Нефтяные разливы нефти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 06:52, реферат

Описание работы

кологические загрязнения нефтепродуктами, на наш взгляд, очень актуальная, и важная тема, которая с каждым днем напоминает о себе все больше и чаще. Каждую минуту в мире добываются тысячи тонн нефти, и при этом люди даже не задумываются о ближайшем будущем нашей планеты. Нефть и нефтепродукты оказывают вредное воздействие на многие живые организмы и пагубно влияют на все звенья биологической цепи. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов могут нарушать обмен энергией, теплом, влагой и газами между океаном и атмосферой.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и состав нефти 4
2 Способы добычи нефти в Сахалинской области 6
3 Потенциальные источники разливов нефти в Сахалинской области 8
4 Аварийные разливы нефти в Сахалинской области 11
5 Природные источники нефти 18
6 Влияние разливов нефти на серых китов 19
7 Мероприятия по ликвидации аварийных разливов нефти 20
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

neftyanye_zagryaznenia_Sakhalina.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

п/п

Наименование разделов, подразделов

Стр.

 

Введение

3

1

Понятие и состав нефти

4

2

Способы добычи нефти в  Сахалинской области

6

3

Потенциальные источники  разливов нефти в Сахалинской  области

8

4

Аварийные разливы нефти  в Сахалинской области

11

5

Природные источники нефти

18

6

Влияние разливов нефти на серых китов

19

7

Мероприятия по ликвидации аварийных разливов нефти

20

 

Заключение

25

 

Список используемой литературы

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

К числу наиболее вредных  химических загрязнений, как указано  в принятой в конце 1972г. Международной  конвенции по предотвращению загрязнений  морей сбросами отходов, относятся нефть и нефтепродукты.

Сахалин всегда был известен как регион, обладающий крупными запасами нефтяных ресурсов, имеющий очень выгодное географическое и геополитическое положение. Однако, в связи с ростом добычи, транспортировки, переработки и потребления нефти и нефтепродуктов расширились масштабы загрязнения сахалинской природы.

В крупных городах до половины от общего загрязнения атмосферного воздуха – вклад автотранспорта (большинство из которого работает на бензине, а это фракция нефти). Кроме того, в последнее время  наблюдается увеличение числа катастроф  и аварий, связанных с разливом нефти. И как следствие возрастание  величины экологического ущерба, в  частности, пострадавших морских животных.

Экологические загрязнения нефтепродуктами, на наш взгляд, очень актуальная, и важная тема, которая с каждым днем напоминает о себе все больше и чаще. Каждую минуту в мире добываются тысячи тонн нефти, и при этом люди даже не задумываются о ближайшем будущем нашей планеты. Нефть и нефтепродукты оказывают вредное воздействие на многие живые организмы и пагубно влияют на все звенья биологической цепи. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов могут нарушать обмен энергией, теплом, влагой и газами между океаном и атмосферой. В конечном итоге наличие нефтяной пленки на поверхности океана может повлиять не только на физико-химические и гидробиологические условия в океане, но также и на климат Земли, на баланс кислорода в атмосфере.

Данная тема была выбрана  нами для того, чтобы рассказать об опасности безответственного отношения к окружающей нас среде, привлечь внимание к проблемам нефтяных загрязнений в Сахалинской области.

1 Понятие и состав нефти

 

Нефть и нефтепродукты  относятся к числу наиболее распространенных загрязняющих веществ окружающей среды, комплексные исследования которых  находится в фокусе внимания во многих странах и на международном уровне.

Нефть – горючая маслянистая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Она представляет собой смесь около 1000 веществ, большая часть которых – жидкие углеводороды (более 500 веществ или 80-90 % по массе) и гетероатомные органические соединения (4-5 %), сернистые вещества (около 250), азотистые (более 30 веществ) и кислородные (около 85 веществ). А также металлоорганические соединения (в основном ванадиевые и никелевые); остальные компоненты – растворённые углеводородные газы (от десятых долей до 4 %), вода (от следов до 10 %), минеральные соли, растворы солей органических кислот, механические примеси (частицы глины, песка, известняка).

По углеродному составу  в нефти в основном представлены парафиновые соединения(30-35%  по объёму) и нафтеновые (25-75 %) (Воробьев, Акимов, Соколов, 2005).

В меньшей степени –  соединения ароматического ряда (10-20%) и смешанного, или гибридного, строения (например, парафинонафтеновые, нафтеноароматические) (Поконова, 2003).

Нефтяная эмульсия — система нефть-вода, в которой одна из жидкостей диспергирована в другую в виде мелких капель (глобул). Образуется при добыче обводнённых нефтей в скважинах, промысловых трубопроводах, а также в аппаратах обессоливания нефти вследствие интенсивного турбулентного перемешивания нефтеводяной смеси. При этом на поверхностях раздела фаз происходит накопление эмульгаторов (поверхностно-активных веществ), содержащихся в добываемой жидкости (асфальтены, нафтены, смолы, парафин, соли и др.). В результате поверхностное натяжение на границах раздела нефть-вода понижается, что способствует диспергированию капель воды (нефти). Основная типы нефтяных эмульсий — эмульсии первого рода, или прямые, когда нефть диспергирована в воде (типа "масло в воде"), и второго рода, или обратные, когда вода диспергирована в нефти ("вода в масле").

Нефтяные эмульсии, образующиеся при добыче и обессоливании нефти, относятся в основном ко второму  типу. По содержанию дисперсной фазы нефтяные эмульсии подразделяют на разбавленные (до 0,2% по объёму), концентрированные (до 74%) и высококонцентрированные (свыше 74%). Основные физико-химические свойства нефтяных эмульсий: дисперсность, вязкость, плотность, а также устойчивость к разрушению. Образование нефтяных эмульсий приводит к потерям нефти при её добыче, транспортировании и подготовке к переработке. Разрушение эмульсий (деэмульсация) является одним из важнейших процессов промысловой подготовки нефти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Способы добычи нефти в Сахалинской области

 

Современная добыча нефти  в Сахалинской области осуществляется посредством бурения скважин с последующим извлечением нефти и сопутствующих ей газов и воды (Хуснутдинов, 1993).

Нефть образуется в подземных пластах в результате тектонических процессов, длящихся миллионы лет. Углеводороды скапливаются в отдельных участках земной коры, называемых месторождениями. Для того, чтобы добыть скопившуюся в земле нефть, в первую очередь необходимо пробурить скважину – канал, через который углеводороды можно выкачать из земной толщи.

В зависимости от положения  относительно береговой линии месторождения  принято разделять на наземные и  морские. В 1980-e годы советские геологи  обнаружили в северо-восточной части  прибрежной материковой зоны острова  Сахалин несколько крупных месторождений  углеводородов. Одно из них оказалось  нефтегазовым и получило название Пильтун-Астохское. Для разработки этого месторождения в 1994 году была создана компания «Сахалинская энергия».

Для бурения скважин на морских месторождениях используются специальные морские буровые  установки. Они устанавливаются  на добывающих платформах или на буровых  судах.

К настоящему времени на шельфе Сахалина в рамках проекта  «Сахалин-2» установлены 3 платформы  гравитационного типа: «Пильтун-Астохская-А», «Пильтун-Астохская-Б» и «Лунская-А». Они оборудованы буровыми окнами и буровыми вышками.

Буровая вышка представляет собой металлическую конструкцию, поддерживающую буровое оборудование и бурильные трубы для скважин. Вышка, расположенная на платформе, в отличие от большинства обычных, защищена от ветра специальным покрытием. Буровые окна – это отверстия в бетонном основании платформы, ведущие к морскому дну. Вышка может перемещаться между ними.

В буровое  окно из буровой  вышки опускается бур (буровое долото), за которым следуют трубы: долото бурит породу и двигается вниз, трубы опускаются вслед за ним: так  формируется скважина. Она необязательно  должна быть строго вертикальной: в  процессе бурения ствол можно  отклонять и достигать таким  образом достаточно удаленных участков месторождения.

Одной скважины недостаточно: для правильного обеспечения  процесса добычи нефти необходимо пробурить серию добывающих скважин и несколько водонагнетательных скважин. Нефть в пласте находятся под давлением, превышающем атмосферное: при достижении скважиной месторождения сырье начинает вырываться через нее наружу. Чтобы этот процесс не прекращался, необходимо поддерживать исходное давление в пласте: для этого бурятся дополнительные водонагнетательные скважины, через которые воду закачивают в пласт, что обеспечивает необходимое пластовое давление (Газпром Сахалин ХолдингзБи.Ви.).

В ходе выполнения программ бурения отработанные буровые отходы закачиваются в пласты горных пород. Таким образом, исключается загрязнение акватории Охотского моря как в ходе буровых работ, так и в процессе эксплуатации морских платформ (Патин, 2001).

Но, к сожалению, как бы тщательно не соблюдались технологии, какие бы не предпринимались меры к защите окружающей среды, тем не менее, давление на природу при проведении работ, связанных с добычей нефти (не только на шельфе) избежать не удается (Тараканов, 2010).

 

 

 

 

 

3 Потенциальные источники разливов нефти в Сахалинской области

 

Проекты освоения нефтяного  шельфа острова Сахалин приобретают  большее значение, несмотря на то, что, по мнению некоторых экспертов, имеются  определенные трудности, вызванные недостаточной изученностью и отсутствием инфраструктуры. По данным компании «Сахалин-Шельф-Сервис», являющейся участником всех проектов на шельфе Сахалина, на 9 нефтегазоносных участках сахалинского шельфа совокупные запасы составляют 394,4 млн т нефти и 88,5 млн т газового конденсата. Условно все месторождения сгруппированы в проекты по разработке месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Охотского и Японского морей, прилегающих к острову Сахалин, - «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-9». Пока успешными можно назвать два первых проекта, которые несколько раз взошли по объемам добычи островные месторождения (табл. 1) (Александров, 2010; Коржубаев, Эдер, Ожерельева, 2010).

 

Таблица 1 – Добыча нефти  на острове Сахалин и островных  месторождениях

Проект

Добыто нефти, млн т

2008 г.

2009 г.

«Сахалин-1»

9,65

8,2

«Сахалин-2»

1,4

5,4

На островных месторождениях

1,764

1,6

Всего по острову Сахалин

12,928

15,363


 

Проект «Сахалин-1» ведет  добычу нефти на месторождениях Чайво, Одопту и Арктун-Даги. Добыча ведется с берегового добывающего комплекса на косе зал. Чайво и платформы Орлан, которая обеспечивает извлечение нефти юго-западной части месторождения. В сентябре 2010 началась добыча нефти с месторождения Одопту (береговой комплекс с наклонными скважинами). Нефть с добывающих комплексов подается по трубопроводам на береговой комплекс подготовки нефти, а оттуда по трубопроводу до зал. Чихачева на нефтяной терминал Де-Кастри.

Проект «Сахалин-2» эксплуатирует 4 добывающие платформы: «Моликап», «Пильтун-Астохская-А» (ПА-А) – нефть, «Пильтун-Астохская-Б» (ПА-Б) – нефть, Платформа «Лунская-А» (ЛУН-А) – газ и конденсат.

Транспортировка нефти, добытой  на Острове Сахалин и его шельфе, осуществляется по трубопроводам, принадлежащим  нефтяным компаниям. Самым старым является нефтепровод компании «Роснефть-Сахалинморнефтегаз»  Оха – Комсомольск-на-Амуре, который  пересекает пролив Невельского в  самом узком месте, а затем, пересекая  правые притоки Амура, идет до Комсомольска-на-Амуре, где наэтой нефти работает Комсомольский нефтеперерабатывающий завод.

Нефтепровод компании ЭНЛ, начинаясь  от берегового комплекса подготовки у зал.Чайво, пересекает остров в  широтном направлении и выходит  к западному побережью острова  вблизи устья р.Уанги. Затем он пересекает Татарский пролив, выходит к западному  побережью материковой части  России в районе м. Каменный, проходит вдоль западного берега Татарского пролива до зал. Чихачева, где заканчивается на нефтеотгрузочном терминале в Де-Кастри. Общая протяженность трассы нефтепровода 223,7 км.

Нефтепровод компании СЭИК проложен в меридиальном направлении от объединенного берегового технологического комплекса, где производится первичная обработка нефти, газа и конденсатов, полученных на Лунском и Пильтун-Астохском месторождениях, до нефтепорта Пригородное.

Оба нефтепровода на своем пути пересекают большое количество рек, впадающих в залив Чайво, Луньский, Терпения, Амурский лиман, Татарский пролив.

Нефтяной порт Пригородное  компании СЭИК расположен в вершине  зал. Анива в 10 км к востоку от порта Корсаков. Отгрузка нефти производится через выносное причальное устройство, расположенной в 5 км от терминала, к которому нефть подается по трубопроводу диаметром 762 мм. В 2010 г. Грузооборот порта составил более 16,1 млн т нефтяной смеси марки «Витязь» (Монинец, 2012).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Аварийные разливы нефти в Сахалинской области

 

Аварии являются неизбежным спутником любых нефтяных промыслов и источником загрязнения на всех этапах промышленной эксплуатации нефтяных месторождений. Разлив нефти может произойти в процессе бурения скважины при вскрытии зон с аномально высоким пластовым давлением. Объем разлитой нефти в таком случае может составлять от нескольких тонн до десятков тысяч. Трубопроводы, подводные или сухопутные, также могут являться источником либо небольшой и длительной утечки, либо резкого (вплоть до взрывообразного) выброса углеводородов в окружающую среду.

Информация о работе Нефтяные разливы нефти