Оценки и перспективы развития мирового экологического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:06, реферат

Описание работы

Экологические проблемы проникают в различные сферы общественной жизни, определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства. Сегодня угроза выживания обусловлена главным образом истощением и деградацией природной среды вследствии активной человеческой деятельности Экономическое развитие на пороге 21-века идет, к сожалению, без должного учета исчерпаемости многих видов не возобновляемых природных ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны и экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………........3
2.Природопользование как экономическая система. Основные экологические проблемы…………………………………………………………………………..…5
3. Основные экологические проблемы современности…………………………...6
4.Принципы экологической политики развитых стран. Экономический механизм охраны окружающей природной среды……………………………….10
5.Экономический механизмы охраны окружающей природной среды………...13
6.Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды…………….17
7. Оценки и перспективы развития мирового экологического рынка…………..22
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

миро курсач.docx

— 52.23 Кб (Скачать файл)

Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и другими  неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые с  экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному  использованию природных ресурсов. Определение ЕЭС гласит, что “физические  и юридические лица, действующие  в рамках публичного частного права, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необходимым для ликвидации этого  загрязнения или сокращения его  до уровня, который соответствовал бы стандартам или эквивалентным  требованиям, обеспечивающим соблюдение целевых показателей качества окружающей среды, или, при отсутствии таких  показателей, стандартам и нормативам установленным общественными властями”.

Современную трактовку принципа “загрязнитель платит” можно  свести к двум основным положениям:

- загрязнитель должен  нести все расходы по средоохранной деятельности;

- загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи через цены на свою продукцию и услуги.

Следует отметить, однако, что  практическое применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответственным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит  ущерб окружающей среде или создает  условия, приводящие к возникновению  такого ущерба. Однозначное же определение  ответственного за загрязнение может  быть затруднено, особенно тогда, когда  загрязнение связано одновременно с несколькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными  причинами (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы  должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное  с административной и экономической  точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния  окружающей среды.

Во-вторых, политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений  о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

В-третьих, экономические  причины, особенно на региональном уровне (безработица, закрытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против применения данного принципа.

Тем не менее, не существует другого принципа экологической  политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным. Различные инструменты экологической политики по разному способствуют реализации этого принципа, о чем речь пойдет ниже.

Принцип долгосрочной перспективы. Стоимость экологической деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь по прошествии его может выявиться полный ущерб.

Не только ущерб, но и стоимость  охраны окружающей среды должна рассматриваться  перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка. Требуется несколько лет для накопления капитала (например, строительство водоочистных сооружений и канализации). Адаптация производственных процессов, изменение отраслевой структуры, переразмещение фирм требуют одного-двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

Сейчас же мы порой наблюдаем  обратные явления, старые свалки служат ярчайшим примером необдуманной экологической  политики без предвидения будущего ущерба.

Принцип взаимозависимости. Экологическая политика должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения и сокращения загрязнения, между самими загрязняющими веществами.

В качестве отрицательного примера можно привести экологическую  политику в США и некоторых европейских странах , концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов, загрязненных опасными веществами.

Принцип “пользователь платит”. Принцип “пользователь платит” является применением принципа “загрязнитель платит” в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды

До недавнего времени  в нашей стране отсутствовали  действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование окружающей природной  среды. Ныне в России создан и функционирует  экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность -- ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.

Нарастание негативных явлений  в окружающей среде закономерно  поставило еще в 70-х годах XX в. вопрос о необходимости принятия неотложных природоохранных мер  как приоритетной задачи, а глобальный характер этих явлений потребовал подключения  к ее решению международных организаций. В результате начал формироваться  и продолжает совершенствоваться общемировой природоохранный механизм, состоящий из ряда взаимодополняющих компонентов (организаций, решений и мероприятий).

Опасность современного экологического кризиса состоит в том, что  он ставит под угрозу возможность  устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных  систем ведет к утрате ее целостности  и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для  жизни. Устойчивое развитие требует  расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов для сохранения равенства условий и использования  минерального сырья ныне живущих  и будущих поколений. Преодоление  кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений  человека и природы, исключающих  разрушение и деградацию окружающей среды.

Для пресечения, исправления  и контроля сложившейся ситуации и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван  создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

Формирование нового экономического механизма природопользования и  финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления и регулирования экономики.

Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

- планирование и финансирование  природоохранительных мероприятий;

- установление лимитов  использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих  веществ в окружающую природную  среду и размещение отходов;

- установление нормативов  платы и размеров платежей  за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих  веществ в окружающую природную  среду, размещение отходов и  другие виды вредного воздействия;

- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а  также гражданам налоговых, кредитных  и иных льгот при внедрении  ими малоотходных и ресурсосберегающих  технологий и нетрадиционных  видов энергии, осуществлении  других эффективных мер по  охране окружающей природной  среды;

- возмещение в установленном  порядке вреда, причиненного окружающей  природной среде и здоровью  человека.

Прежде всего экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

Следующая важнейшая функция  экономического механизма -- стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них.

При характеристике роли экономических  мер в обеспечении природопользования и охраны окружающей среды нужно  отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативой один другому. Наоборот, они дополняют друг друга. Очевидно, что не может быть больше или меньше экологического нормирования, экологического лицензирования или государственной экологической экспертизы. Эти функции государственного управления охраной окружающей среды должны осуществляться в объеме, предусмотренном экологическим законодательством. Критерий тут может быть один - наибольшая полезность в достижении цели. Одновременно в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться экономические меры охраны окружающей среды. Следовательно, важно исследовать и урегулировать применение административных и экономических методов управления природоохранительной деятельностью в направлении их оптимального сочетания, но только не противопоставления.

В конечном счете задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.

Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды  и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного  воздействия на окружающую среду, рационального  использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

Применение принципа “загрязнитель  платит” направлено на создание механизма  экономической ответственности  субъекта хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду и заинтересованности в  осуществлении природоохранной  деятельности.

Таким образом, под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Новые механизмы  финансирования охраны окружающей среды

Платность природных ресурсов - важнейший элемент нового механизма  финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические  фонды и экологическое страхование.

Плата за использование природных  ресурсов. Закон Российской Федерации  об охране окружающей природной среды  предусматривает плату не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов. Согласно ст. 20 Закона Российской Федерации плата за природные ресурсы (земля, вода, леса и др.) взимается: а) в пределах установленных лимитов, б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, в) на их воспроизводство и охрану.

Формы платежей за природные  ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными  ресурсами плату взимают в  виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами - в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей - в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Информация о работе Оценки и перспективы развития мирового экологического рынка