Мировой океан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 22:14, реферат

Описание работы

Мировой океан, занимая площадь равную 71% поверхности земного шара, играет исключительно важную роль в жизни нашей планеты. Моря и океаны - это огромная сфера хозяйственной деятельности ее населения. По ним проходят судоходные маршруты, они обеспечивают добывающую базу биологических ресурсов, хранят в своих недрах огромные запасы полезных ископаемых, к разработке которых, по сути, человечество только приступило. В связи с этим, освоение Мирового океана и морских ресурсов становится приоритетным направлением в политическом и экономическом развитии большинства стран мира.

Файлы: 1 файл

диссертацияяяяяя!!!.docx

— 73.43 Кб (Скачать файл)

 

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы российских, китайских и западных ученых, а также законодательные акты и официальные документы власти КНР, определяющие характеру морской политики Китая. В ходе диссертационного исследования были использованы системный, сравнительный, исторический и другие общенаучные подходы, а также целый ряд методов современной политологии и некоторых смежных наук. Использование сравнительно-аналитического метода позволило проследить эволюцию формирования современной военно-морской доктрины КНР. Также в работе использованы методы политического анализа, которые дают возможность выяснить приоритеты КНР в обеспечении морской безопасности.

 

Объектом исследования является государственная политика КНР в области обеспечения национальной безопасности.

 

Предметом исследования является морская политика Китая, как составная часть государственной политики и один из элементов системы национальной безопасности.

 

При рассмотрении предмета исследования основное внимание в работе уделяется вопросам морской деятельности КНР в области обеспечения морской безопасности.

 

В российской научной литературе и официальных документах понятие морская безопасность имеет узкую направленность и трактуется как создание условий для защиты морских перевозок, узлов морских коммуникаций от террористической угрозы и пиратства. В то же время в китайских источниках морская безопасность рассматривается более широко. В этой связи в диссертации в это понятие включена целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов по выявлению, предупреждению и противодействию угроз безопасности морехозяйственной деятельности (морские перевозки, сохранение и освоение ресурсов Мирового океана и др.), а также военно-морская деятельность КНР в интересах обороны и безопасности страны с участием военной составляющей ее морского потенциала - ВМС НОАК.

 

Цель диссертационного исследования: на основе анализа содержания и результатов морской политики КНР начала XXI века дать оценку ее эффективности по основным направлениям (сферам) морской деятельности и спрогнозировать ее развитие на ближайшую перспективу.

 

Научная задача: раскрыть общее содержание и особенности морской политики КНР на современном этапе.

 

Для решения научной задачи и достижения цели исследования ставились следующие частные исследовательские задачи:

 

• Рассмотреть национальные интересы КНР в Мировом океане в начале XXI века;

 

• Выявить основные направления обеспечения морской безопасности Китая;

 

• Определить этапы развития военно-морской доктрины КНР и раскрыть их содержание;

 

• Раскрыть содержание политики КНР в решении морских территориальных споров в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях;

 

• Рассмотреть тайваньскую проблему в контексте морской политики КНР.

 

Практическая значимость работы определяется комплексностью исследования морской политики КНР на современном этапе. Исследование может представлять практический интерес для специалистов китайских государственных структур. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программ взаимовыгодного сотрудничества между Китаем, Россией и другими странами АТР.

 

Хронологические рамки исследования. Основная часть работы посвящена анализу морской политики Китая на рубеже XX и XXI веков. Этот период характеризуется усилением активности в рамках диалога по поводу территориальных морских споров между Китаем и странами, причастными к этим спорам, а также возрастающим вниманием китайского руководства к укреплению военно-морских сил.

 

Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей развития морской политики Китая на современном этапе. Это проявляется в следующем:

 

• Проанализировано влияние и роль ряда факторов в формировании военно-морской доктрины КНР и развитии ее морской силы;

 

• Исследованы этапы развития военно-морской доктрины и главные задачи оборонная доктрина КНР;

 

• Проанализировано содержание стратегии «нитки жемчуга», предусматривающей защиту морских путей доставки энергоносителей из районов Ближнего Востока в порты КНР;

 

• Рассмотрены проблемы морской безопасности с учетом возможных вариантов обеспечения морской безопасности Китая на базе комплексного исследования территориальных морских споров страны.

 

Положения, выносимые на защиту:

 

1. В настоящее время  Китай активно реализует свою  морскую политику по защите  своих морских интересов, включающих  экономическое развитие, управление  территориями, энергетическую и  продовольственную безопасность, а  также торговлю. По сути дела  во всех омывающих территорию  Китая морях существуют спорные  территории, которые находятся в  Восточно-Китайском и Южно-Китайском  морях. Если Китай не сможет  обеспечить свои интересы и  права в этих регионах, то он  не сможет стать морской державой.

 

2. Современная китайская  политика обеспечения морской  безопасности включает в себя  следующие направления: защита национальной  морской территории; обеспечение  независимости в области морских  перевозок; обеспечение нового международного  морского порядка и совершенствование  системы Морского права государства; интенсивное развитие морской хозяйственной деятельности; охрана окружающей среды морей и океанов; активное развитие международного сотрудничества в морской сфере.

 

3. В соответствии с морскими  интересами и развитием потенциала  для участия в боевых морских  операциях с конца XX в. китайская военно-морская доктрина перешла от прежней стратегии «обороны в прибрежных водах» к стратегии «обороны в дальней морской зоне». Главными задачами стратегии обороны КИР являются завершение объединения родины, защита своих интересов в прибрежных акваториях и предотвращение вооруженной подрывной деятельности, а также защита общественной стабильности.

 

4. Проблема обеспечения  безопасности морских коммуникаций, по-видимому, решается по двум  направлениям. С одной стороны, Китай  хочет реализацию стратегии «нитка  жемчуга», позволяющей укрепить  связи со странами вдоль морских  транспортных коридоров от Ближнего  Востока до Южно-Китайского моря. При этом КНР активно развивают  политическое и экономическое  сотрудничество в Индийском океане  и АТР, с Японией, США, Индией и  странами АСЕАН.

 

5. Восточно-Китайское море  и Южно-Китайское море имеют  особое значение для морской  политики КНР, потому что эти  регионы не только обладают  богатыми морскими ресурсами, но  и занимают важное геостратегическое  положение. С одной стороны, данные  экономические и военно-стратегические  факторы во многом обусловили  стремление Пекина к усилению  военно-политической роли и военно-стратегических  позиций в АТР, и прежде всего  на его морской акватории. С  другой стороны, Китай хочет урегулировать  морские территориальные споры  в этих регионах мирными средствами  и пытается внедрить политику  «отложить разногласия и совместно  осваивать природные ресурсы».

 

6. По сравнению со спорами  в Восточно-Китайском и Южно-Китайском  море, вопрос Тайваня является  внутренним делом Китая. Сегодня  тайваньская проблема является  одной из причин развития морских  сил КНР. Для Китая о. Тайвань  не только имеет экономическое, но и геополитическое и стратегическое  значение. Если Китай не сможет  решить тайваньскую проблему, то  он не сможет реализовать свою  морскую стратегию «обороны в  дальней морской зоне». Для решения  тайваньской проблемы, Китаю, с одной  стороны, необходимо продолжать  наращивать боевые возможности  всех видов НОАК, в первую очередь, ВМС. С другой стороны, Китай будет  стимулировать взаимовыгодные экономические  связи с Тайванем и оказывать  психологическое влияние на народы  Тайваня, чтобы решить проблему  «объединения родины демократическим  путем».

Заключение диссертации

по теме "Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития", Ли Гуаньцюнь

 

Выводы:

 

Одной из важнейших проблем морской безопасности Китая являются острые морские территориальные споры. Государственный суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства. В отличие от споров в Восточно-Китайском и Южно-Китайском море, вопрос Тайваня является внутренним делом Китая. Во всех этих конфликтных зонах Китай имеет свои национальные интересы, которые намерен защищать и реализовывать. Эти споры угрожают не только национальной безопасности Китая, но и

 

1 Chas W. Freeman. The Taiwan Problem and China's Strategy for Resolving It // Middle East Policy Council. 2011, № 9. C. 42 стабильности в этом регионе. Если Китай не сможет решить эти вопросы, то он не успеет реализовать свою морскую стратегию.

 

Восточно-Китайское море, Южно-Китайское море и Тайваньский пролив для Китая не только означают завершение объединения родины, но и имеют важное стратегическое значение в реализации морской стратегии. Если Китай не может обеспечить свои интересы и права в этих регионах, то он не будет иметь базы для реализации стратегии «доминирования в региональной акватории», а также «обороны в дальней морской зоне». Тем не менее в результате выполнения первого этапа долгосрочного плана модернизации ВМС Китая они приобретают возможность «проекции силы» на всю акваторию этих регионов.

 

Китай может использовать силу при разрешении в свою пользу конфликтов в Восточно-Китайском море и Южно-Китайском море, а также в отношениях с Тайванем. Однако он знает, что боевые действия являются реальной катастрофой для всех групп заинтересованных сторон. Хотя эти споры становятся все более актуальными, они не являются непреодолимым препятствием на пути развития двухсторонних и многосторонних связей между Китаем и сторонами, причастными к этим спорам. Только опираясь на диалог и сотрудничество, возможно отвечать общим интересам всех заинтересованных стран.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время проблема освоения Мирового океана занимает особое место в системе международных отношений и в стратегии развития многих стран. Несмотря на различия морской политики стран, национальная морская политика является важной частью национальной стратегии. Главной задачей морской политики является защита национальных морских интересов, а целью морской политики остается максимальная реализация национальных морских интересов и прав. Кроме того, национальная морская политика основывается на морской мощи, в том числе и на военно-морской силе.

 

В настоящее время к основным национальным интересам КНР в Мировом океане можно отнести: во-первых, сохранение суверенитета Китайской Народной Республики, который распространяется на внутренние морские воды, территориальное море, а также на воздушное пространство над ними, на дно и недра; во-вторых, обеспечение суверенных прав и юрисдикции КНР, осуществляемых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, управления этими ресурсами, защиты и сохранения морской среды; в-третьих, обеспечение свободы открытого моря, включающая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; в-четвертых, обеспечение энергетической безопасности путем контроля над жизненно-важными морскими коммуникациями, особенно морскими транспортными коридорами от портов Ближнего Востока до Южно-Китайского моря; в-пятых, создание условий, способствующих извлечению выгоды из морской хозяйственной деятельности населением КНР, особенно ее приморских регионов, а также государством в целом; в-шестых, решение территориальных споров по принадлежности островов Сэнкаку, расположенных в Восточно-Китайском море и отдельных островных территорий в Южно-Китайском море.

 

С учетом вышерассмотренных морских интересов, основными направлениями обеспечения морской безопасности КНР являются: во-первых, в области внешней политики: обеспечение решения спорных вопросов дипломатическим путем с каждой страной Юго-Восточной Азии и Японией в отдельности; проведение политики сотрудничества с соседними странами в виде совместной зоны свободной торговли и связанных с ней преимуществ; нормализация и укрепление отношений с Индией, контролирующей большую часть морских коммуникаций в Индийском океане; реализация стратегии «нитки жемчуга», позволяющей укрепить связи со странами вдоль морских транспортных коридоров от Ближнего Востока до Южно-Китайского моряс; создание условий для недопущения вмешательства США в территориальные споры КНР с соседними странами.

 

Во-вторых, в области военно-морской деятельности: наращивание боевого потенциала ВМС НОАК с целью предостеречь руководство стран региона от необдуманных действий, попыток решения территориальных споров с применением силы; активное участие сил китайского флота в антитеррористической деятельности и действиях против пиратства.

 

В-третьих, в экономической области: сохранение темпов развития морской хозяйственной деятельности, обеспечивающей большой вклад в развитие экономики страны; обеспечение экономической безопасности и независимости в области морских перевозок, особенно перевозок энергоносителей; продолжение осуществления государственной поддержки ключевых отраслей, обеспечивающих развитие морской деятельности государства (судостроительной, рыболовной, рыбообрабатывающей, нефте и газодобывающей и др.).

 

В соответствии с требованиями морских интересов и развития потенциала для участия в боевых морских операциях, китайское военно-политическое руководство планирует постепенно расширять сферы военно-морской стратегической обороны. Отличительной особенностью морской стратегии «обороны в дальней морской зоне» является реализация целей сохранения единства страны. Если Китай не может обеспечить свои интересы и права в Восточно-Китайском море, более развитые прибрежные провинции Китая в Восточном регионе будут стоять перед лицом стратегической угрозы. Тогда Китай потеряет базы тыла для реализации стратегии «обороны в дальней морской зоне». Если Тайвань станет независимым государствам, то его особая географическая позиция, потенциал экономики и военная сила будут сдерживать развитие морских сил Китая. Тогда Китай полностью потеряет стратегические условия для реализации стратегии «обороны в дальней морской зоне». Кроме того, Южно-Китайское море имеет важное стратегическое значение для безопасности Китая не только в прибрежных водах, но и в дальней морской зоне. Поскольку тайваньская экономика сильно связана с морским транспортным каналом в Южно-Китайском море, реализация морской силы Китая в этом регионе усилит контроль за тайваньской проблемой.

Информация о работе Мировой океан