Онтология как учение о бытии. Сущность проблемы бытия, ее философский смысл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Онтология – философская дисциплина, рассматривающая различные трактовки проблемы бытия. Термин «онтология» происходит из слияния греческих слов ontos - сущее и logos - учение, понятие. Под понятием "бытие" в философии понимается максимально общая характеристика реальности как целого, то общее, что содержится во всех предметах, явлениях и артефактах мира, то, что объединяет их, позволяя нам сказать: этот мир. Таким образом, онтология рассматривает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Онтологическая проблематика строится как выявление общего в единичном, осознание единства реальности и человека в этой реальности.

Файлы: 1 файл

Онтология как учение о бытии.docx

— 15.43 Кб (Скачать файл)
  1. Онтология как учение о бытии. Сущность проблемы бытия, ее философский смысл

 

Онтология – философская дисциплина, рассматривающая различные трактовки проблемы бытия. Термин «онтология» происходит из слияния греческих слов ontos - сущее и logos - учение, понятие. Под понятием "бытие" в философии понимается максимально общая характеристика реальности как целого, то общее, что содержится во всех предметах, явлениях и артефактах мира, то, что объединяет их, позволяя нам сказать: этот мир. Таким образом, онтология рассматривает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Онтологическая проблематика строится как выявление общего в  единичном, осознание единства реальности и человека в этой реальности. В соответствии с уровнями выделения общего бытие классифицируется на:

• Физическое бытие мира, главными проявлениями которого являются пространство и время.

• Биологическое бытие, главным  проявление которого является феномен  жизни.

• Личностное бытие –  совокупность внешних и внутренних характеристик человека как уникального  проявления природы.

• Социальное бытие - бытие  человеческого общества.

Каждый из частных уровней  бытия, обладая рядом особенностей, существует во взаимосвязи, давая основание  для выделения бытия как такового – собственно, предмета онтологии.

Термин "онтология" впервые  появился у Р. Гоклениуса ("Философский лексикон"). В качестве отдельной, самостоятельной философской категории и философской дисциплины онтология была разработана в философской системе Х.Вольфа.

 

Слово «бытие» в философии  заключает в себе существенно  иной смысл, нежели в нашей обыденной  речи, в которой оно употребляется  весьма редко. В основном тогда, когда  хотят подчеркнуть особую значимость или «высокий стиль» высказывания. В большинстве же случаев обходятся  нейтральным термином «существование». В глагольных формах слова «бытие»  также возникли разные смысловые  вариации. Общеупотребимый глагол «быть» (находиться в наличии, существовать) является однокоренным с существительным «бытие».

 Однако для отличения философского характера его использования часто применяют немного неуклюжую для русского языка форм «бытийствовать».

В чем же заключается дополнительный к обычному, философский смысл  понятия «бытие»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сформулировать исходную проблему, для обозначения которой и появилось в философии данное понятие. Причем это даже не одна, а целое множество проблем, с постановки которых, собственно, и должно начинаться всякое философствование.

Первый шаг заключается  в констатации самоочевидного: мир, в котором мы живем, существует. Он просто «есть», имеется в наличии, дан человеку как среда обитания. И при всех своих изменениях всегда сохраняет некую стабильность, связность, упорядоченность.

Зафиксировав в качестве аксиомы факт существования мира в целом, наша мысль неизбежно  двинется дальше: а каким образом  он существует? Этот вопрос подразумевает  прояснение сразу нескольких характеристик  бытия:

- Мир существует вечно?  Он всегда был, есть и будет?  Или он когда-то возник и,  следовательно, рано или поздно  погибнет?

- Конечен или бесконечен  наш мир пространственно? Существуют  ли какие-либо пределы, границы  пространственной организации мира?

- Благодаря чему существует  наш мир? Что его «держит», не  дает ему «рассыпаться», рухнуть,  потерять видимую упорядоченность  и организацию? Если наблюдаемый  нами мир когда-то возник, то  по какой причине или по  чьей воле? Из чего?

- Наш мир един или  множествен? Таких миров много  или он один?

- Мир в целом развивается,  изменяется, или он стабилен и  постоянен, а изменяются лишь  его элементы? Если он изменяется, то что движет миром? Где источник его движения и развития?

- Есть ли в существовании  нашего мира какой-либо смысл?  Зачем он существует? Для какой  цели? Или таких целей и смысла  нет, а видимая целесообразность  и тонкая подгонка его частей  друг к другу — лишь кажимость?

- Разумность человека  как частицы мира является  характеристикой локальной, случайной  для мира в целом или универсальной,  пронизывающей все его бытие?  И т. д.

Вопросы, согласитесь, небезинтересные. Ответы на них стоило бы поискать даже из чистого любопытства. Однако не только естественная любознательность движет в этом случае человеком. Есть у него в стремлении получить ответы на эти вопросы и известная «корысть». Заключается она примерно в следующем.

 

 


Информация о работе Онтология как учение о бытии. Сущность проблемы бытия, ее философский смысл