Научно-техническая революция и экологический кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

В процессе НТР в новую фазу вступают отношения природы и общества. Неконтролируемое воздействие технической цивилизации на природу приводит к серьёзным и вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться можно сказать в хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала так называемая "экологическая проблема", или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания. Также в условиях НТР возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ НТР.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предмет Научно-технической революции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Последствия Научно-технической революции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Вода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Воздух. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Файлы: 1 файл

Научно-техническая революция и экологический кризис БТ.doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

Предмет Научно-технической революции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

 

Последствия Научно-технической революции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Вода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

Воздух. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

 

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Зелёная планета –  это огромные бескрайние просторы лесов, полей, морей и океанов. Свежий воздух. Оранжевое солнце. Но всё ли так  прекрасно, как это нам кажется, когда мы смотрим на это из окна, гуляем по парку, валяемся на пляже. Заводы, фабрики, комбинаты не спят. Каждую минуту, каждую секунду из огромных промышленных труб валит дым, в водоёмы сливаются всякие отходы. А выхлопные трубы автотранспорта? Автомашин миллионы! В атмосфере всё больше и больше накапливается угарного и углекислого газа от сжигания углеводородного топлива. А как быть с подземными захоронениями, например, радиоактивными отходами? 5% всей мировой электроэнергии вырабатывается на АЭС, а это 0,785 тераватт (ТВт) в настоящее время (К. Ллуэллин-Смит. На пути к термоядерной энергетике http://elementy.ru/lib/430807). Что будет с планетой через несколько десятков лет, если такое будет продолжаться? А как мы к этому пришли? Постоянные кризисы заставляли толкать развитие технологий. Например, при кризисе неолита, человек научился обрабатывать землю и выращивать культурные растения. Или, например кризис средневекового времени XIV – XV вв., после которого последовала промышленная революция, или информационная революция, произошедшая в конце XX века. Здесь, в своей курсовой, я хочу рассмотреть факторы загрязнения окружающей среды и то как мы ко всему этому пришли. Чистый ли воздух, которым мы дышим? Чистую ли воду мы пьём? И что будет дальше, если мы ничего предпринимать не будем. Как развивалась экономика в течении столетий? Что заставляло человека заниматься наукой, вместо того, чтобы спокойно заниматься земледелием, охотой, рыболовством и т.п. Понятно, что в начале своего существования, человечество, в основном, только этим и занималось. Главные цели человека всегда были: добыча пищи и воспроизведение себе подобных (следующего поколения). Это и происходит. Численность населения постоянно растёт. А теперь возьмём, например, кризис неолита. Численность людей растёт и как следствие еды тоже нужно больше, следовательно мамонтов становится всё меньше и меньше и в конце концов они полностью вымирают. Появляется вопрос: где взять еду? В скором времени после этого человек научится обрабатывать землю и выращивать еду. Это позволит ещё больше увеличить численность населения людей, потому что проблемы с пропитанием решены. А теперь вопрос: появилось бы земледелие, не будь кризиса неолита? Ответ: нет. А возможно ли было, что мамонты не вымрут, и кризиса не случится? А как иначе? Кроме того изменения климата также влияют на природу. В любом случае рано или поздно человеку бы пришлось развиваться, чтобы выжить. Вот он ответ: человек занимался наукой и техникой, в первую очередь, чтобы выжить. Вот главная цель человека! Такая наука как экология также появилась, для того чтобы выжить, чтобы от своего производства не отравить самих же себя. Медицина появилась, чтобы выжить. Ну это и понятно, тут и объяснять ничего не надо и так можно перечислять и другие науки, многие из них, в каком-то смысле для этого и появились. Кому-то наука была нужна для личной выгоды. В любом случае наука идёт вперёд километровыми шагами и её остановить не возможно.

 

Глава 1. ПРЕДМЕТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Научно-техническая революция (НТР) – это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства (Д. М. Гвишиани; С. Р. Микулинский. 1980). В ходе НТР, начало которой относится к середине XX в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР меняет весь облик общественного производства, характер, условия и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса. (Д. М. Гвишиани; С. Р. Микулинский. 1980).

НТР – это закономерный этап человеческой истории, характерный  для эпохи перехода от капитализма  к коммунизму. Она представляет собой  мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в  социалистических и капиталистических  странах принципиально различны.

НТР — длительный процесс, который имеет две главные  предпосылки — социальную и научно-техническую. Важнейшую роль в подготовке НТР  сыграли успехи естествознания в  конце XIX — начале XX вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю, и сложилась новая картина мира. Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. XX в. существенным изменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснила природу химических связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности, т.е. развивается генетика, формируется хромосомная теория (Д. М. Гвишиани; С. Р. Микулинский. 1980).

Революционный сдвиг  произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Появилась авиация. В 40-х гг. была решена проблема расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили многие капиталистические государства организовать в рамках национального крупного научно-технического проекта согласования взаимодействия науки и промышленности. Это послужило началом для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во второй половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки во многих странах началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Увеличились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе — переход к автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства. (Под ред. А.Г. Булановой. 2005)

В 40—50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических  открытий происходят коренные изменения  в структуре большинства наук и научной деятельности. Так, в 40—50-е  гг. человечество вступает в период НТР.

На современном этапе  своего развития НТР характеризуется  следующими основными чертами:

  1. Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения;
  2. Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер.
  3. Качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме "замещает" затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки;
  4. Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов, превращением процесса производства из простого процесса труда в научный процесс.
  5. Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой.
  6. Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.
  7. Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации.
  8. Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.
  9. Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы.
  10. Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых "экологических проблем" и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы "общество — природа". (Д. М. Гвишиани; С. Р. Микулинский. 1980)

Наряду с основными  чертами НТР можно выделить её главные научно-технические направления: открытие и использование новых  видов энергии; комплексная автоматизация  производства, контроля и управления производством; создание и применение новых конструкционных материалов (Д. М. Гвишиани; С. Р. Микулинский. 1980). Однако сущность НТР не сводится ни к её характерным чертам, ни к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. НТР означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства, начиная с использования материалов и энергетических процессов и кончая системой машин, а также формами организации и управления, отношением человека к процессу производства (Д. М. Гвишиани; С. Р. Микулинский. 1980).

НТР создаёт предпосылки  для возникновения новой единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства (управление)… (Д. М. Гвишиани; С. Р. Микулинский. 1980).

В процессе НТР в новую  фазу вступают отношения природы  и общества. Неконтролируемое воздействие  технической цивилизации на природу  приводит к серьёзным и вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться можно сказать в хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала так называемая "экологическая проблема", или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания. Также в условиях НТР возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ НТР. Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой НТР, с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу. (Под ред. А.Г. Булановой. 2005)

Подлинным носителем  НТР выступает рабочий класс, ибо он является не только главной  производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в полном последовательном развитии НТР (Д. М. Гвишиани; С. Р. Микулинский. 1980). При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития НТР в интересах всех трудящихся.

НТР создаёт предпосылки  для коренного изменения характера  производства и функций главной  производительной силы, т.е. для трудящихся. Она требует профессиональных знаний, квалификации, организационных способностей, а также общего культурного и интеллектуального уровня работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством, раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, а также орудий труда, ну и преобразование среды жизни людей. Для этого требуется социальное освобождение трудящихся, развитие человеческого фактора НТР – повышение образования и общей культуры всех членов общества, а также создание неограниченного простора для всестороннего развития человека.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  РЕВОЛЮЦИИ

Вода. «В настоящее время становится актуальна проблема нехватки чистой питьевой воды. Во всём мире и в России разрабатываются многочисленные новаторские способы водоподготовки, водоснабжения и водоотвода для нужд населения а также различных производств… В государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской федерации» 2006 года приведены данные о доле очищенных сбросов в общем объёме сбросов в поверхностные воды: Объём нормативно очищенных сточных вод в 2006 году уменьшился до 2,1 км3, по сравнению с 2005 годом – 2,19 км3 и составил 10,7% от объёма сточных вод, требующих очистки 19,6 км3. Это связано с износом оборудования – ухудшением его физического состояния, а также есть результат перегруженности очистных сооружений». (Е. Савинкина. Выбор осадителя при очистке сточных вод от сульфата кальция. 1983).

Загрязнение водоёмов есть следствие научно-технической революции. Оно и понятно: чем больше производства, тем больше требуется сырья для производства и тем больше отходов этого производства. Под словом сырьё я подразумеваю не только воду как сырьё. Я имею в виду рудные месторождения. Как сказано в том же научном журнале, такая ситуация «…связана с очисткой организованных и неорганизованных стоков имеющих место на предприятиях по добыче и переработке рудных природных ископаемых. Проблема очистки шахтных (рудничных) и подотвальных вод является насущной экологической и народнохозяйственной задачей, которая не нашла пока решений для многих горнорудных предприятий России…» (Создание систем очистки шахтных (руднечных) вод. 2008.). Образование таких вод – это часть технологического процесса. Залегание руд связано с залеганием подземных вод, которые попадают на поверхность при добыче руды. В этой воде могут присутствовать элементы тяжёлых металлов и других вредных примесей. В результате попадания таких вод в природные водоёмы происходит их загрязнение вредными веществами, зачастую превышающим их уровень ПДК. В 2006 году добыча металлических руд характеризовалась достаточно высоким сбросом сточных вод в поверхностные – 218,57 млн. м3. Объём сточных вод составил 6% от вод всех водоёмов (Создание систем очистки шахтных (руднечных) вод. 2008.). Ниже приведена таблица из того же журнала о химическом составе исходного сырья шахтных вод. (Создание систем очистки шахтных (руднечных) вод. 2008.).

Информация о работе Научно-техническая революция и экологический кризис