Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:40, лабораторная работа
Большинство сортов применяемого ныне бензина содержит в качества антидетонационной присадки тетраэтилсвинец (0,41 – 0,82 г/л). Бензин с такой присадкой называют этилированным. Применение этой присадки позволяет сократить потребление топлива, но загрязняет атмосферу соединениями свинца.
Особо следует остановиться на выбросах углеводородов, которые претерпевают в атмосфере фотохимическое окисление под действием ультрафиолетового облучения. Продукты этих окислительных реакций образуют так навываемый смог. В бензиновых двигателях основное количество углеводородовприходится на этан и этилен, а в газовых - на метан. Легче всего под воздействием ультрафиолетового излучения окисляются непредельные углеводороды, такие, как этилен. Предельные углеводороды, включая метан, более стабильны. Поэтому в ограничительных стандартах автомобильных выбросов ряда стран углеводороды учитываются без метана, хотя пересчет ведется на метан.
Важно иметь в виду, что при использовании газового топлива увеличивается моторесурс двигателя - в 1,4-1,8 раза; срок службы свечей зажигания - в 4 раза; моторного масла - в 1,5-1,8 раза; межремонтный пробег - в 1,5-2 раза. При этом снижается уровень шума на 3-8 дБ и время заправки. Все это обеспечивает быструю окупаемость затрат на перевод транспорта на газомоторное топливо.
Внимание специалистов привлекают вопросы безопасности использования газомоторного топлива. В целом взрывоопасная смесь газовых топлив с воздухом образуется при концентрациях в 1,9-4,5 раза больших, чем с бензином и дизельным топливом, что снижает опасность образования такой смеси.
Однако определенную опасность представляют утечки газа через неплотность соединений. В этом отношении наиболее опасен сжиженный нефтяной газ, который в результате утечки образовывает местные скопления, способные «разливаться», что при возгорании увеличивает очаг пожара.
Отечественный и мировой опыт эксплуатации автомобилей не на газомоторном топливе, однако, не позволяет считать их более опасными, чем автомобили на бензине, если к этому добавить имеющийся в России на сегодня комплекс технических средств, обеспечивающих применение газа на транспорте, то необходимо признать, что переход на газомоторное топливо - вопрос ближайшего времени. Он диктуется экономическими, экологическими и технологическими соображениями.
Кроме сжиженного (сжатого газа) многие специалисты предрекают большое будущее жидкому водороду, как практически идеальному, с экологической точки зрения, моторному топливу. Но существуют проблемы, связанные как со свойствами самого водорода, так и его производством. Как горючее для транспорта водород удобнее и безопаснее в жидком виде, где в пересчете на 1 кг он превосходит по калорийности керосин в 6,7 раза и жидкий метан в 1,7 раза. В то же время плотность жидкого водорода меньше, чем у керосина почти на порядок, что требует больших баков, которые необходимо теплоизолировать, что также влечет за собой дополнительный вес и объем. Высокая температура горения водорода приводит к образованию значительного количества экологически вредных окислов азота, если окислителем является воздух. Истинный перелом в мировой топливной базе на основе водорода, может быть, достигнут путем принципиального изменения способа его производства, когда исходным сырьем станет вода, а первичным источником энергии - солнце или сила падающей воды.
ХОД РАБОТЫ
Вариант 1
Выберите участок автотрассы вблизи учебного заведения (места жительства, отдыха) длиной 0,5 – 1 км, имеющий хороший обзор.
Определите число единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 20 минут. Получив у преподавателя, расчетные данные по длине участка приступайте к вычислениям. При этом заполняйте таблицу:
Тип автотранспорта |
Всего за 20 мин |
За 1 час, Nj |
Общий путь за 1 час, Lj, км |
Легковые автомобили (бензиновые, дизельные) |
|||
Грузовые автомобили |
|||
Автобусы (бензиновые, дизельные) |
|||
Газели |
Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом. Исходными данными для расчета количества выбросов являются:
Нормы расхода топлива
Тип автотранспорта |
Удельный расход топлива Yj (л на 1 км) диз. топливо |
Удельный расход топлива Yj (л на 1 км) бензин |
Легковые автомобили |
0,09 – 0,11 |
0,11 – 0,13 |
Автобусы дизельные |
0,38 – 0,41 |
|
Автобусы бензиновые |
0,41 – 0,44 | |
Грузовые автомобили |
0,31 – 0,34 |
|
Газель |
0,15 – 0,17 |
Значения эмпирических коэффициентов (К), определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего, приведены в таблице.
Коэффициенты выброса
Вид топлива |
Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ |
Углеводороды |
Диоксид азота | |
Бензин |
0,6 |
0,1 |
0,04 |
Дизельное топливо |
0,1 |
0,03 |
0,04 |
Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, равного удельному расходу (л/км).
Обработка результатов и выводы
Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (L, км), по формуле:
Lj= Nj*L, где
j – обозначение типа автотранспорта;
L – длина участка, км;
Nj – число автомобилей каждого типа за 1 час.
Рассчитайте количество топлива (Qj, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:
Qj = Lj*Yj.
Определите общее количество сожженного топлива каждого вида и занесите результаты в таблицу:
Расход топлива
Тип автомобиля |
Lj |
Qj | |
бензин |
Дизельное топливо | ||
1. Легковые автомобили (бензиновые, дизельные) |
|||
2. Автобусы дизельные |
|||
3. Автобусы бензиновые |
|||
4. Грузовые автомобили |
|||
5. Газель |
|||
Всего |
åQ |
Рассчитайте объем выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива (КQ) и всего, занесите результат в таблицу.
Объем выбросов
Вид топлива |
åQ, л |
Количество вредных веществ, л | ||
Угарный газ |
Углеводороды |
Диоксид азота | ||
Бензин |
||||
Дизельное топливо |
||||
Всего |
(V), л |
Рассчитайте массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле:
где М – молекулярная масса.
Рассчитайте количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды.
Результаты запишите в таблицу:
Вид вредного выброса |
Кол-во, л (объем) |
Масса, г |
Объем воздуха для разбавления, м3 |
Значение ПДК, мг/м3 |
Угарный газ |
3,0 | |||
Углеводороды |
0,1 | |||
Диоксид азота |
0,04 |
Сопоставьте полученные результаты с количеством выбросов вредных веществ, производимых находящимися в вашем районе заводами, фабриками, котельными, автопредприятиями и другими загрязнителями воздуха.
Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали. Для этого рассчитайте объем необходимого воздуха для заданного вам участка дороги, принимая во внимание ширину дороги, тротуары с обеих сторон движения и свой рост. Сделайте расчет фактической концентрации вредных выбросов (мг/м3), исходя из рассчитанного объема воздуха (м3) и массы конкретного газового выброса (мг). Сделайте вывод, сравнив фактическую концентрацию выбросов, поступивших в атмосферу и ПДК.
Второй вариант
Ход работы
Для проведения работы выбираем участок вблизи учебного заведения, имеющий хороший обзор с прилегающий территории. В течение 20 минут определяем число единиц автотранспорта, при этом заполняем таблицу 1.
Таблица 1
Тип транспорта |
Количество автомобилей 20 минут в одном направлении |
Интенсив ность движение за 1 час, Nj |
Средний эксплуатационный расход топлива, л/км, G |
Легковые автомобили |
0.12 | ||
Грузовые автомобили (бензин) |
0.33 | ||
Автобусы бензиновые |
0.37 | ||
Дизельные грузовые автомобили |
0.34 | ||
Автобусы дизельные |
0.28 | ||
Газель (бензин) |
0,16 |
Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом.
Рассчитываем мощность эмиссии q (количество выбросов) СО, СхНх, N02, Pb в обрабатывавших газах для каждого из газообразных веществ по формуле
Q = 2.06 * 10-4* т * [∑(Gik * Nik * Kk )- ∑(Gid * Nid * Kd)], (г/с*м) (1)
m-поправочный коэффициент зависящий от средней cкорости транспортного потока (рис. 1).
Gik, Gid - средний эксплуатационный расход топлива для данного типа карбюраторных и дизельных автомобилей соответственно, л/км: таблица 1
Nik Nid - интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных и дизельных автомобилей соответственно, авт/ час.
Кк, Кd. - коэффициенты принимаемые для данного компонента загрязнения, для карбюраторных и дизельных типов соответственно (таблица 2).
Рис.1 Зависимость поправочного коэффициента m от средней скорости транспортного потока.
Тип автотранспорта |
К, для компонентов рк загрязнений | |||
СО |
СхНу |
NO2 |
Pb | |
Легковые автомобили |
0,6 |
0,12 |
0,06 |
0,37 |
Грузовые автомобили |
0,6 |
0,12 |
0,06 |
0,17 |
Автобусы бензиновые |
0,6 |
0,12 |
0,06 |
0,17 |
Дизельные грузовые автомобили |
0,14 |
0,037 |
0,015 |
|
Автобусы дизильные |
0,6 |
0,06 |
0,06 |
Мощность эмиссии свинца в обработавших газах карбюраторных двигателей рассчитываемых по формуле:
QPb = 2,06 * 10 -7 *Тр * Ко*KPb [∑ Gik * Nik *pk], (г/с*м) (2), где
Тр - коэффициент зависящий от скорости транспортного потока. Для скорости равной 80 км/час (Тр = 1);
Кo- коэффициент учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов (на деталях двигателя) (Kо = 0,8);
KPb- коэффициент учитывающий долю отрабатываемого свинца в виде аэрозолей в общем виде выбросов (КPb = 0,2);
Рк- содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобиле данного типа. Для бензина марки АИ-76=0,17 г/кг, а для АИ-93=0,37 г/кг.
Рассчитываем концентрацию загрязнения атмосферного воздуха различными компонентами в зависимости от расстояния кромки дороги по формуле:
С= + F, мг/м3 (3), где
g - мощность эмиссии различных компонентов загрязнения, рассчитанная ранее;
𝜹 - значение стандартного Гауссова рассеяния в вертикальном направлении, зависит от расстояния дороги и уровня радиации (таблица 3);
V - скорость ветра, преобладающая в расчетный периода месяца = 3м/с;
sin 𝝋 – угол, составляющий направление ветра к трассе = 30°;
F - фоновая концентрация загрязнений (г/м3).
Таблица 3
Приходящая солнечная радиация |
Значение 𝜹 при удаление кромки проезжей части (м). | |||||||||
0 |
10 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
150 |
200 |
250 | |
Сильная |
0,2 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
13 |
19 |
24 |
30 |
Слабая |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
14 |
18 |
22 |