Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

В сфере отношений человека и природы этика ненасилия изменяет не представления о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными запросами, а как цельная личность. Здесь уместно будет привести примечательные строки из И. Канта: «В отношении живой, хотя и лишенной разума, части тварей насильственное и вместе с тем жестокое обращение с животными еще более противно долгу человека перед самим собой, так как препятствуется сочувствие человека к их страданиям, ослабляются и постепенно уничтожаются естественные задатки, очень полезные для моральности в отношениях с другими людьми» (Кант И. Соч.: В 6 т. - М., 1966. - Т. 4. - С. 382).

Файлы: 1 файл

1.docx

— 17.95 Кб (Скачать файл)

Ненасилие как  форма отношения к природе  и как нравственный принцип

В социальной сфере переход к  ненасилию есть акт весьма своевременного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания  между различными культурными, этническими, конфессиональными общностями, способствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.

В сфере отношений человека и  природы этика ненасилия изменяет не представления о природе, а  отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек обязан вести  себя не как существо, озабоченное  лишь материальными запросами, а  как цельная личность. Здесь уместно  будет привести примечательные строки из И. Канта: «В отношении живой, хотя и лишенной разума, части тварей насильственное и вместе с тем  жестокое обращение с животными  еще более противно долгу человека перед самим собой, так как  препятствуется сочувствие человека к их страданиям, ослабляются и постепенно уничтожаются естественные задатки, очень полезные для моральности в отношениях с другими людьми» (Кант И. Соч.: В 6 т. - М., 1966. - Т. 4. - С. 382).

Ненасилие выступает в качестве той духовной инстанции, жизненного и этического принципа, которые дают возможность человеку обрести истинную духовность, достичь состояния, когда  ненасилие в различных его  формах будет восприниматься как  нечто вообще противное самой  природе.

В нашем понимании ненасилие  как альтернатива насилию -это идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание  ценности всего живого, человека и  его жизни, отрицающий принуждение  как способ решения политических, нравственных, экономических и межличностных  проблем и конфликтов.

Современные взгляды ученых основываются на положении об интеграции человека и природы, гармонизации их отношений, понимании системного строения всей природы. Основной акцент в этике  делается на развитии так называемой экологической совести и экологического долга. Долг в экологической интерпретации  состоит не только в том, чтобы  сберечь то, что есть, поддерживать сложившееся равновесие в природе, но и предпринимать усилия для  достижения наилучшего состояния экосистем. Только через призму такого подхода  можно рассматривать и практические интересы человека, решать проблемы, связанные  с его жизнью и деятельностью.

В настоящее время в качестве одного из принципов построения отношений  человека с природой, принципов, основанных на понимании целостного единства человека с миром, прежде всего со всем живым, можно признать принцип «благоговения  перед жизнью» А. Швейцера: «Я испытываю побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле и жизни, так и по отношению к любой другой».

А. Швейцер говорит об элементарном мышлении, которое исходит из фундаментальных представлений об отношении человека к миру, о смысле жизни и о сущности добра. Элементарное мышление - такое мышление, которое занято природой познания, логическими построениями, естественными науками; если же человек побуждается к постоянному размышлению о самом себе и своем личностном отношении к миру, то это приоритет уже другого типа мышления.

В сжатом виде содержание концепции  А. Швейцера состоит в следующем.

1. Реальный мир - мир, полный  жизни.

2. О мире человек знает только  то, что все существующее, как  и он сам, является проявлением  воли к жизни; к этому миру  он имеет как пассивное, так  и активное отношение; как существо, стоящее в пассивном отношении  к миру, он приходит к духовной  связи с ним через смирение; как существо, стоящее в активном  отношении к миру, человек приходит  к духовной связи с ним благодаря  тому, что не живет для себя  одного, а чувствует себя одним  целым со всей жизнью, которая  находится в сфере его влияния.

3. Начав думать о тайне своей  жизни и о связях, соединяющих  его с жизнью, человек уже не  может относиться к своей и  окружающей его жизни иначе,  как в соответствии с принципом  «благоговения перед жизнью»,  и этот принцип не может  не проявиться в этическом  миро- и жизнеутверждении, которое выражается в его действиях; он будет не просто жить, а по-настоящему испытывать жизнь.

4. Для человека по-настоящему  нравственного жизнь священна  даже та, которая находится на  нижней границе шкалы ценностей,  он делает различия только  в каждом конкретном случае, под  давлением необходимости, например, когда ему предстоит решить, какой  из двух жизней он должен  пожертвовать, чтобы сохранить другую. «Если этика Благоговения перед  жизнью затронула его, - пишет  А.Швейцер, - он наносит вред в жизни и разрушает ее лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда - из-за недомыслия. Насколько он является свободным человеком, настолько он использует любую возможность, чтобы испытать блаженство: оказаться в состоянии помочь жизни и отвести от нее страдание и разрушение» (Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа миро- и жизнеутверждения. - С. 342).

Этика А. Швейцера одинаково и гуманистична, и реалистична. Признавая тот факт, что человек не может избежать насилия над жизнью и ее уничтожения, тем не менее он, как существо разумное, не будет этого делать на субъективном основании, произвольно, помня всегда о том, что «он несет ответственность за жизнь, которая принесена в жертву». Такого рода этический подход, весьма близкий принципу ненасилия, может, по нашему мнению, способствовать разрешению глобальной проблемы, гармонизации взаимодействия человека и природы, полноте использования собственного разума, когда индивид осознает как ценность окружающий мир, так и собственную ценность и когда эти ценности связаны воедино неразрывными узами.


Информация о работе Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип