Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:44, реферат
Российский естествоиспытатель и мыслитель. Основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. В центре его естественнонаучных интересов – разработка целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Вернадский – один из создателей антропокосмизма – системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.
Введение………………………………………………………………………………….………2
1. Наследие великого российского ученого………….…………………………………2
Заключение………………………………………………………………………………………6
Список литературы…………………………………………………………………………….6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экологии»
Наследие великого русского ученого В.И. Вернадского
Выполнил:
студент 1 курса
группы «_3м-103п_»
Ивашко Денис Валерьевич
Салават
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Наследие великого российского ученого………….…………………………………2
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Российский естествоиспытатель и мыслитель. Основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. В центре его естественнонаучных интересов – разработка целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Вернадский – один из создателей антропокосмизма – системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.
Научное наследие Владимира
Ивановича Вернадского
Огромен и конкретен
вклад в активно –
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) - естествоиспытатель и мыслитель-гуманист, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере. Родился в Харькове, в семье профессора полит.экономии И.В. Вернадского.
В.И. Вернадский разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Сейчас подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
В своем мировоззрении Вернадский стремился к органическому синтезу естествознания и обществознания, он является одним из создателей антропокосмизма - мировоззренческой системы, представляющей в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) сторону объективной реальности. Будучи широко эрудированным ученым он свободно владел многими языками, следил за всей мировой научной литературой, состоял в личном общении и переписке с наиболее крупными зарубежными учеными своего времени, что позволяло ему всегда быть на переднем крае научных знаний, а в своих выводах и обобщениях заглядывать далеко вперед.
Основной целью научных и философских исследований Владимира Ивановича является изучение живого вещества Земли - совокупности обитающих на ней организмов, процессов их питания, дыхания и размножения, эволюции этих процессов в истории Земли и роль человеческой деятельности в преобразовании природных условий.
В специальных научных трудах, посвященных минералогии, геологии, биохимии, а также в работах "Живое вещество", "Пространство и время в неживой и живой природе" он осуществляет ряд серьезных обобщений, охватывающих ближний и дальний космос, земную кору, биосферу, жизнь человека и человечества. Именно Вернадский вводит в научный оборот понятие "живого вещества", понимая под этим совокупность всех живых организмов Земли.
Мыслитель убедительно доказывает, что с возникновением жизни на Земле живые организмы стали активно изменять, преобразовывать земную кору, в результате чего образовалась новая комплексная оболочка Земли - биосфера. Основная теория, как следствие этих исследований, - мысль, развиваемая Вернадским в его фундаментальном труде "Научная мысль как планетное явление". Сущность этой мысли состоит в том, что объективно констатируемая направленность развития живого не может прекратить свое действие на человека в ныне существующей, далеко не совершенной природе. Человек, согласно этой теории есть "исключительный успех жизни", но отнюдь не ее предел, homo sapiens служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, должны иметь будущее. Поэтому творческие способности человека должны раздвинуть его еще ограниченное, преимущественно рациональное сознание. Огромный вклад мыслителя-гуманиста в сокровищницу русской культуры - его идея о том, что с возникновением человека на судьбы нашей планеты наряду с живым веществом начинает влиять новый фактор - практическая деятельность человеческого общества. Таким образом, ядром теоретических построений Вернадского становится учение о ноосфере, которую он понимает как реконструкцию биосферы в интересах мыслящего человечества, и о человеке как огромной геол. силе - творце ноосферы.
Появление человека в ряду восходящих живых форм, по мнению Владимира Ивановича, означает, что эволюция переходит к употреблению новых средств - психического, духовного порядка. Эволюция в своем первом мыслящем существе произвела на свет мощное орудие дальнейшего развития - разум, обладающий самосознанием, возможностью глубинно познавать и преобразовывать себя и окружающий мир.
Так, человек, возникший как венец спонтанной, бессознательной эволюции, явился началом, вырабатывающим в себе предпосылки для нового, разумно направленного ее этапа. Закономерным результатом теоретической и практической деятельности человека становится поток информации - различного рода сведений, знаний, концепций, теорий, в который включены как первоначальные, древние мысли человека о мире и о себе и простейшие изобретения, так и новейшие достижения науки и техники, культурного развития человечества.
Этот информационный поток
свидетельствует об образовании
новой специфичной оболочки Земли
- ноосфере, как бы наложенной на биосферу,
но не слитой с ней и оказывающей
на последнюю все большее
Ноосфера, или сфера разума,
- это такое состояние, такой этап
в развитии Земли, на котором именно
научное познание направляет развитие,
когда человечество строит свою жизнь,
опираясь на истинное знание. Она потому
и называется сферой разума, что
ведущую роль в ней играют разумные,
идеальные реальности - творческие
открытия, научные и художественные
идеи, которые материально
Современное состояние человеческого общества Вернадский считал временем зарождения ноосферы. В его работах можно встретить двойственное толкование временной характеристики этого процесса: с одной стороны, ноосфера возникает с самого появления человечества как объективный процесс, с другой - только в настоящее время биосфера начинает переходить в ноосферу.
Именно в 20 в., по мнению мыслителя, возникают материальные факторы перехода к ноосфере, к осуществлению идеала сознательно-активной эволюции. Во-первых, это "вселенскость" человечества, т.е. "полный захват человеком биосферы для жизни": вся Земля не только заселена и преобразована, но и используются практически все ее стихии; во-вторых, человеческое единство как природный фактор, настойчиво пробивающий себе дорогу, несмотря на все объективные межнациональных и социальные противоречия и конфликты; его действие выражается в создании общечеловеческой культуры, сходных форм научной, технической цивилизации, в развитии и преобразовании средств связи и обмена информацией; в-третьих, "омассовление" общества, исторической жизни, когда "народные массы получают все растущую возможность сознательного влияния на ход государственных и общественных, дел"; в-четвертых, открытие новых источников энергии; и, наконец, главный фактор - рост науки, превращение ее в мощную геологическую силу, главную силу создания ноосферы.
Расцвет ноосферы наступит только тогда, когда станет возможным основанное на научных знаниях сознательное управление обществ, процессами и взаимодействием природы и общества в глобальном масштабе.
Научная мысль, по Вернадскому, такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, и она не может остановиться или повернуть вспять.
Наступление периода ноосферы
вытекает из всего прошлого развития
жизни и есть единственно возможный
путь дальнейшего продолжения этого
развития уже на его человеческой,
социальной стадии, поэтому всякое
сопротивление наступлению
Однако, мыслитель предостерегал
человечество, предвидя возможность
использования научных и
В трудах Вернадского также анализировались многие проблемы методологии и философии науки. Он утверждал, что научное познание расширяется не только путем логических приемов мышления: его источником служат также вне-научные сферы мышления, философия и религия.
Обращаясь к философии, он подчеркивал сложную природу философского знания, его зависимость от обыденного, религиозного и научного познания, обосновывая, таким образом, идею плодотворности взаимодействия всех сфер человеческой культуры в деле созидания ноосферы.
Заключение
Учение Вернадского о ноосфере и связанных с ней возможностях культурного развития человечества оказало огромное влияние на становление и развитие антропокосмических и гуманистических культурных парадигм нашего времени, оно является серьезной и глубокой теоретической основой природоохранных мероприятий, борьбы с антропогенным загрязнением окружающей среды, роста экологического сознания в целом.
Список литературы
1. Вернадский В. И. “Избранные труды по истории науки” М.., Наука. – 1981 г. — 359 с.
2. Вернадский В. И. “Труды по истории науки в России” М.., Наука. – 1984 г. — 464 с.
3. Вернадский В. И. “Памяти академика К. М. фон Бера” // В. И. Вернадский “Труды по истории науки в России” М., Наука. – 1984 г. — с. 250-255
4. Вернадский В. И. “Мысли
о современном значении
5. Вернадский В. И. “Размышления натуралиста” // Кн. 2 Научная мысль как планетное явление М.., Наука. – 1975 г. — 191 с.
6. Вернадский В. И. “Из
истории идей” // Вернадский В.
И. “Избранные труды по
7. Вернадский В. И. “Очерки
по истории современного
8. Мочалов И. И. В. И. Вернадский (1863-1945) М.., Наука. – 1982 г. — 488 с.
9. Реале Дж.., Антисери Д. “Западная философия. От истоков до наших дней” т. 1
Информация о работе Наследие великого русского ученого В.И. Вернадского