Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 23:09, контрольная работа
Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества.
Нормирование в области охраны окружающей среды…...
2
Уголовная ответственность за преступления в области охраны и использования природных объектов и ресурсов………………………………………………………...
13
Список используемой литературы…………………………
Право потребителя на экологическую безопасность товаров, работ, услуг закреплено в ст. 5 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г., где установлено, что обязательные требования по безопасности здоровья и окружающей природной среды должны обеспечиваться экологическими стандартами. В случае если такие стандарты отсутствуют, товаропроизводитель должен инициировать их разработку. На товары (результаты работ), использование которых по истечении определенного срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, должны устанавливаться сроки годности.
Экологическая стандартизация начала развиваться еще до принятия законодательства о правах потребителей. Были разработаны государственные стандарты на качество питьевой воды, методы и порядок отбора проб воздуха и вод для анализа их качества, шумовые характеристики средств автотранспорта и летательных аппаратов и др.
С принятием Закона о правах потребителей разработка экологических стандартов на товары, работы, услуги активизировалась. Закон вводит и обязательность экологической сертификации товаров, работ, услуг.
Известно, что при развитии производительных сил не учитывались экологические нагрузки. Это приводило к концентрации вредных производств, росту загрязнений в городах, разрушению естественных экологических систем и даже к необратимым изменениям природы ряда регионов.
В принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. Водном кодексе Российской Федерации впервые на законодательном уровне введены специальные нормы об установлении предельно допустимых воздействий на водные объекты.
Водным кодексом установлено, что нормативы допустимых воздействий на водные объекты устанавливаются исходя из:
В развитие Водного кодекса Правительством Российской Федерации будет установлен порядок разработки этих нормативов.
Отраслевые предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным природным ресурсам – лесам, особо охраняемым природным территориям, охотничьему хозяйству, особо ценным регионам, например по озеру Байкал, разрабатывались органами лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, охраны природы в ведомственных положениях и инструкциях.
ФЗ «Об охране окружающей
среды» установил обязательность учета
предельно допустимых нагрузок на природную
среду при формировании территориально-
Для защиты от загрязнений и других вредных воздействий этот закон предусматривает создание и нормирование санитарных и защитных зон.
Санитарные и защитные зоны представляют собой часть земельного, водного, недренного пространства, в пределах которого законодательством устанавливается особый режим в целях охраны здоровья населения и природных ресурсов от вредного воздействия хозяйственной деятельности.
Зоны санитарной охраны устанавливаются в каждом населенном пункте, где имеется или строится водопровод. Зона охраны источника водоснабжения делится на пояса, в каждом из которых действует особый режим.
В первом поясе, где находится сам источник водоснабжения, запрещается проживание и временное нахождение лиц, не связанных непосредственно с работой на водопроводных сооружениях, а также какое бы то ни было строительство, за исключением необходимого для технических нужд водопровода.
Во втором поясе, охватывающем территорию, непосредственно окружающую источник водоснабжения и его притоки, запрещается такое использование территории или этого источника, которое может вызвать его качественное или количественное ухудшение. В соответствии с этим всякого рода строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купания и т.п. допускается в пределах второго пояса только с особого разрешения органов санитарно-эпидемиологического надзора.
Третий пояс охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. Здесь органы здравоохранения производят специальный учет инфекционных заболеваний, которые могут распространяться через водопровод.
Округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются для природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Порядок их образования и режим определены Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Источники вредных воздействий – предприятия, теплоэлектростанции, аэропорты и др. отделяются от жилых массивов санитарно-защитными зонами. Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий их размеры определены для предприятий пяти классов санитарной вредности от 1000 до 50 метров. При больших масштабах производства, ограниченной возможности очистки выбросов и неблагоприятных условиях взаимного размещения промышленных предприятий и жилой застройки санитарно-защитные зоны могут быть увеличены в 3 раза. Для крупных производственных комплексов эти зоны могут быть установлены в особых размерах, с учетом мощности предприятий.
В санитарно-защитной зоне запрещается строительство жилья, 40% ее территории рекомендуется занимать зелеными насаждениями.
Водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы, представляющие территории строгого режима.
Таким образом, экологическое нормирование и стандартизация помогают отслеживать и предотвращать ухудшение экологической обстановки в регионе.
2. Уголовная ответственность
за преступления в области
охраны и использования
В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.
Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о том, сколько человек в России умирает в связи с воздействием на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды, встречать не приходилось. Однако известно, что продолжительность жизни мужчин в России в последние 25 лет сократилась с 71 года до 57 лет, в том числе в связи с деградацией природы.
Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.
Специальные экологические составы:
К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:
Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:
а) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. Важно подчеркнуть, что в прежнем УК РСФСР вовсе не предусматривались составы, отражающие посягательство на природу в целом. По новому УК РФ к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в ст. 247– 249,259, 262, 215, 237, 358;
б) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это – преступления, предусмотренные ст. 245, 250–258, 260--261 УК РФ.
Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:
Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.
Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:
Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.
За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний: