Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:43, реферат

Описание работы

В начале XXI века конфликт между деятельностью человека и возможностя-ми природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. По мне-нию ученых, если в ближайшие десятилетия не принять эффективные меры по охране природы, то окружающая природная среда не сможет самовосстанавливаться и начнется необратимый процесс самоуничтожения всего живого. Существенную роль в нарушении экологического баланса Земли играет Россия. Сейчас на каждого россиянина ежегодно выпадает с пылью и осадками более 300 тонн загрязняющих веществ от промышленных предприятии и прочих стационарных источников

Файлы: 1 файл

мой.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и науки Российской Федерации

Пензенский  государственный университет

 

 

Факультет естественных наук, нанотехнологий и радиоэлектроники

 

 КАФЕДРА экология и безопасность  жизнедеятельности

 

 

 

 

 

Реферат по экологии

на тему «Оценка  воздействия на окружающую среду (ОВОС). Содержание, документация, задачи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза 2010

 

Введение

В начале XXI века конфликт между деятельностью человека и  возможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. По мнению ученых, если в ближайшие десятилетия не принять эффективные меры по охране природы, то окружающая природная среда не сможет самовосстанавливаться и начнется необратимый процесс самоуничтожения всего живого. Существенную роль в нарушении экологического баланса Земли играет Россия. Сейчас на каждого россиянина ежегодно выпадает с пылью и осадками более 300 тонн загрязняющих веществ от промышленных предприятии и прочих стационарных источников. Например, выбросов в атмосферу CО2, SО2, NOX, CO в России столько же, сколько в Германии и Франции вместе взятых и в три раза больше, чем в Великобритании, хотя производимый внутренний валовый продукт (ВВП) в 4-6 раз ниже, чем в названных странах. Твердых веществ выбрасывается в окружающую среду почти в два раза больше чем в Германии, Франции и Великобритании вместе взятых. 
Прогрессирует экологическая деградация хозяйственной структуры России. В ней заметно увеличилась роль природоемких, экологически агрессивных отраслей (топливной промышленности, электроэнергетики, металлургии) и уменьшилась доля экологически более приемлемых производств (легкой промышленности и машиностроения). Стремительно сокращается высокотехнологичное, трудо- и наукоемкое машиностроение, определящее технический прогресс, в том числе в экологической сфере. 
Зарубежные инвесторы также интересуются в основном сырьевыми отраслями российской экономики, которые увеличивают нагрузку на природную среду. За последние годы 87,2% иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики направляется на поиск, добычу, транспортировку нефти и газа, 6,55% — на добычу золота и алмазов. 
Растут удельные энерго-, материала-, природоемкостъ производства. За 1990-е гг. энергоемкость ВВП возросла на 20%, его водоемкие отрасли – на 22%, а удельный сброс загрязняющих сточных вод — на 33% (Российский стат. ежегодник, 2000). При таких показателях не приходится говорить о внедрении в России ресурсосберегающих технологий. 
Темпы опустошения российских недр намного превышают прирост разведанных запасов. Так, в 1990 г. прирост запасов углеводородного сырья в четыре раза превышал его добычу, а в 1998 г., наоборот, отставал от нее почти вдвое. В 1999 г. прирост запасов достиг лишь двух третей добычи. Эта негативная тенденция сохраняется. 
Организация объединенных наций в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.), которую подписала и наша страна, определила общие принципы правового подхода к охране природы; указала, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство. В настоящее время в России создана система правовой охраны природы, которая представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущего поколений. 
Одним из механизмов реализации правовой охраны природы является оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, которые являются наиболее эффективными управленческими рычагами рационального природопользования и охраны окружающей среды, что в конечном счете должно решать экологические проблемы России. 
В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года глава VI (ст. 32, 33) посвящена оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе. Эти процедуры являются обязательной мерой в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности, способной оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности субъектов этой деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза являются взаимосвязанными элементами единого правового института — оценки воздействия и экологической экспертизы. 
Оценка воздействия на окружающую среду проводится на стадии разработки обосновывающей документации, нередко еще до начала процесса проектирования. Оценку выполняет сам заказчик. Экологическая экспертиза осуществляется в отношении уже законченной проектной и предпроектной документации, которая представляется на экспертизу; она проводится специальными экспертными комиссиями, образованными органами Минприроды России. 
Экологическая экспертиза выполняет роль предупредительного экологического контроля, а также инструмента поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности. Ее проведение обеспечивает соблюдение и охрану конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров. 
Анализ правовой природы рассматриваемых процедур позволяет дать им следующую характеристику. Оценка воздействия на окружающую среду — это обязанность заказчика обосновывающей документации, выполнение которой служит одной из гарантий права на благоприятную окружающую среду. 
Государственная экологическая экспертиза является важнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды России, а общественная экологическая экспертиза — неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических организаций как юридических лиц. 
Общественные отношения по оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе тесно связаны между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет свою функцию в механизме действия экологического права. Правовое значение экологической экспертизы более широкое. Задача государственной экологической экспертизы — гарантировать, чтобы в процессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, адекватные требованиям законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  понятия ОВОС и ЭЭ

   1. Материалы по выбору площадки (трассы) – собранная и соответ-

ствующим образом  подготовленная информация, характеризующая  намеченную деятельность на данной территории и состояние окружаю-

щей среды этой территории и предназначенная для  обеспечения проек-

тирования и оформления Акта по выбору площадки (трассы).

   Ключевым  вопросом организации порядка  подготовки, принятия и

реализации  хозяйственных решений является процедура передачи в

пользование земельного участка, определенная земельным законодатель-

ством Российской Федерации. Именно на конкретной площадке, в про-

цессе строительства  и эксплуатации объекта хозяйственной деятельно-

сти происходит "техногенное вторжение" в ОС, или, иными словами,

воздействие хозяйственной  деятельности на среду обитания.

   2. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) или расчет (ТЭР) ин-

вестиций является документом, содержащим несколько вариантов дос-

тижения цели заказчиком по развитию намечаемой деятельности (стро-

ительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения

предприятия и т. д.).

   В ТЭО  инвестиций рассматривается альтернативный  вариант по

выбору площадки (трассы) строительства объекта с  учетом природных

опасностей  территории.

   3. Проект  строительства (реконструкции, технического  перевоо-

ружения, расширения) предприятия является документом, конкрети-

зирующим технические  и другие решения, принятые на стадии ТЭО,

после всестороннего  рассмотрения и учета вариантов  размещения объек-

та. В проекте  строительства рассматривается  альтернатива по выбору

технического оборудования, материалов, сырья, энергии и т. д.

   4. Проектирование  рассматривается как средство  решения народно-

хозяйственных проблем и включает разработку предплановой, предпро-

ектной и  проектной документации.

   5. Намечаемая  деятельность понимается как готовность заказчика

вложить инвестиции в строительство нового или в  реконструкцию, рас-

ширение или  техническое перевооружение действующего предприятия.

   6. Заказчик  – организатор деятельности, располагающий финансо-

выми и материальными  ресурсами, необходимыми для подготовки и ре-

ализации намечаемых хозяйственных решений.

   7. Разработчик  – научно-исследовательская, проектная, проектно-

технологическая,технологическая  или другая организация, осуществля-

ющая по заданию  заказчика разработку проекта хозяйственной деятель-

ности или другой документации, реализация которой может  оказать

воздействие на ОС.

    8. Общественность  – одно или несколько физических  или юриди-

ческих лиц, объединенных общей идеей.

    9. Общественные  слушания – обобщенное наименование этапа в про-

цедуре ОВОС, позволяющего выявлять (предсказывать), анализировать,

оценивать и  учитывать в проектных решениях экологические, соци-

альные, экономические  и другие, связанные с ними, последствия реа-

лизации намечаемой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)