Неблагоприятные природные процессы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 23:17, доклад

Описание работы

В условиях необходимости реформирования экономики Украины, как на государственном, так и на региональном уровне становится очевидным, что в настоящее время, недостаточно уделяется внимания проблеме обеспечения ресурсно-экологической безопасности региона. При формировании механизмов регионального управления нет комплексного анализа, который бы учитывал как социальную, экономическую, а так же экологическую компоненты

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Неблагоприятные природные процессы Украины………………….…6
2. Оценки состояния техногенной опасности в Украине………………...9
3. Разработка стратегий противодействий рискам………………………14
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….…17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...18

Файлы: 1 файл

Региональная.docx

— 38.47 Кб (Скачать файл)

 

Опасность на транспорте

 

 Развитая сеть дорожно-транспортных  коммуникаций, их состояние, перевозки  ими подавляющего количества  опасных грузов и функционирования  всех видов транспортных средств  несут значительную угрозу для  людей, экономики и природной  среды. Ежегодно в Украине перевозится  транспортом общего пользования  более 900 млн. тонн грузов, в том  числе значительная часть опасных  и более 3,0 млрд. пассажиров. Несмотря  положительные сдвиги, на железнодорожном  транспорте еще низким остается  уровень технического состояния  путей, стрелочных переводов, земляного  полотна и искусственных сооружений, что обусловливает необходимость  ограничения скорости (до 40-60 км / ч) на 3 тыс. км. главных путей, а на 357 км скорость ограничена до 20-25 км / час.

Неотъемлемой и наиболее ответственной частью дорожно-транспортной сети являются мосты. Всего на автомобильных дорогах Украины построено более 16 тыс. мостов и путепроводов, из них более 45% мостов по своим параметрам не соответствуют нынешним потребностям и требованиям безопасности дорожного движения. А протяженность магистральных трубопроводов по территории Украины составляет более 43 тыс. км, из них: магистральных газопроводов-35 тыс. км, магистральных нефтепроводов-4 тыс. км, продуктопроводов-3,3 тыс. км. Около 14% линейной части магистральных газопроводов построено в 60-70-е годы и сейчас они отработали свой амортизационный срок. Потребность в их обновлении составляет 500 км в год. Фактическое же выполнение работ по капитальному ремонту и реконструкции газотранспортной сети почти в 10 раз ниже необходимого. К тому же аварии и преднамеренные повреждения на магистральных трубопроводах вызывают загрязнения окружающей среды, а значит, становятся источниками повышенной опасности.

 

Опасность на объектах жизнеобеспечения

 

 Жилищно-коммунальное  хозяйство в городах и поселках  городского типа в Украине  характеризуется тоже неудовлетворительным  состоянием сооружений, оборудования, несовершенством системы управления  отраслью. Анализ технического состояния  централизованных систем водоснабжения  свидетельствует, что четвертая  часть водопроводных сетей и  сооружений отработала нормативный  срок амортизации. Половина насосных  агрегатов фактически амортизирована, 40% требуют замены. Более 29% общего  количества сетей находится в  аварийном состоянии. Из-за дефицита  мощностей более половины городов  с населением более 100 тыс. чел. обеспечивается  питьевой водой только по графику. Особое беспокойство вызывает  проблема качества питьевой воды. Ведь подавляющее большинство  действующих сооружений водоснабжения  и водоотведения тоже построена в 60-70-х годах и уже не может обеспечить надлежащее качество воды. В критическом состоянии находится канализационное хозяйство. На коммунальных сооружениях с 10,6 млн. куб. м сточных вод в сутки проходят очистку только 9,6 млн. куб. м, то есть ежесуточно в водные объекты сбрасывается 1 млн. куб. м стоков.

 

 

 

 

 

 

  1. Разработка стратегии противодействия рискам

 

На территории Украины возможно возникновение практически всего спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрогеологического и метеорологического происхождения. К ним относятся: большие наводнения, катастрофические затопления, землетрясения и оползни, лесные и полевые пожары, большие снегопады и гололедицы, ураганы, смерчи и шквальные ветры и т.п. Поэтому ключевой задачей на ближайший период должна быть разработка стратегии противодействия рискам природного и техногенного характера на 2014-2020 годы и на период до 2030 года.

Украина должна в полной мере перейти в системе реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера к политике «приемлемого риска». Вместе с тем, переход Украины к политике приемлемого риска требует коренного изменения всей исполнительной и законодательной системы управления природно-техногенной безопасностью. В настоящее время ее эффективность очень низкая. Должна быть возобновлена ​​деятельность Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций вместо ненужного в настоящее время Министерства промышленности. Концепция «реагировать и исправлять» нежелательные изменения в окружающей человека среде, на которой построена система управления безопасностью в политике абсолютной безопасности, заменяется в политике приемлемого риска на концепцию «предвидеть и предупреждать» следующие изменения. Возникла необходимость проведения широкомасштабных теоретических и экспериментальных научных исследований в этой области, разработки на этой основе законодательной базы и создания соответствующей структуры исполнительной власти.

Для повышения уровня техногенно-экологической безопасности потенциально и техногенно опасных производств и снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций на государственном уровне необходимо:

  1. Осуществить переход в Украине на анализ и управление техногенными рисками как основную систему регулирования безопасности ее населения и территории, которая обеспечит преодоление негативной тенденции роста количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

  2. Важное значение в процессе дальнейшего развития национальной экономики имеет ее модернизация. Она предусматривает восстановление утраченных экономических позиций государства и обеспечение в перспективе темпов роста не менее 5% в год на ближайшие 10 лет, что требует существенной активизации структурно-инвестиционной деятельности (динамический аспект). Важное значение имеет модернизация производственного аппарата, выработка принципиально новой стратегии модернизации, модернизацию в сфере инноваций и институциональной сфере.

3. Создать целостную межведомственную  систему интегрального мониторинга  и прогнозирования чрезвычайных  ситуаций, которая включала бы организацию центра принятия и обработки информации, поступающей от различных систем, органов исполнительной власти, создать банк данных о потенциально и техногенно опасных производствах.

  4. Повысить эффективность работы органов государственного надзора за состоянием и функционированием потенциально опасных производств с целью существенного ограничения их деятельности и снижения уровня опасности за счет уточненной оценки остаточного ресурса оборудования, снижение критических рабочих параметров установок, уменьшения межремонтных периодов и т.д.

5. Должна быть осуществлена  ​​сплошная инвентаризация приватизированных  объектов и соблюдения в них  требований природно-техногенной  безопасности до национализации  и повторной приватизации.

6. Осуществить массированные  инвестиции в модернизацию промышленного  производства, вывод из эксплуатации  производственных фондов, отработавших  свой ​​ресурс, переход на современные  безопасные технологии. Это необходимо, в значительной части потенциально  опасных производств, которые в  перспективе исчерпают свой ​​ресурс.

7. Увеличить инвестиции  в меры по предупреждению, ликвидации  и снижении тяжести последствий  чрезвычайных ситуаций, в т.ч. разработку экономического механизма регулирования безопасности населения и территорий, разработать механизмы заблаговременного выделения централизованных капитальных вложений и средств на эксплуатационные расходы для проведения капитальных и ремонтно-восстановительных работ на потенциально опасных объектах.

8. Ввести повышенные коэффициенты  доплаты за аренду городской  земли для экологически неблагоприятных  производств, расположенных на территории  крупных городов, с целью их  дальнейшего экономического вытеснения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

В заключение отметим, что причины катастроф, будь то техногенные или природные, требуется исследовать и изучать, это поможет свести к минимуму последствия этих катастроф. Учитывая, что вся техносфера– это творение рук человека, можно полгать, что эта созданная им сфера не должна причинять вред или таить в себе опасность, но это, увы, не так.

Катастрофы становятся все более масштабными, их количество и ущерб от них растет.

Мировой опыт свидетельствует, что причины тех или иных катастроф коренятся не в технических параметрах, а в социальных. Наиболее опасные события происходят из-за того, что принимаются ошибочные решения, и люди неправильно действуют в сложных ситуациях. Так было и в Чернобыле, где, как известно, неоправданное экспериментаторство вылилось в неуправляемую ядерную реакцию, и на заводе в индийском городе Бхопале, где была нарушена элементарная техника безопасности, и т.д.

Таким образом, думаю, что кроме изучения и рассмотрения технологической стороны катастроф стоить обратить внимание именно на человеческий фактор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Сайт «Без паники!» http://bezpanik.ru/ocenka-sostoyaniya-texnogennoj-opasnosti-v-ukraine/
  2. Сайт «Библифонд» http://bibliofond.ru/view.aspx?id=6297
  3. Сайт «Главред» http://glavred.info/zhizn/ukrainu-priznali-odnoy-iz-samyh-uyazvimyh-dlya-stihiynyh-bedstviy-263568.html
  4. Сайт «Home finance» http://news.finance.ua/ru/news/~/309169
  5. Буркинский  Б.В.,  Степанов  В.Н.,  Харичков  С.К.  Экономико-экологические  основы  регионального природопользования и развития. ИПРЭЭИ НАН Украины, - Одесса: Феникс,2005,-575с.
  6. Закон  України  «Про  охорону  навколишньго  природного  середовища»  від  25  черв.1991  р,  №1264-XII// Відомості Верховної Ради України.-1191.-№41.-С.546

Информация о работе Неблагоприятные природные процессы Украины