Международные неправительственные организации, их роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Современные международные отношения характеризуются все более очевидным возрастанием количества международных неправительственных организаций (далее - МНПО), усилением их роли в современном мире, международном сотрудничестве, определением места в международном праве. В международно-правовой литературе, как отечественной, так и зарубежной, МНПО уже давно подвергаются исследованиям. Изучается их сущность, закономерность появления, международно-правовой статус, их усиливающаяся роль в оказании содействия государствам и международным межправительственным организациям (далее ММПО) в решении проблем, связанных с международной безопасностью, защитой прав человека, охраной окружающей среды и т.д. Рост числа МНПО, их возрастающее влияние на международной арене обусловлены рядом факторов, таких как: появление новых глобальных проблем, для решения которых уже не достаточно возможностей государств и международных межправительственных организаций; многообразие возникших связей между народами, которые для своего адекватного выражения нуждаются в новых международных институтах; усиление демократических процессов в сфере внутренних и международных отношений государств, проявлением которых является желание сделать общество более открытым и т.д.

Файлы: 1 файл

Современные международные отношения характеризуются все более очевидным возрастанием количества международных неправительственных орг

— 72.50 Кб (Скачать файл)

1. Международные  неправительственные организации,  их роль в современной экономике.

 

Современные международные  отношения характеризуются все  более очевидным возрастанием количества международных неправительственных  организаций (далее - МНПО), усилением  их роли в современном мире, международном сотрудничестве, определением места в международном праве. В международно-правовой литературе, как отечественной, так и зарубежной, МНПО уже давно подвергаются исследованиям. Изучается их сущность, закономерность появления, международно-правовой статус, их усиливающаяся роль в оказании содействия государствам и международным межправительственным организациям (далее ММПО) в решении проблем, связанных с международной безопасностью, защитой прав человека, охраной окружающей среды и т.д. Рост числа МНПО, их возрастающее влияние на международной арене обусловлены рядом факторов, таких как: появление новых глобальных проблем, для решения которых уже не достаточно возможностей государств и международных межправительственных организаций; многообразие возникших связей между народами, которые для своего адекватного выражения нуждаются в новых международных институтах; усиление демократических процессов в сфере внутренних и международных отношений государств, проявлением которых является желание сделать общество более открытым и т.д. Один из исследователей роли МНПО в международных отношениях И.И. Коваленко еще в 1976 году писал, что «... в современных условиях межгосударственные отношения не охватывают всего многообразия связей между народами. Усложнение характера этих отношений приводит к повышению удельного веса неправительственного сотрудничества. Возрастание роли международного общественного мнения позволяет говорить о нем как о факторе, оказывающем влияние на принятие решений в тех или иных конфликтных ситуациях, на подход государств к тем или иным мировым проблемам»[1]. Актуальность научного анализа деятельности МНПО заключается в том, что, несмотря на проводившиеся ранее научные исследования, на сегодняшний момент отсутствует единое мнение по факту активной деятельности МНПО на мировом пространстве, не соотнесена в должной мере с объективной действительностью проблема определения правового статуса МНПО, недостаточно исследованы формы и пути воздействия МНПО на международные отношения, не в полной мере определен их потенциал в решении международных проблем и перспектива их развития.

Международные неправительственные организации – это специальный вид добровольных общественных объединений (организаций). Следовательно, можно утверждать, что на них распространяются те характерные черты, которые присущи только общественным организациям. Специфическим характером общественных объединений является то, что они создаются для выполнения определенной деятельности, в процессе которой реализуются их права. Международные неправительственные организации не являются органами, выражающими волю государства, поэтому их мнения и резолюции не охватываются процессом нормообразования.[2] В тоже время нужно заметить, что общественные объединения в международном движении, хотя и обладают статусом неправительственных организаций, вместе с тем воздействуют на позицию того или иного государства.   

         МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (MHПO) - согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV) любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, и не преследующая своей целью извлечение прибыли. [3]Основными признаками МНПО принято считать:

  • отсутствие целей извлечения прибыли;
  • признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
  • получение денежных средств более чем из одной страны;
  • осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;
  • создание на основе учредительного акта.

Истоки понятия «МНПО» заложены именно в международном публичном праве, так как наметившаяся уже с конца XIX в., и четко выраженная в середине XX в., после создания ООН, тенденция к включению международных НПО в систему международных отношений требовала унификации представлений об этом самостоятельном участнике международного сотрудничества. Изначально термин "неправительственная организация" для обозначения такого рода организаций, будь то локальные, национальные, региональные или международные, частного добровольного характера, которые осуществляют свою деятельность в общественных интересах и не преследуют своей целью извлечение коммерческой прибыли, принадлежал ООН. Этот термин на сегодняшний день многие ученые оспаривают, утверждая, что определение, построенное через отрицание другого, можно применить практически к любой организации, учрежденной не на основании межправительственного соглашения. Что касается рабочего определения понятия МНПО, то оно дано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, указанной выше.

Международные неправительственные  организации обладают своими правами  и обязанностями, которые в совокупности своей образуют правосубъектность  МНПО, прямо вытекающая из их правовой природы, которую можно охарактеризовать следующим образом: международные неправительственные организации, по своей природе, являются частными организациями, потому что объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей, но никогда не объединяют государства в лице их политических органов. МНПО носят некоммерческий характер, а их бюджет формируется за счет пожертвований и членских взносов. Деятельность их основана на добровольных началах и опирается на принцип, обязательно закрепленный в уставе любой организации подобного рода, независимости, как от правительства, так и иных групп, стремящихся к политической власти (речь идет о политических партиях). Основные права и обязанности организации закреплены в ее уставе, что получило название уставной правосубъектности. На ее основании многие неправительственные организации получили возможность в некоторых ситуациях обязывать своими конкретными действиями (решениями) государства, не заручаясь их согласием. Другими словами, некоторые международные неправительственные организации приобрели в отношении суверенных государств определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий, что можно наблюдать в деятельности ряда международных неправительственных организаций регионального (ЕС) и универсального (МВФ) характеров.[4]

Главная функция МНПО заключается в установлении связей между государствами и негосударственными сегментами. В этом случае неправительственные организации выступают как бы в качестве неполитического образования и способны действовать в таком качестве, как на национальном, так и международном уровне. Такая возможность основывается на возрастающем доверии. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и неправительственными организациями, является то, что многие неправительственные организации проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели и задачи. Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах:

1) Информационная: МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Также они распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

2) Консультативная: МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

3) Правотворческая: МНПО традиционно участвует в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций.

4) Контрольная: все больше возрастает роль МНПО в обеспечении соблюдения норм международного права и соответствующего контроля

5) Следственная: МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внешнеэкономические  связи Витебской области

Под внешнеэкономическими связями понимается совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Во внешнеэкономических  связях переплетаются воедино экономика  и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Внешнеэкономические связи  включают в себя следующие направления  и формы:

  • внешнюю торговлю;
  • международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;
  • международное инвестиционное сотрудничество;
  • международное научно-техническое сотрудничество;
  • экономическое и техническое содействие;
  • валютно-финансовое сотрудничество.

Основными торговыми  партнерами Беларуси являются Россия (более 50% внешнеторгового оборота), Украина, Польша, Германия, Литва и  другие.

 Более 615 организаций осуществляют внешнеэкономические связи, которые поддерживаются с 84 государствами ближнего и дальнего зарубежья. Готовая продукция поставляется в 53 страны мира, и за последние годы дополнительно освоены рынки 10 государств. [4]

В 2012 году резидентам СЭЗ «Витебск» предстоит планировать свою деятельность таким образом, чтобы нарастить экспорт продукции на 75%, а также довести удельный вес инновационных изделий в общем объеме производства до 35%.

Кроме того, резидентам необходимо стремиться к обеспечению роста  рентабельности  продаж в промышленности до уровня в 12%, а объем привлеченных прямых инвестиций на чистой основе по витебской СЭЗ в 2012 году должен составить 20 млн. долларов. Планируется, что в текущем году границы свободной экономической зоны  расширятся более чем на 80 га за счет включения в ее состав двух новых площадок в областном центре и Орше.

Достижение прогнозных показателей станет возможно благодаря  системной работе, в том числе  по повышению производительности труда в 2 – 2,5 раза, наращиванию в 2,5 раза объемов производства промышленной продукции. По-прежнему одним из важнейших ориентиров для резидентов является создание достойных условий для квалифицированного труда специалистов, что подразумевает, в том числе выход к концу текущего года по  средней зарплате работников на уровень в 5 млн. рублей.

 Прогнозные показатели  на этот год сопоставимы по  количественным параметрам и  вытекают из итогов работы  СЭЗ «Витебск» в 2011 году, подчеркнул Сергей Сташевский. За последний год число предприятий-резидентов почти удвоилось, сегодня в условиях свободной экономической зоны реализуется 61 инвестиционный проект. Объем экспорта товаров вырос почти на 22% по сравнению с 2010 годом и превысил 220 млн. долларов. По итогам внешнеторговой деятельности СЭЗ в 2011 году сформировано положительное сальдо в размере свыше 11 млн. долларов. Резиденты привлекли иностранных инвестиций на сумму более 40 млн. долларов, в том числе прямых инвестиций около 16 млн. долларов. За год на предприятиях-резидентах создано более 600 рабочих мест, а их общее количество сегодня составляет около 11 тысяч. [5]

Об итогах социально-экономического развития

Витебской области

В текущем году позитивные тенденции сохраняются, достигнут значительный прирост практически по всем установленным области Правительством показателям. Так, за январь–июль 2012 года темп роста валового регионального продукта – главного показателя эффективности работы области составил 119,9% к уровню января–июля 2011 года при задании 105,2–105,7%; экспорта товаров в целом по территории – 219,6% (задание 105%), экспорта товаров без учета нефти и нефтепродуктов и республиканских организаций – 404% (110,4%); экспорта услуг в целом по территории – 115,2% (110%); экспорта услуг без республиканских организаций – 122,3% (117%). Рентабельность продаж в организациях сельского хозяйства составила 13,1% при задании 3–3,5%. Привлечено 45,4 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций, в том числе на чистой основе –  26,9 млн.долларов США, что в 2,4 раза больше, чем в прошлом году.

За январь–август  на 13,4% больше аналогичного периода  прошлого года подано населению товаров (задание 104,5–105%). Удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал составил 49,3% при задании 45%, Введено в действие 251,5 тыс.кв. метров жилья, 62,9% к заданию (400 тыс.кв.м). Сельхозорганизациями области произведено валовой продукции сельского хозяйства на 6,2% больше, чем в прошлом году.

Второй год в области  реализуется Региональная программа  инновационного и инвестиционного  развития Витебской области на 2011–2015 годы (далее – Региональная программа), которая направлена на формирование эффективной инновационной социально-ориентированной экономики области, наращивание темпов роста производства, создание принципиально новых предприятий и охватывает самые разные сферы и отрасли.

В числе наиболее значимых проектов, осуществленных в нынешнем году, – строительство 7 гелиоустановок для горячего водоснабжения в рамках подпрограммы «Малая энергетика Витебщины», введение в эксплуатацию торгово-развлекательного комплекса Бизнес-центр Марко-Сити» («Витторг»). Набирает обороты и подпрограмма «Витмаш». СООО «Грандискар» выпустило 37 автомобилей скорой помощи. В рамках подпрограммы «Витебский родник» создан цех по организации розлива безалкогольных напитков и минеральной воды на ЧУП «Ушачский овощесушильный завод».

Только в первом полугодии  текущего года на реализацию мероприятий  Региональной программы направлено 7 триллионов рублей.

В рамках Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее  – программа) в области реализуется 13 проектов, направленных на внедрение  инновационных технологий в производственную сферу, увеличение объемов производства, создание и модернизацию высокоэффективных рабочих мест.

Информация о работе Международные неправительственные организации, их роль в современной экономике