Нормирование качества окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:48, лекция

Описание работы

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02) -нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Файлы: 1 файл

04_Normirovanie.docx

— 461.81 Кб (Скачать файл)

ЗСО организуются в составе  трех поясов:

  1. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
  2. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Границы поясов ЗСО поверхностного источника

Границы первого пояса  для водотоков:

вверх по течению - не менее 200 м от водозабора;

вниз  по течению - не менее 100 м от водозабора;

Пример первого  пояса ЗСО представлен на рисунке 4.

Рис. 4 Граница первого пояса ЗСО поверхностного источника

 

Мероприятия по первому поясу:

  • не допускается спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды;
  • акватория первого пояса ограждается буями и другими предупредительными знаками;
  • территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной.

Согласно водному  кодексу РФ от 03.06.2006 n 74-ФЗ статья 65:

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности (таблица 1).

Таблица 1

Протяженность реки, км

Ширина водоохранной зоны, м

До 10

50

10-50

100

Более 50

200


 

Водоохрана зона устанавливается  по обе стороны водотока  от береговой  линии (рисунок  5).

Рис.5 Водоохранная зона

 

Береговая полоса - полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования  механических транспортных средств) береговой  полосой водных объектов общего пользования  для передвижения и пребывания около  них, в том числе для осуществления  любительского и спортивного  рыболовства и причаливания плавучих средств.

Ширина  прибрежной защитной полосы устанавливается  в зависимости от уклона берега водного объекта  и составляет 30-50 м.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод  для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства  и потребления, радиоактивных,  химических, взрывчатых, токсичных,  отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер  по борьбе с вредителями и  болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных  средств (кроме специальных транспортных  средств), за исключением их движения  по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос также устанавливаются дополнительные  ограничения:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых  грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных  и организация для них летних  лагерей, ванн.

  Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

 

НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду индивидуальны для каждого предприятия.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) – это выбросы такого количества вещества в единицу времени, которые не создадут их приземную концентрацию, большую чем ПДК.

Величина  ПДВ определяется каждым природопользователем  для каждого источника воздействия на окружающую среду, исходя из:

  • нормативов качества окружающей среды (ПДК),
  • технологических нормативов и технологических особенностей предприятия,
  • с учетом влияния других источников воздействия (фоновых концентраций),
  • природно-климатических особенностей.

Характер  распределения концентрации вредных  веществ в атмосфере под факелом  организованного источника показан на рисунке 6.

Рис.6  Распределение загрязнений в зависимости от удаления от источника

 

Принцип расчета  ПДВ заключается в следующем - суммарное количество загрязнителя, выбрасываемое всеми источниками  на предприятии, не должно формировать  на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предприятия или на территории жилой застройки концентрации, превышающую ПДКмр

В городской среде, при наличии  нескольких источников выбросов, требование к качеству воздуха населенного пункта должно соответствовать следующему условию:

 

Сmaxi + Сфi  <ПДКмр,

 

где Сmaxi – фактическая максимальная концентрация i -го  загрязняющего вещества, созданная источником загрязнения (например котельная) мг/м3

      Сфi– фоновая концентрация i -го  загрязняющего вещества, мг/м3

Фоновая концентрация Сф (мг/м3) для отдельного источника выброса характеризует загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, создаваемое другими источниками, исключая данный.

Фоновая концентрация устанавливается единым значением  по городу или дифференцировано по территории города (по постам наблюдений с учетом скорости и направления ветра).

Норматив допустимых сбросов веществ (НДС) -  максимальное количество вещества в сточных водах, допустимое для сброса в единицу времени, при котором в контрольном створе реки концентрации загрязняющих веществ не превышают ПДК.

Величины НДС определяются как произведение максимального  часового расхода сточных вод - q (м3/ч) на предельно допустимую концентрацию загрязняющего вещества ПДК (г/м3).

НДС = q × х С ПДК, г/час

Норматив допустимого  сброса рассчитывается для:

  • бытовых сточных вод,
  • промышленных сточных вод,
  • дренажных воды поверхностного (дождевого и талого) стока.

       

Отходы  производства и потребления  - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Нормативы образования  отходов и лимиты на их размещения  (НООЛР) устанавливаются для всех предприятий,  в целях обеспечения  охраны окружающей природной среды  и здоровья человека.

  Норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

 Нормативы  образования отходов рассчитываются  с помощью различных методик  или удельных показателей в  зависимости от конкретного  производства.

 

Прочие нормативы

Нормативы допустимого изъятия компонентов  природной среды устанавливаются в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

Нормативы допустимого  изъятия компонентов природной  среды и порядок их установления определяются законодательством о  недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Примером  нормативов допустимого изъятия  компонентов природной среды  могут служить:

  • общие допустимые уловы биологических ресурсов,
  • лимиты и квоты забора (изъятия) воды из водного объекта,
  • лимиты использования объектов животного мира и др.

Согласно  ФЗ РФ « О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (2004) - Общие допустимые уловы водных биологических ресурсов - научно обоснованные величины годовой добычи (вылова) водных биологических ресурсов конкретных видов в рыбохозяйственном бассейне или районе промысла.

 

Предельно допустимая антропогенная  нагрузка на окружающую среду (ПДН)- это максимальная интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду, не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем.

Нормы допустимых воздействий на экологические системы природного комплекса оз. Байкал  устанавливают экологические ограничения на использование водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, развитие хозяйственной деятельности, связанной с загрязнением атмосферы и природных вод

Примером ПДН, установленного на международном уровне для отдельных стран, является Киотский протокол.

1Водопользование - использование водных объектов для удовлетворения любых нужд населения и народного хозяйства

2 Контрольный створ - поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды.

      3 Технические культуры, возделываемые растения, которые используют как сырье для различных отраслей промышленности.

 


Информация о работе Нормирование качества окружающей среды