Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 19:38, реферат
Описание работы
Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………...2
Мониторинг окружающей среды ……………………………………..3
Особо охраняемые природные территории…………………………...6
Особо охраняемые природные
территории…………………………...6
История охраны природы…………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………….19
Введение
Информация о состоянии окружающей
природной среды, об изменениях этого
состояния давно используется человеком
для планирования своей деятельности.
Уже более 100 лет наблюдения за изменением
погоды, климатом ведутся регулярно в
цивилизованном мире. Это всем нам знакомые
метеорологические, фенологические, сейсмологические
и некоторые другие виды наблюдений и
измерений состояния окружающей среды.
Теперь уже никого не надо убеждать, что
за состоянием природной среды надо постоянно
наблюдать. Все шире становится круг наблюдений,
число измеряемых параметров, все гуще
сеть наблюдательных станций. Все большей
сложностью обладают проблемы, связанные
с мониторингом окружающей среды.
Мониторинг окружающей
среды
Сам термин «мониторинг»
впервые появился в рекомендациях специальной
комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам
окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году,
а в 1972 году уже появились первые предложения
по Глобальной системе мониторинга окружающей
среды (Стокгольмская конференция ООН
по окружающей среде). Однако такая система
не создана по сей день из-за разногласий
в объемах, формах и объектах мониторинга,
распределении обязанностей между уже
существующими системами наблюдений.
Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому,
когда возникает острая необходимость
режимных наблюдений за окружающей средой,
каждая отрасль должна создавать свою
локальную систему мониторинга.
Мониторингом окружающей среды называют
регулярные, выполняемые по заданной программе
наблюдения природных сред, природных
ресурсов, растительного и животного мира,
позволяющие выделить их состояния и происходящие
в них процессы под влиянием антропогенной
деятельности.
Под экологическим мониторингом следует
понимать организованный мониторинг окружающей
природной среды, при котором, во-первых,
обеспечивается постоянная оценка экологических
условий среды обитания человека и биологических
объектов (растений, животных, микроорганизмов
и т. д.), а также оценка состояния и функциональной
ценности экосистем, во-вторых, создаются
условия для определения корректирующих
воздействий в тех случаях, когда целевые
показатели экологических условий не
достигаются.
В систему мониторинга должны
входить следующие основные процедуры:
· выделение (определение) объекта
наблюдения;
· обследование выделенного
объекта наблюдения;
· составление информационной
модели для объекта наблюдения;
· планирование измерений;
· оценка состояния объекта
наблюдения и идентификации его информационной
модели;
· прогнозирование изменения
состояния объекта наблюдения;
· представление информации
в удобной для пользователя форме и доведение
ее до потребителя.
Основные цели экологического
мониторинга состоят в обеспечении системы
управления природоохранной деятельности
и экологической безопасности своевременной
и достоверной информацией, позволяющей:
· оценить показатели состояния
и функциональной целостности экосистем
и среды обитания человека;
· выявить причины изменения
этих показателей и оценить последствия
таких изменений, а также определить корректирующие
меры в тех случаях, когда целевые показатели
экологических условий не достигаются;
· создать предпосылки для определения
мер по исправлению возникающих негативных
ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
Исходя из этих трех основных
целей экологический мониторинг должен
быть ориентирован на ряд показателей
трех общих видов: соблюдения, диагностики
и раннего предупреждения.
Кроме приведенных выше основных
целей экологический мониторинг может
быть ориентирован на достижение специальных
программных целей, связанных с обеспечением
необходимой информацией организационных
и других мер по выполнению конкретных
природоохранительных мероприятий, проектов,
международных соглашений и обязательств
государств в соответствующих областях.
Основные задачи экологического
мониторинга:
· наблюдение за источниками
антропогенного воздействия;
· наблюдение за факторами антропогенного
воздействия;
· наблюдение за состоянием
природной седы и происходящими в ней
процессами под влиянием факторов антропогенного
воздействия;
· оценка фактического состояния
природной среды;
· прогноз изменения состояния
природной среды под влиянием факторов
антропогенного воздействия и оценка
прогнозируемого состояния природной
среды.
Экологические мониторинги
окружающей среды могут разрабатываться
на уровне промышленного объекта, города,
района, области, края, республики в составе
федерации.
2. Особо охраняемые
природные территории
Особо охраняемые природные
территории (ООПТ) относятся к объектам
общенационального достояния и представляют
собой участки земли, водной поверхности
и воздушного пространства над ними, где
располагаются природные комплексы и
объекты, которые имеют особое природоохранное,
научное, культурное, эстетическое, рекреационное
и оздоровительное значение, которые изъяты
решениями органов государственной власти
полностью или частично из хозяйственного
использования и для которых установлен
режим особой охраны.
С учетом особенностей режима
и статуса, находящихся на них природоохранных
учреждений обычно различают следующие
категории указанных территорий:
- государственные природные
заповедники, в том числе биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные
заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки
и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные
местности и курорты.
Первые две группы из вышеперечисленных
территорий представляют особую значимость
для охраны природы нашей страны.
Дендрологические парки и ботанические
сады являются природоохранными учреждениями,
в задачи которых входит создание специальных
коллекций растений в целях сохранения
разнообразия и обогащения растительного
мира, а также осуществление научной, учебной
и просветительской деятельности. Территории
дендрологических парков и ботанических
садов предназначаются только для выполнения
их прямых задач, при этом земельные участки
передаются в бессрочное пользование
либо паркам, либо научно-исследовательским
или образовательным учреждениям, в ведении
которых они находятся.
В целях защиты ООПТ от неблагоприятных
антропогенных воздействий на прилегающих
к ним участках земли и водного пространства
могут создаваться охранные зоны или округа
с регулируемым режимом хозяйственной
деятельности.
ООПТ могут иметь федеральное,
региональное или местное значение. ООПТ
федерального значения являются федеральной
собственностью и находятся в ведении
федеральных органов государственной
власти. ООПТ регионального значения являются
собственностью субъектов Российской
Федерации и находятся в ведении органов
государственной власти субъектов Федерации.
ООПТ местного значения являются собственностью
муниципальных образований и находятся
в ведении органов местного самоуправления.
Государственные природные
заповедники являются природоохранными,
научно-исследовательскими и эколого-просветительскими
учреждениями, имеющими целью сохранение
и изучение естественного хода природных
процессов и явлений, генетического фонда
растительного и животного мира, отдельных
видов и сообществ растений и животных,
типичных и уникальных экологических
систем. Эти заповедники являются в России
наиболее традиционной и жесткой формой
территориальной охраны природы, имеющей
приоритетное значение для сохранения
биологического разнообразия.
На территории заповедников
полностью изымаются из хозяйственного
использования, особо охраняемые природные
комплексы и объекты, имеющие природоохранное,
научное, эколого-просветительское значение
как образцы естественной природной среды,
типичные или редкие ландшафты, места
сохранения генетического фонда растительного
и животного мира.
Земля, воды, недра, растительный
и животный мир, находящиеся на территориях
заповедников, предоставляются в пользование
последних на правах, предусмотренных
федеральными законами. Имущество заповедников
является федеральной собственностью.
Здания, сооружения, историко-культурные
и другие объекты недвижимости закрепляются
за заповедниками на правах оперативного
управления. Запрещается изъятие или иное
прекращение прав на земельные участки
и другие природные ресурсы, которые включаются
в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое
имущество заповедников полностью изымаются
из оборота.
На территории заповедника
запрещается любая деятельность, противоречащая
задачам заповедника и режиму особой охраны
его территории, установленному в положении
о данном заповеднике; запрещается интродукция
живых организмов в целях их акклиматизации.
На территориях заповедников
допускаются мероприятия и деятельность,
направленные на:
- сохранение в естественном
состоянии природных комплексов,
восстановление и предотвращение
изменений природных комплексов
и их компонентов в результате
антропогенного воздействия;
- поддержание условий, обеспечивающих
санитарную и противопожарную
безопасность;
- предотвращение условий,
способных вызвать стихийные
бедствия, угрожающие жизни людей
и населенным пунктам;
- осуществление экологического
мониторинга;
- выполнение научно-исследовательских
задач;
- ведение эколого-просветительской
работы;
- осуществление контрольно-надзорных
функций.
Статус государственных
природных биосферных заповедников имеют
государственные природные заповедники,
которые входят в международную систему
соответствующих резерватов, осуществляющих
глобальный экологический мониторинг.
К территориям биосферных заповедников
в целях проведения научных исследований,
экологического мониторинга, а также апробирования
и внедрения методов рационального природопользования,
не разрушающих окружающую природную
среду и не истощающих биологические ресурсы,
могут быть присоединены территории биосферных
полигонов, в том числе с дифференцированным
режимом особой охраны и функционирования.
Конкретный режим особой охраны
территории биосферного полигона устанавливается
в соответствии с положением о нем, утверждаемым
государственными органами, в ведении
которых находятся биосферные заповедники.
Национальные парки являются
природоохранными, эколого-просветительскими
и научно-исследовательскими учреждениями,
территории которых включают в себя природные
комплексы и объекты, имеющие особую экологическую,
историческую и эстетическую ценность,
и которые предназначены для использования
в природоохранных, просветительских,
научных и культурных целях и для регулируемого
туризма.
Земля, воды, недра, растительный
и животный мир, находящиеся на территории
национальных парков, предоставляются
в пользование паркам на правах, предусмотренных
федеральными законами. Историко-культурные
объекты, поставленные на государственную
охрану в установленном порядке, передаются
в пользование национальным паркам только
по согласованию с государственным органом
охраны памятников истории и культуры.
В отдельных случаях в границах парков
могут находиться земельные участки иных
пользователей, а также собственников.
Национальные парки имеют исключительное
право приобретения указанных земель
за счет средств федерального бюджета
и иных не запрещенных законом источников.
Эти парки относятся исключительно к объектам
федеральной собственности. Здания, сооружения,
историко-культурные и другие объекты
недвижимости закрепляются за национальными
парками на праве оперативного управления.
Конкретный парк функционирует на основании
положения, утверждаемого государственным
органом, в ведении которого он находится,
по согласованию со специально уполномоченным
на то государственным органом Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды. Вокруг национального
парка создается охранная зона с ограниченным
режимом природопользования.
За рубежом национальные парки
являются наиболее популярным видом ООПТ.
В частности, в США история создания некоторых
парков насчитывает более ста лет.
В Российской Федерации национальные
парки стали создаваться лишь с 1983 г. и
явились новой для России формой территориальной
охраны природы.
На территориях национальных
парков устанавливается дифференцированный
режим особой охраны с учетом их природных,
историко-культурных и иных особенностей.
Исходя из указанных особенностей на территориях
парков можно выделить функциональные
различные зоны, в том числе заповедные,
с режимом, характерным для природных
заповедников. Вокруг парка выделяется
также охранная зона, где хозяйственная
деятельность должна согласовываться
с администрацией парка.