Объекты экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Содержание работы

1. Формы собственности на природные ресурсы предусмотрены
действующим законодательством
2. Муниципальная, частная собственность на природные объекты
Список литературы

Файлы: 1 файл

Объекты экологического права.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации Российский Государственный Гуманитарный Университет Филиал в г. Иваново

Контрольная работа

по дисциплине экологическое право Тема: «Объекты экологического права»

Выполнила студентка

Юридического факультета

Формы обучения экстернат

3  года обучения

Голицына Н.А

Дата сдачи работы:

Иваново 2003

 

Содержание

1. Формы собственности на природные ресурсы предусмотрены 
действующим законодательством

2. Муниципальная, частная собственность на природные объекты 
Список литературы

 

1.  Формы собственности  на природные ресурсы предусмотрены действующим законодательством

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Таким образом, Конституция  РФ. предусматривая указанные формы собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные  ресурсы являются основой жизни  и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства, особую важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве, и в быту.

Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с преобразования отношений собственности и коренного изменения форм собственности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так, знаменитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции России», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему неотъемлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю отменялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С реформирования отношений собственности начались и преобразования в современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» монополия государства на землю

 

на территории РСФСР  была отменена и введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти положения данного Закона, ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

Государственной собственностью являются все земли и другие природные  ресурсы, не состоящие в частной  или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ «государственной собственностью в Российской Федерации является имущее то, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)» . «От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус»" (ст. 125 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными органами предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством. Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 I. «О федеральных природных ресурсах» признано «целесообразным в

ГК РФ с. 214 ' ГК РФ ст. 125

 

соответствии с действующим  законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения. К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

^земельные участки и другие  природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

^земельные участки,  занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историке-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

"'земельные участки,  водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

"виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

* виды животных, ценные  в хозяйственном отношении и  отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

"'месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;

"'водные объекты, расположенные  на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные

 

объекты;

*иные природные ресурсы  по взаимной договоренности федеральных  органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга» .

2. Муниципальная, частная собственность  на природные объекты

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной  собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся  в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц ц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено также, что условия и порядок пользования землей

Ука; 11рс ;илеп т Российском Фелерашш о'1 16 лекаоря 11)93 г. «О федеральных прпролпых рес\рса\»

 

определяются на основе федерального закона.

Законодательство содержит и соответствующие нормативные  положения о прайс частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» он нашел вполне определенное решение. В ст. 1—2 «Собственность на недра» установлено «недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью»1. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственное™ субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Таким образом, действующее  законодательство, исходя из специфики данного природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частая же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованием,

ФЗ !'<!> «О пслрах» ст. I

 

гражданам    и   юридическим   лицам   в   соответствии   с   гражданским законодательством

Достаточно подробно урегулированы  вопросы права собственности  на лесной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раздел II) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства Российской Федерации о растительном мире.

Частная собственность  может быть индивидуальной и общей. Согласно статье 244 Г К РФ имущество, находящееся в собственности двух пли нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество, находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой собственностью, без определения долей - - совместной собственностью.

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. ФЗ РФ «О недрах»
  3. ФЗ РФ «Лесной кодекс»
  4. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О 
    федеральных природных ресурсах»

Информация о работе Объекты экологического права