовый механизм охраны окружающей среды и его основные принципы

Международно-правовая охрана окружающей среды - совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т. е отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

Субъектами  международных экологических правоотношений являются государство, международные  правительственные и неправительственные  организации, а также в предусмотренных  международными правовыми нормами  случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в  международных пространствах.

Объект международно- правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования - вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы , атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

Международное право проводит свою деятельность, основываясь на определенных принципах. Принципы являются общепризнанными и служат критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования. Существуют также специальные принципы, относящиеся непосредственно к международной деятельности в сфере экологии:

    • Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений (обязанность государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами).
    • Недопустимость нанесения трансграничного ущерба(запрет таких действий государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования).
    • Экологически обоснованное рациональное использование при родных ресурсов (рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, то есть уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами). Оно было провозглашено в качестве политического требования в данной Декларации ООН и на протяжении последующих лет внедрялось в международно-правовую практику.
    • Недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды(охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики). Формирование и утверждение этого специального принципа международного права окружающей среды идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики.
    • Защита экологических систем Мирового океана (принятие всех необходимых мер по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного рай она в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения).
    • Запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству). Он закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, а также в Дополнительном протоколе 1 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.
    • Обеспечение экологической безопасности (обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды).
    • Контроль за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды (создание, помимо национальной, разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно признанных критериев и параметров).
    • Международно-правовая ответственность государств за ущерб окружающей среде (ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля).

  Из этих  принципов и исходят все договоры, союзы и соглашения по защите окружающей среды, направленных на её сохранение и предотвращение ущербов, которые могут быть её нанесены в будущем.

 

Устойчивое развитие международных отношений в сфере  окружающей среды

Устойчивое  развитие - это развитие  сферы  окружающей среды, которое обеспечивает высокое качество жизни людей, безопасность и чистую окружающую среду сегодня  и в будущем. Тезис "Устойчивое развитие" был сформулирован на "Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития" состоявшейся летом 1992 года в Рио-де-Жанейро, где также была утверждена всемирная программа действий на 21 век в сфере устойчивого развития до 2030 года под названием «Agenda 21».С 1992 года всемирной деятельностью в сфере устойчивого развития руководит комиссия Организации Объединенных Наций (ООН) по устойчивому развитию . Комиссия рассматривает различные темы в рамках двухгодичных циклов деятельности , а на проходящем ежегодно заседании анализируется состояние реализации целей, поставленных в «Agenda 21» и Йоханнесбургском плане. Само название конференции свидетельствует о неразрывной связи возможностей развития с состоянием окружающей среды.

Комплекс  задач, поставленных конференцией в  Рио-де-Жанейро перед мировым сообществом, базируется на том, что:

    1. Глобальный экологический кризис, приведший к нарушению естественного кругооборота биогенных веществ биосферы, нарушению нормального механизма ее функционирования;
    2. Неконтролируемый рост экономики и потребления природных ресурсов не обеспечил повсеместного решения социальных и экономических проблем, а наступивший экологический кризис усугубился социально-экономическим;

Центральное место в усилиях мирового сообщества по обеспечению устойчивого развития занимает "забота о людях, имеющих  право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой". Благополучие любого государства и благосостояние его жителей определяется совокупным трудом всех его граждан и потому Конференция ООН 1992 года провозгласила, что "...государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике...", однако несут ответственность за то, чтобы их деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств или регионов за пределами действия национальной юрисдикции. Помимо этого, одним из непременных условий достижения устойчивого развития является искоpенение бедности, уменьшение pазpыва в уpовне жизни и более эффективного удовлетвоpения потpебностей большинства населения миpа. Конференция ООН призывает все госудаpства и наpоды сотpудничать в pешении этой важнейшей задачи. Также существенное значение придается изменению структур потребления. Конференция просматривает этот вопрос на уровне разработки национальной политики и стратегии, призванных стимулировать изменение нерациональных структур потребления. В целях достижение устойчивого развития "Госудаpства пpинимают эффективные законодательные акты в области окpужающей сpеды. Пpи этом, экологические стандаpты, цели pегламентации и пpиоpитеты должны адекватно отpажать состояние сpеды и условия pазвития стpан, в котоpых они пpименяются..."

Все меры, которые  приняты  и принимаются государствами по устойчивому развитию имеют глобальные и похожие цели - коренное улучшение состояния окружающей среды, экологизация хозяйственной деятельности, с учетом динамично сбалансированных отношений природы, общества и хозяйства.

 

Участие России в международном  сотрудничестве в сфере окружающей среды

Российская  Федерация  является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов. Международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Россия, традиционно являются источниками национального экологического права. Наша страна признает приоритет международных правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды. Россия осуществляет охрану окружающей среды на нескольких международный уровнях:

    1. - с другими странами СНГ;
    2. - со странами Балтии;
    3. - с восточноевропейскими странами;
    4. - с индустриально развитыми государствами;
    5. - с развивающимися странами.

Российская  Федерация участвует более чем  в 50 международных природоохранных  договорах, конвенциях, соглашениях. Помимо этого она является одним из инициаторов создания международных документов и договоров, естественно, что она в них также принимает участие и подписывает их.  Существует уже целая история  международных соглашений, в которых Россия принимает участие:

  • Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.)
  • Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.)
  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.)
  • Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.)
  • Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.)
  • В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств – участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств.
  • На очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам – это сотрудничество по проблемам озера Байкал; управление качеством воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.
  • Подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.
  • Основные направления сотрудничества с Норвегией связаны с исследованием проблем локального загрязнения окружающей среды комбинатом «Печенганикель», а также загрязнением Баренцева и Карского морей.
  • В ходе сессии Российско-Датской комиссии по охране окружающей среды намечена большая программа действий, определено для совместной реализации более 20 проектов.

Информация о работе Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивого развития