Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:39, статья
Целью данной работы является анализ механизма природопользования на современном этапе экономического развития РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и реализованы следующие задачи:
1) ознакомление с основными направлениями формирования экономического механизма природопользования;
2) изучение материалов парламентских слушаний, конференций по вопросам природопользования;
3) изучение материалов Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» (2007 г.);
4) анализ изученных материалов.
М.А.Рыбина
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Уральский Государственный Технический Университет – УПИ
имени первого президента России Б.Н. Ельцина
Студентка группы ЭУ – 100502
Целью данной работы является анализ механизма природопользования на современном этапе экономического развития РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и реализованы следующие задачи:
Экономический рост государства обеспечивают три фактора: трудовые и природные ресурсы, искусственно созданные средства производства. Один из факторов – экологический – в последнее время стал лимитировать экономическое развитие.
В мире быстрое развитие получила законодательная деятельность, связанная с принятием законов и актов, регламентирующих нормы, процедуры природопользования, дающих методические рекомендации, декларирующих природоохранные принципы.
Развитие, удовлетворяющее потребностям настоящего времени, и не ставящее под угрозу будущие поколения является устойчивым развитием. Страны мирового сообщества ориентируют свою экономику именно по пути устойчивого развития.
В литературе [1] описаны три типа экономических механизмов природопользования.
1.Компенсирующий (мягкий, «догоняющий»)
2.Стимулирующий
3.Жесткий, «подавляющий»
В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание.
По степени выбросов отходов в окружающую среду к наиболее опасным отраслям относятся цветная и черная металлургия, электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, угольная, химическая, нефтехимическая, лесная, нефтедобывающая и некоторые другие виды промышленности. [2]
«В 2007 г. произошло увеличение валовых выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на 68,5 тыс. т (100,2% к уровню 2006 г.), объем которых достиг 20636,9 тыс. т.
Вместе с тем, снижены объемы выбросов при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 146,9 тыс. т; при операциях с недвижимым имуществом и предоставлением услуг – на 106,5 тыс. т.
Объемы сброса загрязненных сточных вод в водные объекты снизились в2007 г.
Вместе с тем, снижены объемы выбросов при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 146,9 тыс. т; при операциях с недвижимым имуществом и предоставлением услуг (деятельность жилищно-коммунальных, научно-исследовательских и других организаций) – на 106,5 тыс. т.
Объемы сброса загрязненных сточных вод в водные объекты снизились в 2007 г. на 312 млн. м3 и составили 17176,25 млн. м3 (98,2% к уровню 2006 г.).
Рост объемов сброса загрязненных сточных вод отмечен в добыче полезных ископаемых – на 111 млн. м3.
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в 2007 г., продолжали расти по отношению к уровню финансирования предыдущих лет и составили 76,9 млрд. руб.
Природоохранные инвестиции (76,9 млрд. руб.) распределяются, главным образом, между тремя основными видами экономической деятельности:
– обрабатывающие производства – 24,1 млрд. руб. (31,4%);
– добыча полезных ископаемых – 16,4 млрд. руб. (21,4%);
– производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 15,6 млрд. руб. (20,3%).
Основная инвестиционная составляющая в природоохранной деятельности – собственные средства предприятий – 70,0%); вклад бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 18,2%), федерального бюджета – 10,4%)». [2]
«В силу нечеткого правового регулирования и отсутствия механизма стимулирования плательщиков к выполнению природоохранных мероприятий действующая система платежей за загрязнение окружающей среды не выполняет ни фискальных, ни регулирующих функций». [3]
Недостаточно развита нормативно-правовая база в области агролесообустройства.
В условиях истощения природных ресурсов практически не учитывается промышленный потенциал накопленных и образующихся отходов, являющихся техногенным ресурсом. Необходима разработка новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также разработка и финансирование федеральной целевой программы «Отходы производства и потребления (2009 - 2013 годы)». [3]
На основе изученных
Список литературы
http://www.duma.gov.ru/
http://www.cppst.ru/parl_sl_4.
http://www.council.gov.ru/