Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:37, доклад
В целях обеспечения экологической безопасности для всех объектов по хранению и уничтожению химического оружия проектируются и создаются системы производственного и государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды. Такие системы созданы и введены в эксплуатацию на объекте по уничтожению химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики, на объекте по хранению и уничтожению химического оружия в пос. Марадыковский Кировской области, на объекте по хранению химического оружия в пос. Леонидовка Пензенской области и на объекте по хранению и уничтожению химического оружия в г. Почеп Брянской области.
В целях обеспечения
экологической безопасности для
всех объектов по хранению и уничтожению
химического оружия проектируются
и создаются системы
На объектах по хранению химического оружия работы проводятся в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ “Об уничтожении химического оружия”, приказов Министра обороны Российской Федерации от 1995 г. № 322, 1997 г. № 070, производственных регламентов и технологических процессов. Основные источники загрязнения компонентов окружающей среды на данных объектах находятся на административно-хозяйственных и жилых территориях. Промышленные объекты с существенными объемами производства на объектах по хранению химического оружия отсутствуют. Работы в ремонтно-механических мастерских и на деревообрабатывающих участках производятся по мере необходимости, в незначительных объемах и привести к существенному загрязнению окружающей среды не могут. Технические территории, где непосредственно осуществляется хранение герметичных изделий с ОВ, не имеют источников выбросов и сбросов. Экологическая безопасность при хранении химического оружия обеспечивается недопущением аварий химических боеприпасов с выбросом ОВ в окружающую среду (атмосферу, почву, грунтовые и поверхностные воды). Для реализации этого проводится комплекс мероприятий, а именно: ежегодное обследование боеприпасов с привлечением организаций-разработчиков; ежедневный осмотр химических боеприпасов на предмет оценки их герметичности.
Контроль за состоянием воздуха в хранилищах для выявления утечек ОВ проводится на уровне чувствительности приборов. Факт появления ОВ в атмосфере является чрезвычайной ситуацией, которая немедленно ликвидируется. Аварийный боеприпас помещается в аварийный контейнер и в дальнейшем уничтожается при помощи комплекса уничтожения аварийных специальных изделий КУАСИ. Сточные воды по окончании работы, после взятия и анализа проб, собираются в сборники. Твердые отходы, которые могли быть в контакте с отравляющими веществами, после дегазации в дегазирующем растворе помещаются в прорезиненные мешки. Реакционные массы, образующиеся при уничтожении аварийных изделий, хранятся в специально отведенных местах, состоят на особом учете, и уничтожение их будет организовано на строящихся объектах по уничтожению химического оружия. В настоящее время склады и хранилища объектов по хранению химического оружия в пос. Леонидовка Пензенской области, г. Почеп Брянской области и объекта по хранению и уничтожению химического оружия в пос. Марадыковский Кировской области оснащены системами автоматической аварийной сигнализации САС-83, работающей в непрерывном режиме. Проводятся работы по укомплектованию этими системами остальных объектов.
Основные
направления обеспечения
Существует два основных направления обеспечения экологической безопасности при осуществлении любых видов хозяйственной деятельности:
1. Улавливание вредных примесей. Этот путь в «чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в атмосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одним компонентом ведет к усилению загрязнения окружающей среды другим. Например, установка скрубберов при газоочистке позволяет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает проблемы полностью. В процессе функционирования этих установок вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже не безопасно для окружающей среды.
2. Устранение причин загрязнения. Это требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сырье и утилизировать максимум вредных для атмосферы, воды и почвы веществ. Однако надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком, природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы. Таким порогом может оказаться использование более 1 % энергетики биосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий (правило одного и десяти процентов).
В целях обеспечения экологической безопасности процесса уничтожения химического оружия продолжались работы по созданию системы государственного экологического контроля и мониторинга (СГЭКМ). Создание региональных СГЭКМ объектов по хранению и уничтожению химического оружия осуществлялось на основе требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и обеспечения безопасного хранения и уничтожения химического оружия в Российской Федерации. Региональные СГЭКМ строятся таким образом, что обеспечивают участие в проведении государственного контроля и мониторинга объектов по хранению и уничтожению химического оружия всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время действует региональная подсистема в Саратовской области, обеспечено ее функционирование и развитие.
Созданы и подготовлены к эксплуатации региональные центры подсистем:
– по обеспечению государственного контроля объектов по уничтожению химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики и пос. Марадыковский Кировской области и мониторинга окружающей среды в зонах их влияния (города Ижевск, Киров), в состав которых входят: центральная экоаналитическая лаборатория по контролю и мониторингу ОВ и продуктов их деструкции, лаборатория биомониторинга и биотестирования, лаборатория биомониторинга (по разработке, внедрению и адаптации методик биотестирования ОВ и продуктов их деструкции), информационно-аналитический центр;
– по обеспечению государственного мониторинга окружающей среды в СЗЗ и ЗЗМ объектов по хранению химического оружия и строящихся объектов по уничтожению химического оружия (города Курган, Пенза, Брянск).
Разработаны программное
обеспечение и программно-
Разрабатывается
система производственного
В течение длительного времени серьезной проблемой остается плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая внесению в бюджеты различных уровней объектами по хранению и уничтожению химического оружия. Требуется соответствующее решение на уровне Минпромэнерго России и Правительства Российской Федерации по вопросам своевременного и достаточного выделения денежных средств для объектов по хранению и уничтожению химического оружия по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.