Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 09:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является: анализировать бытовые свалки Республики Бурятия и возможность решения его утилизации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить общие сведения об отходах и их классификации;
Провести анализ бытовых свалок республики Бурятия;
Рассмотреть методы обезвреживания и переработки твердых бытовых отходов.
Введение
3
1 Общие сведения об отходах. Классификация
5
Основные источники образования отходов
5
1.2 Классификация отходов
6
2 Бытовые свалки республики Бурятия
11
2.1 Отходы производства и потребления
11
2.2 Состояние почв населенных мест и ее влияние на здоровье населения
13
2.3. Законодательства республики Бурятия в области обращения с отходами производства и потребления
17
3 Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов
19
3.1 Общее понятие полигон ТБО
19
3.2 Обезвреживание отходов в Республике Бурятия
20
3.3 Плазменная переработка мусора
23
Заключение
28
Список используемой литературы
2. Бытовые свалки республики Бурятия
2.1. Отходы производства и потребления
Одной из важнейших экологических проблем территорий населенных пунктов является причинение ущерба окружающей среде в результате накопления отходов производства и потребления. За последние годы количество образовавшихся отходов резко увеличилось, вследствие чего возросли проблемы их удаления, переработки, обезвреживания и захоронения. В Республике Бурятия ежегодно образуется в среднем более 18 млн. тонн отходов производства и потребления.
Отходы 5 класса в основном представлены многотоннажными отходами, образующимися при добыче полезных ископаемых, а также золошлаковыми и строительными отходами. Отходы 4 класса опасности образуются в основном за счет отходов целлюлозы, бумаги и картона, осадков очистных сооружений, древесных отходов, навоза и твердых коммунальных отходов. Среди наиболее опасных промышленных отходов 1 и 2 классов опасности значительные объемы образования приходятся на отработанные ртутные лампы, отработанные свинцовые аккумуляторы и отработанные аккумуляторные щелочи [13].
Таблица 3- Перечень предприятий – основных источников образования отходов.
Наименование предприятия |
Ед. изм. |
Объем образования отходов |
1 |
2 |
3 |
ООО "Угольная компания "Баин-Зурхе" |
тонна |
9693686,1 |
ООО "Угольный разрез" (ООО "Угольный разрез") |
тонна |
4808915,2 |
ООО Старательская артель "Курба" |
тонна |
1898434,4 |
ООО "РОК" |
тонна |
1311036,8 |
ООО Артель старателей "Сининда-1" |
тонна |
966687,8 |
ЗАО "Закаменск" |
тонна |
948819,6 |
ОАО "Бурятзолото" |
тонна |
934192,6 |
ЗАО Кремний - филиал рудник Черемшанский |
тонна |
900096,6 |
ОАО "Озерный горно-обогатительный комбинат" |
тонна |
867771,8 |
ЗАО "Витимгеопром" |
тонна |
784051,5 |
1 |
2 |
3 |
ООО "Прииск Ципиканский" |
тонна |
401370,0 |
ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" Филиал ОАО "ОГК-3" "Гусиноозерская ГРЭС" |
тонна |
398490,6 |
ООО "Горная компания" |
тонна |
298147,836 |
Структурные подразделения ОАО РЖД |
тонна |
279683,729 |
ООО "Юкатан" |
тонна |
246227,299 |
ООО "Тимлюйский цементный завод" |
тонна |
213349,606 |
ООО "Кардинал" |
тонна |
145012,929 |
ОАО "Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» |
тонна |
56697,606 |
Захоронено отходов:
- на объектах захоронения отходов (санкционированные свалки, полигоны ТБО) – 175,542 тыс. т. отходов.
- на собственных объектах размещения отходов – 1 740,983 тыс. т.
Накоплено с учетом предыдущих лет в местах организованного хранения 84 356,8 тыс. т производственных отходов. От общего числа накопленных отходов на территориях предприятий республики 46,4 % составляют отходы от добычи угля, 25,0 % – отходы от добычи нерудных полезных ископаемых, 21,0% отходов составляют вскрышные породы и хвосты обогащения золотодобывающей промышленности, 2,6 % – золошлаки от сжигания углей. Основной вклад в образование отходов производства вносят предприятия горнодобывающей промышленности (87,4 %), электроэнергетики и жилищно- коммунального хозяйства (4,6 %).
В региональном реестре объектов размещения отходов зарегистрировано всего 229 объектов, из них 5 полигонов твердых бытовых отходов, 222 санкционированные свалки, 1 полигон твердых и жидких бытовых отходов и 1 железобетонный резервуар для временного хранения промышленных отходов. Отходы размещаются, в большинстве случаев, на санкционированных свалках. Полигоны твердых бытовых отходов имеются только в г. Улан-Удэ, Гусиноозерск, Северобайкальск, п. Таксимо, Нижнеангарск, Саган-Нур [11].
2.2. Состояние почв населенных мест и ее влияние на здоровье населения
Основными причинами загрязнения почвы на территории жилой застройки являются возникновение санкционированных свалок, отсутствие у населения частного сектора договоров на вывоз бытовых отходов, дефицит специализированных транспортных средств и контейнеров для сбора бытовых отходов, несоблюдение графиков вывоза бытовых отходов, отсутствие селективного сбора отходов от населения.
В целом по Республике Бурятия 17,1% проб почвы отобрано на территории детских образовательных учреждений, 14,5 % летних оздоровительных лагерей, 42,1% на территории земельных участков, выделяемых под строительство, 7,8% проб отобрано на селитебной территории, 6,8 % на территории рекреационных зон, 2,6% на территории санитарных разрывов автодорог и автомагистралей, 1,6 % на территории мест хранения твердых бытовых отходов, 1,3% на территории зон санитарной охраны, 1,2 % на территории предприятий и учреждений, 1,0% на границе санитарно-защитных зон, 0,6 % на территории свалок и полигонов, 0,4 % проб на территории лечебно-профилактических учреждений.
В 2013г. доля проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в среднем по Республике Бурятия составила 6%, по микробиологическим показателям – 6,4%, по паразитологическим – 0,4% (табл. 2). В целом по Республике Бурятия состояние почв населенных мест, в том числе в селитебных зонах, на территориях детских учреждений и детских площадок, характеризовалась ростом доли проб с превышениями гигиенических нормативов по всем показателям. Наблюдалось улучшение состояния почв по санитарно-химическим показателям в зонах влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей.
Таблица 4. Удельный вес проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам, (%)
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп прироста/снижения в 2013 г (к 2011 г.), % |
Всего | ||||
Санитарно-технические |
5,9 |
7,8 |
6,0 |
1,7 |
микробиологические |
1,3 |
7,1 |
6,4 |
392,3 |
паразитологические |
0,1 |
0,05 |
0,4 |
300,0 |
В селитебной зоне | ||||
Санитарно-технические |
5,4 |
9,3 |
9,2 |
70,4 |
микробиологические |
1,1 |
10,3 |
5,3 |
381,8 |
паразитологические |
0,1 |
0 |
0,5 |
400.0 |
На территории детских учреждений и детских площадках | ||||
Санитарно-технические |
4,5 |
7,8 |
9,2 |
104,4 |
микробиологические |
0 |
8,4 |
4 |
400,0 |
паразитологические |
0 |
0 |
0,4 |
40,0 |
Почва в зоне влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей, в местах применения пестицидов и минеральных удобрений | ||||
Санитарно-технические |
15 |
7,6 |
7,2 |
-52,0 |
микробиологические |
0 |
3,8 |
15,7 |
400,0 |
паразитологические |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
На территориях республики лабораторный контроль за химическим загрязнением почвы осуществлялся по следующим веществам: ртуть, нитраты, цинк, свинец, кадмий, медь, никель, марганец, хром трехвалентный, бензапирен. К числу приоритетных тяжелых металлов, загрязняющих почву населенных мест, относятся цинк, свинец, медь, марганец.
По состоянию почв населенных мест в 2013г. территории Республики Бурятия ранжируется следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1. Доля проб почвы, не соответствующих по санитарно-химическим показателям в 2013г., %
Ориентировочная численность населения, подверженного воздействию химических соединений, содержащихся в почве в концентрациях выше гигиенических нормативов, составляет 12,9 тыс. человек (1,3 % населения республики). Численность населения, подверженного микробиологическому загрязнению почвы, составляет 7,6 тыс. человек (0,8 % населения республики).
Среднереспубликанские уровни риска для здоровья населения от воздействия химических веществ, биологических агентов, содержащихся в почве, не превышают допустимых значений.
Например, приоритетной проблемой на территории Республики Бурятия является загрязнение территории г. Закаменск токсичными отходами Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, деятельность которого прекращена с 1995г. Зона загрязнения опасными и высокоопасными элементами (Cd, Pl, Cr, Ni, Co, Cu, Mo, Sb, Mn, W, Sr, V, Be, Ag, Bi) охватывает более половины площади г. Закаменска. Экологическая обстановка на этой территории оценивается как кризисная и катастрофическая. В центральной части города участки сильного и очень сильного загрязнения в ряде случаев связаны с техногенными песками, которые использовались для отсыпки дорог, дворов жилых домов, детских садов, школ.
Загрязнение окружающей среды г. Закаменска оказывает неблагоприятное влияние на здоровье детей и подростков в виде изменения уровня общей заболеваемости, заболеваний органов дыхания, костно-мышечной и эндокринной системы, а также показателей физического развития. Неблагоприятный эффект развивается как следствие нарушения адаптационных реакций, обеспечивающих устойчивость организма к острым и хроническим заболеваниям; возрастает в зависимости от уровня воздействия и длительности воздействия и проявляется в виде увеличения показателей заболеваемости и относительного риска, числа нарушений в системе зашиты на фоне усиления состояния неспецифической повышенной сопротивляемости в некоторых звеньях механизмов адаптации.
По уровню относительного риска
заболеваемости болезнями органов дыхания
школьников, экологическая обстановка
практически на всей территории города,
за исключением района Новостройки, может
классифицироваться как экологическое
бедствие, а по общей заболеваемости по
обращаемости – как кризисная [8].
2.3. Законодательства республики Бурятия
в области обращения с отходами производства
и потребления
В целях развития регионального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления приняты:
- Закон Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 9 марта 2010 г. № 1254-IV;
- Закон Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» от 05.05.2011 № 2003-IV;
- Постановление Правительства РБ от 10.12.2001 № 396 «Об утверждении Перечня лома и отходов цветных металлов, образующихся в быту и подлежащих приему от физических лиц»;
- Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления (утв. Постановлением Правительства РБ №303 от 10.06.2008 г.);
- условия раздельного сбора отходов на территории Республики Бурятия (утв. Постановлением Правительства РБ от 30.09.2011 № 504).
- подпрограмма «Создание комплексной системы обращения с отходами в Республике Бурятия на 2012-2014 годы и на период до 2017 года» (утв. Постановлением Правительства РБ от 21.10.2011 г. № 550).
Из статьи 5 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия»:
Статья 5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны:
- обеспечивать строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасности, а также недопущение вредного влияния отходов на состояние здоровья населения, окружающей среды, природные ресурсы;
- выполнять мероприятия по размещению отходов, которые временно не используются.
Физические лица обязаны:
- заключать договоры на сбор и вывоз отходов в соответствии с федеральным законодательством.
Из Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях»
Статья 44. Нарушение порядка сбора отходов, утвержденного муниципальным правовым актом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статья 46. Непринятие собственником
или арендатором территории (правообладателем
земельного участка), на которой брошены
или иным образом оставлены отходы, в случае
нежелания обратить их в свою собственность,
мер к недопущению размещения отходов
на своей территории либо к перемещению
этих отходов в санкционированные места
размещения отходов - влечет предупреждение
или наложение административного штрафа
на граждан в размере трех тысяч рублей;
на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти
тысяч рублей; на юридических лиц - от ста
тысяч до двухсот тысяч рублей [11].
Информация о работе Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов