Модернизация системы водоотведения и очистка бытовых сточных вод в сельском поселении «Гжельское» на примере работы МУП Раменского район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы очистки бытовых сточных вод.
В соответствии с целью проектирования определены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику жилищно-коммунального комплекса МУП Раменского района «Гжельское ПТО КХ»;
2. Изучить проблемы экологической безопасности Раменского района (из целевой программы «Экология Раменского района на 2004-2006гг.»); Методом исследования, использованным в процессе выполнения работы, является изучение и анализ научной литературы, изучение деятельности коммунального хозяйства на материалах МУП Раменского района «Гжельское ПТО КХ» и разработка новых проектов.

Содержание работы

Введение
1. Очистка бытовых и сточных вод как важнейший фактор экологической безопасности Раменского района (из целевой программы «Экология Раменского района на 2004-2006гг.»)
1.1 Что такое очистка бытовых сточных вод
1.2 Сооружения для механической очистки сточных вод:
1.2.1 решётки (или УФС — устройство фильтрующее самоочищающееся) и сита
1.2.2 песколовки
1.2.3 первичные отстойники
1.2.4 мембранные элементы
1.2.5 септики
1.3 Основные направления развития системы ЖКХ в условиях российской экономики

2. Деятельность МУП «Гжельское ПТО КХ» по модернизации системы водоотведения
2.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности МУП
2.2 Функционально-структурный анализ МУП
2.2.1 блок грубой механической очистки;
2.2.2 регулирующая емкость;
2.2.3 водораспределительная камера;
2.2.4 аэротенки;
2.2.5 нитри-денитрификаторы;
2.2.6 резервуар чистой воды;
2.2.7 фильтры;
2.2.8 иловой колодец;
2.2.9 илоуплотнитель;
2.2.10 контактный резервуар;
2.2.11 устройство обезвоживания осадка
2.3 Практикуемые механизмы очистки бытовых сточных вод в МУП
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы очистки бытовых сточных вод
3.1 Социально-экономическое обоснование предложенных рекомендаций.
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Устройство должно быть размещено  на водонепроницаемом основании  с отводом в канализацию или  приемную емкость. Устройство можно  эксплуатировать при температуре  от 0ºС до 35ºС.

Все элементы оборудования изготовлены из коррозионно-стойких  материалов. Корпус устройства обезвоживания  сварен из стальных коррозионно-стойких  листов и профилей. Смешивающие и  подводящие трубы изготовлены из полипропилена. Емкость для полифлокулянта - полиэтиленовая

 

 
2.3 Практикуемые механизмы очистки бытовых сточных вод в МУП

 
Регулирующая емкость, аэротанки и нитри-денитрификаторы устанавливаются на общем основании в виде каре и обваловываются по наружному периметру. Блок грубой механической очистки, водораспределительная камера, фильтры и часть технологического оборудования располагается на перекрытии регулирующей емкости и размещается в павильоне. Резервуар чистой воды и илоуплотнитель встраиваются в регулирующую емкость. В образуемой галерее между регулирующей емкостью и блоком биологической очистки размешается технологическое оборудование. Учет расхода сточной воды осуществляется по производительности насоса.  
Над сооружениями возводится павильоном из легких конструкций 
Сточные воды от канализационной насосной станции по напорным трубопроводам подаются на блок грубой механической очистки (БГМО), состоящий из решетки с ручным удалением отбросов и тангенциальных песколовок, где происходит изъятие тяжелых минеральных и грубодисперсных загрязнений. От БГМО стоки поступают в регулирующую емкость. Из регулирующей емкости сточные воды насосом подаются в водораспределительную камеру и далее самотеком на блок биологической очистки. 
Биологическое окисление органических загрязнений происходит в многокамерных аэротенках с затопленной загрузкой. На выходе аэротенк имеет отстойную зону, оборудованную тонкослойным блоками для отделения ила. 
Сточные воды, прошедшие биологическую очистку самотеком направляются в нитри-денитрификатор, имеющий аналогичную аэротенку конструкцию, и отличающийся расположением аэрационных зон и зон с затопленной загрузкой. В нитри-денитрификаторе проходит окончательное окисление органических загрязнений, окисление азота аммонийного до азота нитритов и нитратов и восстановление нитратного азота до атомарного. 
Сточные воды, прошедшие глубокую биологическую очистку поступают в резервуар чистой воды, откуда насосом подаются на доочистку, цель которой заключается в изъятии фосфатов и снижении взвешенных веществ. При этом используется метод реагентного фильтрования на напорных фильтрах с плавающей пенополистирольной загрузкой. В качестве химического реагента используется коагулянт «АКВА-АУРАТ» (алюминия гидроксид хлорид).  
Доза реагента принимается в пределах 10-20 мг/л и уточняется в процессе пуско-наладочных работ. Прошедшие через слой фильтрующего материала глубоко очищенные сточные воды по сборному трубопроводу подаются в контактный резервуар, туда же подается раствор гипохлорита натрия. 
Промывка фильтрующей загрузки осуществляется биологически очищенной водой. Грязная промывная вода сбрасывается в регулирующую емкость. Фильтроцикл составляет не менее 12 часов. 
Избыточный активный ил от биологической очистки направляется в иловой колодец, откуда насосом перекачивается в илоуплотнитель. Уплотненный избыточный активный ил, а также песчаная пульпа от БГМО собираются в специальный контейнер, откуда перекачиваются на устройство обезвоживания осадка OZK-4. 
 
Осадок насосом подается по подающему трубопроводу из накопителя в бункер В подающий трубопровод с помощью насоса-дозатора поступает полифлокулянт. Отрезок трубопровода за точкой подачи полифлокулянта является участком смешивания, где начинается хлопьеобразование ила. 
В месте соединения трубки подачи полифлокулянта и подводящего трубопровода осадка находится клапан противодавления. Хлопьевидный осадок поступает из 'бункера в фильтрационные мешки, закрепленные защелками на горловинах. В мешках осадок задерживается, а отфильтрованная вода стекает по отводящему трубопроводу в иловый колодец. От перелива устройство обезвоживания защищено переливной трубой. При выполнении технологических требований можно получить обезвоживание осадка на 10-20 % в течение 24-часового цикла. Мешки с обезвоженным осадком периодически вывозятся тележкой в хранилище временного хранения, расположенное на территории очистных сооружений. В случае хранения осадка в данном помещении в течение 40-60 дней осадок будет обезвожен на 20-40 %. В дальнейшем осадок вывозится на захоронение или используется в качестве удобрений. Временное хранилище оборудуется приямком с дренажным насосом RICHT-7M, перекачивающим стоки на «голову» очистных сооружений. 
Выводы МУП Раменского района «Гжельского ПТО КХ» по проекту построения очистных сооружений:  
С вводом в эксплуатацию очистных сооружений для Гжельского завода строительных улучшится экологическая обстановка в регионе: 
-очистные сооружения будут работать без перегрузки и качество очистки повысится; 
-сточные воды от жилого поселка будут очищаться с надлежащим качеством, до ПДК водоемов рыбохозяйственного назначения. 
 
 
 
 
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы очистки бытовых сточных вод

Для достижения НДС МУП Раменского района «Гжельское ПТО КХ» в 2009-2010 гг. планирует проводить следующие мероприятия: 
1. Своевременная выгрузка илового осадка. 
2. Контроль за работой воздуходувок. Вследствие этого осуществится правильная работа процесса нитрификации. За счет этого снизятся показатели по следующим веществам: БПК5, азот аммонийный, СПАВ. 
3. Осуществлять контроль за сбросом сточных вод с предприятий. Это приведет к снижению концентраций нефтепродуктов и фосфатах в сточных водах. 
4. Заключение договора с организацией по производству анализов сточных вод. 
 
На федеральном уровне: 
Для устранения несовершенства и разобщенности инструментов экономического и технического регулирования в водоснабжении и водоотведении в сфере ЖКХ необходимо разработать ряд федеральных документов. Например, к ним можно отнести:  
 
– основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусматривающие установление тарифов на уровне экономически обоснованных финансовых потребностей предприятий ВКХ;  
– методические указания по формированию тарифов (а также надбавок, тарифов на подключение) на услуги организаций водоснабжения и водоотведения;  
– методические указания по определению расхода воды на собственные нужды и потерь воды при эксплуатации систем водоснабжения, которые обязательны для применения при утверждении тарифов на водоснабжение;  
– порядок расчета абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ;  
– методические рекомендации по установлению нормативов потребления питьевой воды и отведения сточных вод при использовании воды на нужды подсобного хозяйства на территориях с индивидуальной застройкой.  
 
В существующей нормативно-правовой базе в части экономического регулирования также представляется необходимым внести ряд изменений: 
– предусмотреть уменьшение платы за пользование водными объектами при заборе предприятиями ВКХ воды на хозяйственно-питьевые нужды из водоисточника, вода которого не соответствует требованиям к источникам питьевого водоснабжения первого, второго, третьего классов, на сумму, необходимую на выполнение мероприятий по дополнительной очистке воды из такого водоисточника до соответствия установленным требованиям; 
– изменить положения Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации в части порядка установления лимитов, ставок и расчетов за сверхлимитное потребление воды, сверхлимитные сбросы сточных вод и загрязняющих веществ;  
– изменить в Правилах представления коммунальных услуг механизм определения платы за водоснабжение в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных приборов учета с тем, чтобы мотивировать постепенный переход к приборному учету всех участников водопотребления: ОКК, управляющих организаций, потребителей. 
В части технического регулирования давно вызрела потребность принятия технических регламентов «О водоснабжении» и  
«О водоотведении». Необходимо разработать методические рекомендации по проведению планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, которые должны быть основой планирования работ по ремонту оборудования, в том числе в целях рационального водопользования, при формировании финансовых потребностей для реализации производственных программ предприятий ВКХ. Также представляется целесообразным пересмотреть нормы расхода воды, предназначенные для целей проектирования объектов с учетом современных требований к зданиям и санитарно-техническому оборудованию, а также экологических требований.  
Установление новых и реконструкция действующих «правил игры» для водоснабжения и водоотведения способствовало бы и решению проблем с инвестициями.  
Во многих регионах России тепловые сети и теплоэнергетическое оборудование имеет степень износа, превышающую 70 %, системы водоснабжения и водоотведения имеют износ более 60%, электрические сети и электрооборудование имеют порядка 70% износа от общего количества. Подобная ситуация связана с недостаточным финансированием работ по восстановлению и реконструкции объектов теплоснабжения в течение длительного времени. Несмотря на значительные объемы ремонтно-профилактических работ, процесс старения сетей и оборудования опережает их восстановление. В результате имеют место отключения потребителей коммунальных услуг из-за порывов на сетях, превышающие нормативные сроки на устранение аварийных ситуаций. При этом 30% основных фондов муниципального теплоэнергетического хозяйства полностью отслужили нормативные сроки и по причине их изношенности находятся в предаварийном состоянии, что сопряжено с высокой степенью риска выхода из строя оборудования в зимний период. 
Учитывая кризисное состояние инженерных объектов коммунальной инфраструктуры, социальную направленность модернизации инженерных систем, следует отметить, что решение данной проблемы возможно только при привлечении субсидий на реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт инженерных систем и объектов ЖКХ. Средства федерального бюджета должны быть направлены на комплексный подход к решению задач выполнения работ по модернизации и реконструкции инженерных объектов коммунальной инфраструктуры.

 

 
Целями программы являются: 
 
-повышение эффективности и надежности функционирования муниципальных инженерных объектов коммунальной инфраструктуры и уровня комфортности проживания населения за счет осуществления комплекса организационно- технических мероприятий, направленных на модернизацию и реконструкцию действующих объектов; 
-обеспечение безопасности эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры. 
 
Задачами программы являются: 
-увеличение количества муниципальных объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, отвечающих нормативным требованиям; 
-снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры. 
 
Ожидаемые результаты реализации программы: 
- повышение уровня комфортности проживания населения в жилых домах; 
- повышение качества предоставления коммунальных услуг населению (по теплоснабжению, по водоснабжению, электроснабжению); 
- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; 
- увеличение количества объектов муниципального коммунального хозяйства, отвечающих нормативным требованиям. 
 
Показателями эффективности реализации программы являются: 
- количество центральных тепловых пунктов, отвечающих нормативным требованиям; 
- количество котельных, отвечающих нормативным требованиям; 
- количество домов, обеспеченных коммунальными услугами в соответствии с нормативными требованиями. 
 
Степень достижения ожидаемых результатов планируется измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями. 
Механизм реализации программы. 
Важными элементами механизма реализации программы являются планирование, мониторинг, уточнение и корректировка целевых показателей программы. В связи с этим муниципальный заказчик осуществляет целевое и эффективное использование денежных средств, предусмотренных программой, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, достижение конечных результатов программы, подготавливает информацию о ходе реализации программы по состоянию за отчетный период и направляет ее в департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам. 
3.3 Социально-экономическое обоснование предложенных рекомендаций 
Ежегодно в системах водоснабжения происходит около 195 тысяч аварий, в том числе на водопроводных сетях — 160,7 тысяч (82% от общего количества аварий).  
В системах водоотведения число аварий составляет около 40 тысяч в год, в том числе на канализационных сетях — 33,8 тысяч (84,5% от общего количества аварий)[1].  
Проблемы, которые существуют в водоснабжении и водоотведении в сфере ЖКХ, во многом обусловлены несоответствием обязательств, взятых на себя государством в прошлом, и ресурсов, имеющихся сегодня для их выполнения у субъектов РФ и органов местного самоуправления. Во времена плановой экономики в сферу ЖКХ направлялись большие финансовые средства, необходимые для поддержания часто неэффективных (с экономической точки зрения) систем жизнеобеспечения.  
Сегодня величина платежа, который взимается с населения за услуги водоснабжения и водоотведения, не может полностью покрыть всех затрат на модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства. Ситуация вокруг инвестиций в инженерную инфраструктуру водоснабжения и водоотведения напоминает замкнутый круг. 
С одной стороны, собственных источников финансирования капитальных вложений у большинства предприятий ВКХ и органов местного самоуправления не хватает.С другой стороны, привлечение внешних источников инвестирования проблематично из-за отсутствия полного пакета четких «правил игры» для частных инвесторов и жесткого директивного регулирования тарифов и платы.  
Отсюда следует очевидный вывод, что государство должно взять на себя основную роль в запуске механизма устойчивого водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях через нормативно-правовое обеспечение водопользования в сфере ЖКХ и его финансирование.  
Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, между предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, абонентами (исполнителями) и потребителями относятся к сфере жилищно-коммунального хозяйства и должны регулироваться гражданским, санитарным и иным законодательством в той мере, в какой они не урегулированы новым Водным Кодексом (действует с 01.01.2007 года). 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Защита водных ресурсов от истощения и загрязнения и их рационального использования для нужд народного хозяйства - одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения. В России широко осуществляются мероприятия по охране окружающей Среды, в частности по очистке производственных сточных вод. 
Одним из основных направлений работы по охране водных ресурсов является внедрение новых технологических процессов производства, переход на замкнутые (бессточные) циклы водоснабжения, где очищенные сточные воды не сбрасываются, а многократно используются в технологических процессах. Замкнутые циклы промышленного водоснабжения дадут возможность полностью ликвидировать сбрасываение сточных вод в поверхностные водоемы, а свежую воду использовать для пополнения безвозвратных потерь.В химической промышленности намечено более широкое внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, дающих наибольший экологический эффект. Большое внимание уделяется повышению эффективности очистки производственных сточных вод.Значительно уменьшить загрязненность воды, сбрасываемой предприятием, можно путем выделения из сточных вод ценных примесей, сложность решения этих задач на предприятиях химической промышленности состоит в многообразии технологических процессов и получаемых продуктов. Следует отметить также, что основное количество воды в отрасли расходуется на охлаждение. Переход от водяного охлаждения к воздушному позволит сократить на 70-90 % расходы воды в разных отраслях промышленности. В этой связи крайне важными являются разработка и внедрение новейшего оборудования, использующего минимальное количество воды для охлаждения. 
Существенное влияние на повышение водооборота может оказать внедрение высокоэффективных методов очистки сточных вод, в частности физико-химических, из которых одним из наиболее эффективных является применение реагентов. Использование реагентного метода очистки производственных сточных вод не зависит от токсичности присутствующих примесей, что по сравнению со способом биохимической очистки имеет существенное значение. Более широкое внедрение этого метода как в сочетании с биохимической очисткой, так и отдельно, может в определенной степени решить ряд задач, связанных с очисткой производственных сточных вод. В ближайшей перспективе намечается внедрение мембранных методов для очистки сточных вод. 
На реализацию комплекса мер по охране водных ресурсов от загрязнения и истощения во всех развитых странах выделяются ассигнования, достигающие 2-4 % национального дохода ориентировочно, на примере США, относительные затраты составляют (в %): охрана атмосферы 35,2 % , охрана водоемов - 48,0, ликвидация твердых отходов - 15,0, снижение шума -0,7, прочие 1,1. Как видно из примера, большая часть затрат - затраты на охрану водоемов. Расходы, связанные с получением коагулянтов и флокулянтов, частично могут быть снижены за счет более широкого использования для этих целей отходов производства различных отраслей промышленности, а также осадков, образующихся при очистке сточных вод, в особенности избыточного активного ила, который можно использовать в качестве флокулянта, точнее биофлокулянта. Таким образом, охрана и рациональное использование водных ресуров это одно из звеньев комплексной охраны природы. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

Список источников 
1.            «Экология Раменского района на 2004-2006гг.» 
 
2.            Пояснительная записка к рабочему проекту «Очистные сооружения». «Гжельское ПТО КХ» Раменского района Московской области. 
 
3.            СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения. 
 
4.            Правила охраны поверхностных вод (типовые положения). М. 1991г. 
 
5.            СаНПиН 2.2.1/2.1.1.984-00. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. 
 
6.            СНиП Н-89-80*. Генеральные планы промышленных предприятий. 
 
7.            СНиП 2.04.05-91. Отопление, вентиляция и кондиционирование. 
 
8.            СНиП 3.05.01-85. Внутренние санитарно-технические системы. 
 
9.            СНиП 2.04.01-85. Внутренний водопровод и канализация зданий. 
 
10.        ПУЭ. Правила устройства электроустановок. 6-е издание. М. Энергоатомиз-дат. 
 
11.        СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.  
 
12.        СНиП 23-01-99. Строительная климатология. 
 
13.        СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы. 
 
14.        СНиП III-4-80*. Техника безопасности в строительстве. 
 
15.        Правила техники безопасности при эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест. 
 
16.        СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. 
 
17.        ТСНВИВ-97МО


Информация о работе Модернизация системы водоотведения и очистка бытовых сточных вод в сельском поселении «Гжельское» на примере работы МУП Раменского район