Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:25, реферат
Известно [1], что почти 3/4 поверхности нашей планеты занимают океаны. Вода - драгоценная жидкость, дар природы нашей планете. В таком количестве, как на Земле, ее нет нигде в Солнечной системе. Вода - это основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле - фотосинтезе.
Согласно статистическим данным [2], в настоящее время человечество использует 3,8 тыс. куб. км. воды ежегодно, и темпы ее потребления ежегодно растут, поэтому водных запасов на планете хватит на ближайшие 25-30 лет
По мнению советского географа и океанографа Ю.М. Шокальского [3], который ввел термин «Мировой океан», под этим названием подразумевается «совокупность той водной оболочки земного шара, главная особенность которой — соленость». А позже ученые всего мира пришли к выводу, что «Океан — кладовая колоссальных биологических и минеральных ресурсов, средство для межконтинентальных связей, генератор и регулятор климата — сейчас становится фактором, непосредственно определяющим будущее человечества, будущее каждого из нас» [цит. по [4]].
1.Введение…………………………………………………………………………………………………3
2. Океан и экологические проблемы его освоения……………………………………………………………………………………………………42.1 Значение мирового океана………………………………..……………………………………………………………………..4
2.2 Истощение биологических ресурсов океана………………………………………………………...5
2.3 Загрязнение Мирового океана………………..………………………………………………………6
2.4 Охрана морей и океанов…………………………………………………………………………..…..8
2.5 Методы очистки вод Мирового океана…………………………………………………………..….8
3.Заключение…………………………………………………………………………..………………..…9
4.Список используемой литературы……………………………………………………………………10
5. Приложение……………………………………………………………………………………………11
Физические процессы включают: испарение и химический перенос нефти в атмосферу с брызгами, растворение и образование эмульсий, возникновение нефтяных комочков.
Химические и биологические процессы характеризуются скоростью окисления нефти, микробиологическим разложением, потреблением нефти морскими организмами с последующим переходом по пищевой цепи (см. приложение 1). Эти процессы зависят в значительной степени от состава нефти и температуры океанических вод (тропические или полярные широты).
Известно [4], что нефтяное загрязнение опасно тем:
1)что ограничивает взаимосвязъ океана и атмосферы;
2)снижает испарение воды;
3)уменьшает насыщение воды кислородом;
4)увеличивает отражение солнечной энергии в мировое пространство;
5)снижает проникновение солнечного света в глубины морей, в результате чего замедляется фотосинтез планктона, который является пастбищем для его обитателей. А уменьшение фитопланктона, как установили ученые [8], ведет к сокращению поглощения океаном углекислого газа.
Экологические последствия нефтяного загрязнения показано на рис.2 [4]:
Рисунок 2 – Экологические последствия нефтяного загрязнения
Сброс отходов в море с целю захоронения (дампинг). Известно[2], что многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды. Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера. Установлено [4], что в шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов. Бытовой мусор в среднем содержит ( на массу сухого вещества) 32-40% 0органических веществ; 0,56% азота; 0,44% фосфора; 0,155% цинка; 0, 085% свинца; 0,001% ртути; 0, 001% кадмия. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.
Механическое загрязнение обусловлено накоплением на дне океана различных видов бытового мусора. Пример – консервные банки на дне Мексиканского залива, плавающие на поверхности океана полиэтиленовые пакеты, пластик, пенопласт (см. приложение 6). Известно [2], что механическое загрязнение океана незначительно и мало влияет на морские экосистемы. Механическое загрязнение океана может даже в некотором плане позитивно влиять на придонные экосистемы: горшки, банки являются неплохими укрытиями для различных животных, а затонувшие корабли превращаются в своеобразные экосистемы, являющиеся в некоторой степени аналогами подводных пещер.
Засорение пестицидами. «Пестициды составляют группу искусственно
созданных веществ, используемых для борьбы
с вредителями и болезнями растений» [цит.
по [3]].
Установлено [2], что пестициды уничтожая вредителей,
наносят вред многим полезным организмам
и подрывают здоровье биоценозов. В сельском
хозяйстве давно уже стоит проблема перехода
от химических (загрязняющих среду) к биологическим
(экологически чистым) методам борьбы
с вредителями.
В настоящее время известно [5], что более 5 млн. т. пестицидов и отходов их
производства поступает на мировой рынок.
И около 1, 5 млн. т. этих веществ уже вошло
в состав наземных и морских экосистем
золовым и водным путем .
Засорение тяжелыми металлами.
Металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь,
мышьяк,) относятся к числу распространенных
и весьма токсичных загрязняющих веществ.
Они широко применяются в различных промышленных
производствах, поэтому, несмотря на очистные
мероприятия, содержание соединения тяжелых
металлов в промышленных сточных водах
довольно высокое. Большие массы этих
соединений поступают в океан через атмосферу.
Для морских биоценозов наиболее опасны
ртуть (при выветривании осадочных и изверженных
пород ежегодно выделяется 3, 5 тыс. т. ртути),
свинец и кадмий ( см. приложение 2).
Охрана морей и океанов
Считается [9], что наиболее серьезной проблемой морей и океанов в нашем столетии является загрязнение нефтью. Поэтому в 1954 году в Лондоне прошла международная конференция, ставившаяся целью выработать согласованные действия по охране морской среды от загрязнения нефтью. На ней была принята конвенция, определяющая обязанности государств в этой области. Позже в 1958 году в Женеве были приняты еще четыре документа: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции юридически закрепили принципы и нормы морского права. Они обязывали каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять морскую среду нефтью, радиоотходами и другими вредными веществами. Прошедшая в 1973 году в Лондоне конференция приняла документы по предотвращению загрязнения с судов. Согласно принятой конвенции, каждое судно должно иметь сертификат - свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка находятся в исправном положении и не наносят ущерб морю.
Известно [4], что институт океанологии РАН разработал эмульсионный метод очистки морских танкеров, полностью исключающий попадание нефти в акваторию. Запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров, все сбросы с них должны выкачиваться только на береговые приемные пункты. Для очистки и обеззараживания судовых сточных вод, в том числе хозяйственно-бытовых, созданы электрохимические установки.
В Японии создана и апробирована уникальная технология [4], с помощью которой можно в короткие сроки ликвидировать гигантское пятно. Корпорация «Кансай сагге» выпустила реактив ASWW, основной компонент которого - специально обработанная рисовая шелуха. Распыленный по поверхности, препарат в течение получаса всасывает в себя выброс и превращается в густую массу, которую можно стащить простой сетью.
Для удаления с поверхности прибрежных вод пятен масел американские ученые создали модификацию полипропилена [4], притягивающего жировые частицы. На катере-катамаране между корпусами поместили своеобразную штору из этого материала, концы которой свисают в воду. Как только катер попадает на пятно, нефть прочно прилипает к «шторе». Остается лишь пропустить полимер через валики специального устройства, которое отжимает нефть в приготовленную емкость.
Согласно истории [9], С 1993 года был запрещен сброс жидких радиоактивных отходов (ЖРО), но число их неуклонно растет. Поэтому в целях защиты окружающей среды в 90-е годы стали разрабатываться проекты очистки ЖРО. В 1996 году представители японских, американских и российских фирм подписали контракт на создание установки по переработке ЖРО, скопившихся на Дальнем Востоке России. На реализацию проекта правительство Японии выделило 25,2 млн. долларов.
Известны следующие методы очистки Мирового океана[4]:
- локализация участка (с
- сжигание на локализованных участках;
- удаление с помощью песка, обработанного особым составом (в результате чего нефть прилипает к зернам песка и опускается на дно);
-поглощение нефти соломой,
- препарат “ДН-75”, за несколько минут очищает поверхность моря от нефтяных загрязнений;
- ряд биологических методов,
применение микроорганизмов,
- использование специальных
Созданы специальные суда малых размеров, которые доставляются самолетами к месту аварии танкеров; каждое такое судно может всасывать до 1,5 тыс. л нефтеводяной смеси, отделяя свыше 90 ( нефти и закачивая ее в специальные плавучие емкости, буксируемые затем к берегу.
- предусмотрены нормы
Заключение
Как следует из данных приведенных выше, Мировой океан находится под большой экологической угрозой, а вслед за ним и жизнь человечества. Воздействие на нас океана настолько велико, что засоряя его, человечество не задумывается о последствиях. Уже давно необходимо придти к выводу, что просторы Мирового океана необходимо защищать от самих себя, поэтому правительства многих стран ставят проблему окружающей среды первоосновной. Они стремятся решить не только важные экономические, политические и правовые вопросы, но и проблему рационального использования и потребления неисчерпаемых ресурсов Мирового океана.
Список используемой литературы
2. Гобальные проблемы
3. Экология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интернет: http://www.ecoportal.ru
4. Винокурова, Н.Ф, Трушин, В.В. Человечество и природа Земли [Текст] / Н.Ф Винокурова, В.В Трушин. – Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1998.
5.Оценка запаса водных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интернет: http://www.encydia. com/en/ Оценка запаса
6. Проблемы мирового океана среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интернет: http://www.km.ru
7. Кэррингтон,Р. Биология моря [Текст] / Р.Кэррингтон.- Ленинград,1966.
8. Биология окружающей среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интернет: http://www.phytoplankton.ru
9. Пятифан. Охрана и рациональное использование вод Мирового океана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интернет: http://www.5Fan .ru
Приложение
Приложение 1.
Нефтяное загрязнение.
Приложение 2.
Накопление тяжелых металлов по цепям питания.
Приложение 3.
Нефтяное засорение.
Приложение 4.
Радиоактивные бочки в недрах Мирового океана.
Приложение 5.
Рыбный порт.
Приложение 6.
Мусорный остров в Тихом океане.
Информация о работе Океан и экологические проблемы его освоения