Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:34, курсовая работа
Ускорившееся обновление автопарка, увеличение его численности создают серьезную угрозу окружающей среде, в том числе путем неоправданного большого потребления материальных ресурсов. Снизить его может рациональное обращение с выводимыми из эсплуатации автомобилями, автокомпонентами и материалами путем разборки, дефектации и возвращения восстанавленных узлов и агрегатов в производство и техническое обслуживание автомобилей.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ
«МАМИ»
Кафедра «Экология и Безопасность Жизнедеятельности»
Курсовая работа на тему «Оборудование и химические реактивы используемые для мойки деталей и агрегатов автомобиля»
Москва
2012
Содержание
Автомобиль является крупнейшим загрязнителем окружающей среды, не смотря на это отказаться от возможностей, которые он представляет обществу и индивидуальному владельцу, мы уже никогда не сможем.
Рост автопарка неуклонно увеличивается, этому способствует не только объективная необходимость, ему так же способствует техническая, экономическая и рекламная политика автопроизводителей, направленная на увеличение продаж автомобиля. Результатом агрессивной политики автопроизводителей является ускорение обновления автопарка и вывод из эксплуатации автотехники, узлы и компоненты которой вполне пригодны для дальнейшей эксплуатации. В России ежегодно выводится из эсплуатации более 500 тысяч автомобмлей. Так же, учитывая, что в 1990-х гг. прошлого века в нашу страну хлынул поток подержанных автомобилей, иногда полностью выработавший своей ресурс, следует ожидать значительного увеличения количества автомобилей, выводимых из эксплуатации.
Помимо изношенных автомобилей в отходы поступают снятые при ремонте детали и автокомпоненты: элементы кузова, аккумуляторы, детали двигателя и трансмиссии, узлы подвески, автопокрышки, бамперы и другие детали из резины и пластмасс. Кроме того, в отходы поступают заменяемые рабочие жидкости: минеральное масло, антифриз, тормозная жидкость, серная кислота и др.
Ускорившееся обновление автопарка, увеличение его численности создают серьезную угрозу окружающей среде, в том числе путем неоправданного большого потребления материальных ресурсов. Снизить его может рациональное обращение с выводимыми из эсплуатации автомобилями, автокомпонентами и материалами путем разборки, дефектации и возвращения восстанавленных узлов и агрегатов в производство и техническое обслуживание автомобилей.
Утилизация автомобилей, исходя из вышесказанного, должна развиваться в двух направлениях: восстановление и повторное использование узлов, агрегатов и других автокомпонентов, сохранивших свой ресурс, и переработки узлов и агрегатов, не подлежащих к восстановлению, во вторичные материальные ресурсы с целью их использования при произоводстве новых материалов.
Утилизация автомобиля начинается с разборки и очистки агрегатов и деталей утилизируемых автомобилей. Очистка облегчает разборку, позволяет оценить пригодность снятых узлов и агрегатов к повторному использованию и восстановлению. Очистка позволяет на 20-30% повысить ресурс восстанавливаемых деталей и агрегатов, а так же поднять производительность труда при разборке автомобиля на 15-20%.
Загрязнение автомобиля и его агрегатов может быть наружним и внутренним. Снаружи автомобиль загрязнен дорожно-почвенными и маслянно-грязевыми отложениями, герметизирующими и лакокрасочными покрытиями, продуктами коррозии.
Внутри агрегатов автомобиля имеются загрязнения, вызникающие в результате старения смазок, износа трущихся деталей, а также накипь, нагар, продукты коррозии, асфальто-смолистые отложения.
Загрязнение автомобиля и его агрегатов имеют сложный химический состав, и для их удаления используют механические, физико-химические и физические процессы, в основе которых лежат те или иные способы разрушения загрязнений и удаления их с очищаемой поверхности.
Для мойки автомобилей применяют механизированные моечные установки, а также шланговые одно- или двухпостовые установки ручной мойки. Такие установки могут работать в стационарных и полевых условиях с забором воды из естественных водоемов или водопровода. Для мойки и санитарной обработки кузовов автомобильных фургонов существуют специальные установки. При мойке автомобилей пользуются также моечной ручной щеткой с подводом воды через рукоятку. С помощью мойки удаляют загрязнения с наружной части шасси и кузова автомобилей. Моют автомобили холодной и теплой водой, паром, применяют различные автошампуни.
Мойка может выполняться при низком, среднем и высоком давлении. В настоящее время автомобили предпочитают мыть под высоким давлением, так как этот вид струйной очистки более производителен, способствует сохранности лакокрасочных покрытий и снижению себестоимости очистки. При мойке в установках высокого давления насосные агрегаты могут быть оборудованы системами нагрева воды, подачи моющих веществ, защиты и автоматики. Поверхность автомобиля очищается за счет действия плоской водяной струи, поступающей с большой скоростью из распылителя через специальные насадки. Вода нагревается в змеевике, который обогревается газами от сгоревшего жидкого топлива, или в баке с тепло-электронагревателями. Температура воды поддерживается на заданном уровне системой автоматики.
После мойки автомобиля обычно приступают к очистным подготовительным работам, значение которых очень велико, так как эффективность технологических процессов моим и очистки существенным образом влияет на производительность труда и санитарно-гигиенические условия работы.
Качество работ по восстановлению изношенных поверхностей деталей, а также сборки автомобилей находится в прямой зависимости от полноты и качества выполнения очистных работ. Очистные работы очень трудоемки, но крайне важны. Очищают поверхности деталей, удаляют загрязнения пepeд разборкой, нанесением лакокрасочных, электрохимических или химических покрытий, а также при подготовке к сборке и при сборке.
Очистка может быть нескольких уровней:
Приведенные уровни очистки отличаются массой остаточных загрязнений. Процесс удаления с поверхности наиболее крупных частиц, мешающих разборке, дефектации и механической обработке является макроочисткой. Удаление загрязнений от масла, остатков эмульсии, солей моющих растворов, пыли выполняется при микроочистке. Травление металла и очистка поверхности от остатков поверхностно-активных частиц, защитных пленок и посторонних веществ представляет собой активационную очистку, которую выполняют при подготовке поверхностей деталей к хромированию, цинкованию и к другим видам электролитических покрытий.
От степени загрязненности поверхности зависит распределение на ней слоя воды. Если поверхность чистая, то вода распределяется ровным слоем, без разрывов. Этот метод — метод смачивания водой — применяют иногда для контроля остаточной загрязненности поверхности. Кроме этого метода контроля остаточной загрязненности применяют и иные способы: протирания, весовой, люминесцентный.
Загрязнения с поверхностей деталей удаляют различными способами. Так, например, широко применяют специальные моющие средства, которые удаляют жидкие и твердые загрязнения с поверхности, используют синтетические моющие средства, растворы которых по моющей способности в несколько раз превосходят растворы едкого натра и различных щелочных смесей. Растворами из синтетических моющих веществ можно очищать детали из черных, цветных и легких металлов и сплавов. Наиболее эффективное действие растворов проявляется при температуре 75—85°. После мойки детали, подлежащие хранению не более 15 дней, можно не подвергать дополнительной противокоррозионной обработке.
Удаляют загрязнения и с помощью растворителей — керосина, бензина, уайт-спирита, дизельного топлива. В основном их используют для очистки деталей и элементов масляных фильтров, блоков, каналов коленчатых валов, топливной аппаратуры, обезжиривания поверхностей от асфальтосмолистых загрязнений.
При применении растворяющих эмульгирующих средств (РЭС) в чистом виде или в смеси с другими растворителями очистка происходит путем растворения загрязнений. Очистку с помощью РЭС, как правило, выполняют в герметизированных машинах погружного типа, соблюдая меры безопасности, так как эти средства обладают повышенной токсичностью.
Очистку от нагара, накипи, коррозии можно осуществлять химическими, механическими, химико-термическими и иными способами. Стальные и чугунные детали от нагара можно очистить химическим способом, который основан на использовании щелочных растворов повышенной концентрации. Например, детали из алюминиевых сплавов обрабатывают в растворе, не содержащем каустической соды. На 3 часа их погружают в ванну с раствором при температуре 90°С, за тем размягченный нагар снимают металлическими щетками после чего детали промывают в слабом щелочном растворе. Существует и иной, более совершенный механический способ удаления нагара косточковой или пластмассовой крошкой, стеклянными шариками или сухим льдом. При очистке дробленой скорлупой фруктовых косточек поток сжатого воздуха, который движется с высокой скоростью, вместе с косточковой крошкой подается на очищаемую поверхность под давлением 0,3–0,6 МПа, с силой ударяется о поверхность детали и разрушает нагар и другие загрязнения. Шероховатость поверхности детали при этом не изменяется, что важно для деталей из алюминиевых сплавов, а также деталей и сборных единиц двигателей — шатунов, головок блоков, коленчатых валов и др.
Ультрозвуковая (УЗ) очистка деталей от нагара и других загрязнения применяется при обработке деталей сложной конфигурации, имеющих внутренние полости и другие труднодоступные участки поверхности. УЗ очистка деталей основана на передаче энергии ультразвуковых колебаний от преобразователя в моечную ванну, содержащую раствор для очистки. Колебания ялвяются причиной образования мелких воздушных пузырьков, разрушающихся в растворе, что создает эффект кипения. Образующиеся пузырьки при прикосновении с очищаемой поверхностью лопаются и эффективно очищают деталь от различных, сравнительно непрочных отложений не повреждая самой детали.
Эффективность УЗ очистки зависит от частоты ультразвуковых колебаний, интенсивности ультразвука и физико-химических свойств моющего раствора. Для повышения эффективности УЗ очистки в моющий раствор добавляются поверхностно-активные вещества (ПАВ).
Внутренние поверхности охлаждающей системы двигателя очищают от накипи щелочными растворами. Карбонаты магния и кальция, содержащиеся в накипи, растворяются в соляной кислоте, а силикаты и сульфаты кальция и магния разрыхляются в щелочном растворе. Разрыхленный слой затем смывают водой.
Накипь с поверхностей трубок радиаторов удаляют 5%-ным раствором каустической соды в воде и затем промывают их проточной водой. После этого трубки 10 минут обрабатывают 8%-ным раствором соляной кислоты при температуре 50°С. Чтобы не допустить коррозии, в раствор добавляют 4 г уротропина на один литр раствора. Для нейтрализации кислоты окончательно промывают радиатор 20%-ным раствором углекислой соды, а затем горячей водой. Чтобы снять накипь с поверхности деталей из алюминиевых сплавов, применяют растворы молочной и фосфорной кислот.
От коррозии очищают детали путем химической, механической или струйно-абразивной обработкой (гидровиброабразивный способ). Химическая очистка от коррозии заключается в травлении пораженных поверхностей растворами соляной, серной, азотной, фосфорной и иных кислот, а также пастами. Механическую обработку осуществляют металлическими щетками или металлическим песком. Мелкие детали, такие как пружины, нормали, от коррозии, окалины, загрязнений очищают в галтовочных барабанах с фарфоровой крошкой. Барабан с загруженными фарфоровой крошкой и деталями вращается с частотой 20 об/мин в ванне с раствором кальцинированной соды и хозяйственного мыла при температуре 60—65°С два часа.
Струйно-абразивная обработка - может быть сухой и жидкостной. При сухой струйно-абразивной обработке частицы абразива подаются на деталь с помощью кинетической энергии струи сжатого воздуха. При жидкостной струйно-абразивной обработке – в виде водной суспензии.
От старых лакокрасочных покрытий очистку деталей производят при подготовке поверхности к покраске. При капитальном ремонте автомобилей старые лакокрасочные покрытия полностью удаляют. Только в этом случае можно нанести новое лакокрасочное покрытие. Удаляют лакокрасочные покрытия с помощью смывок, растворов щелочей и специального инструмента. Чаще всего применяют обработку деталей из черных металлов и их сплавов в ванне с водным раствором каустической соды (50 г каустической соды на 1 л) при температуре 85°С. Для ускорения процесса снятия лакокрасочного слоя в два раза в раствор вводят ускорители. В качестве ускорителя применяют трипропиленгликоль или смесь триэтаноламина с монофениловым эфиром этиленгликоля (1–10% по массе каустической соды). После окончания обработки деталей в щелочной ванне их промывают в воде при температуре 55—65°С и нейтрализуют 10%-ным раствором ортофосфорной кислоты. После обработки на поверхности деталей образуется пленка фосфатов, которая временно защищает от коррозии. Эта пленка служит грунтом для последующего лакокрасочного покрытия. Кроме того, лакокрасочные покрытия снимают при помощи смывок: СП-6, АФТ-1, СД и др. Применяют и растворители N 646, 647, 648 и Р—10. Смывки наносят на поверхность путем распыления или кистью. В зависимости от марки смывки через 10—20 мин лакокрасочное покрытие снимают скребками, очищенную поверхность протирают тряпкой, смоченной раствором синтетического моющего средства или уайт-спирита.